город Ростов-на-Дону |
|
06 мая 2021 г. |
дело N А53-35536/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от ООО "ТД Лаптев": Черкесовой Е.А. по доверенности от 11.01.2021;
от Ростовского УФАС: Дедух Ю.Р. по доверенности N 53 от 17.08.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Лаптев"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 03.03.2021 по делу N А53-35536/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Лаптев"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьего лица: муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" Азовского района Ростовской области
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Лаптев" (далее - ООО "Торговый Дом Лаптев", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС, управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 19.08.2020 N РНП-61-313.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетного учреждение здравоохранение "Центральная районная больница" Азовского района Ростовской области (далее - учреждение, МБУЗ "ЦРБ").
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 03.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что обществом не представлено доказательств принятия мер, направленных на исполнение контракта в условиях принятых ограничений, не представлено отказов уполномоченных органов в предоставлении пропусков для передвижения, не представлено доказательств отсутствия возможности приобретения материалов с использованием сети Интернет, не обосновано наличие иных обстоятельств, которые в совокупности в принятыми ограничениями могли бы являться объективной причиной неисполнения контракта.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Торговый Дом Лаптев" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество сослалось на добросовестное поведение и отсутствие умысла на уклонение от исполнения контракта, поставщик не имел возможности исполнить свои обязательства по не зависящим от него причинам и совершил конкретные действия, направленные на его фактическое исполнение. Во исполнение нормативных правовых актов, принятых органами исполнительной власти, приняты приказы директора ООО "ТД Лаптев", которыми был установлен режим нерабочих дней с 30.03.2020 по 30.04.2020 и с 06.05.08.2020 (приказы от 26.03.2020, 03.04.2020, 29.04.2020). Общество не входит в перечень системообразующих организаций, оказывающих существенное влияние на экономику, занятость населения и социальную стабильность в Ростовской области, утвержденный приложением к Распоряжению Губернатора Ростовской области от 09.04.2020 N 76, поэтому работникам ООО "ТД Лаптев" не выдавались справки, разрешающие в условиях самоизоляции передвижение по Ростовской области, что было подтверждено представленным в материалы дела письмом администрации города Таганрога (N бО-исх/427 от 10.02.2021). ООО "ТД Лаптев" 27.03.2020 заключил договор поставки N 1/5 с ООО "ЛИГА МКС", по условиям которого ООО "ЛИГА МКС" обязуется своими силами и средствами в соответствии со спецификацией и техническим заданием выполнить поставку товара, а также произвести конструкцию здания модульного фельдшерско-акушерского пункта. ООО "ЛИГА МКС" в адрес ООО "ТД Лаптев" направило письмо о том, что в сложившейся ситуации из-за пандемии, приступить к исполнению договора в настоящее время не представляется возможным. Соблюдение распоряжений органов власти делает невозможным исполнение условий договора (письмо ООО "ЛИГА МКС" от 02.04.2020). Из-за отсутствия медицинского оборудования на рынке продаж, которое в период пандемии являлось дефицитным и пользовалось повышенным спросом, а также резким удорожанием, ООО "ТД Лаптев", направило в адрес заказчика письмо с предупреждением о возможной просрочке исполнения обязательств в части приобретения медицинского оборудования. В сложившейся ситуации, с учетом работы в период пандемии, ООО "ТД Лаптев" удалось исполнить подобные контракты, но только благодаря тому, что стороны по контракту пошли друг другу на встречу и продлили сроки исполнения контрактов. Согласно заключению Союза "Торгово-Промышленная палата Ростовской области" представленные материалы подтверждают осуществление ООО "Торговый Дом Лаптев" фактических действий в целях исполнения обязательств по муниципальному контракту.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества просил решение суда отменить, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель управления просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 25.02.2020 учреждением в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0358300284320000012 "Закупка модульного фельдшерско-акушерского пункта". Начальная максимальная цена контракта составила 1 900 000,00 рублей.
Между учреждением и обществом 26.03.2020 заключен контракт, цена которого составила 1 900 000,00 руб.
В связи с неисполнением обществом обязательств к установленному сроку (24.07.2020), Учреждением в адрес общества 28.07.5020 было направлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 26.03.2020 N 20000012 и в этот же день размещено в сети Интернет в единой информационной системе в сфере закупок.
Учреждение 12.08.2020 направило обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "ТД Лаптев" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Антимонопольным органом 19.08.2020 было принято решение N РНП-61-313 о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении общества.
Полагая, что указанное решение является незаконным, общество обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) законодателем предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 (далее - Правила N 1062), ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляет антимонопольный орган.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
В случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в антимонопольный орган информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в письменной форме обоснованием причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 6 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 11 Правил N 1062 уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 названных Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты их поступления.
Управление при решении вопроса о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ и Правил N 1062 осуществило проверку представленной заказчиком информации и документов, подтверждающих недобросовестное поведение общества, не установило нарушений процедуры одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Антимонопольный орган исходил из того, что в установленный срок общество не осуществило поставку и не выполнило работы, предусмотренные условиями контракта, не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства.
Общество не оспаривая факт неисполнения контракта, ссылается на добросовестное поведение и отсутствие умысла на уклонение от исполнения контракта, на отсутствие возможности исполнить свои обязательства по не зависящим от него причинам и совершение действий, направленных на исполнение контракта.
Из материалов дела следует, что 25.02.2020 между учреждением и обществом был заключен контракт на закупку модульного фельдшерско-акушерского пункта.
В соответствии с п. 2.1 контракта, поставщик обязан осуществить 100% поставку, установку, оснащение и ввод в эксплуатацию модульного фельдшерско-акушерского пункта в течение 120 календарных дней, со дня подписания контракта, то есть до 24.07.2020.
По состоянию на 27.07.2020 поставщик не осуществил поставку, установку, оснащение и ввод в эксплуатацию модульного фельдшерско-акушерского пункта.
Управлением 27.07.2020 в адрес ООО "Торговый Дом Лаптев" направлено письмо-уведомление исх. N 1109 от 27.07.2020 о направлении представителя поставщика для составления акта о неисполнении обязательств.
Комиссией МУЗ "ЦРБ" Азовского района 28.07.2020 установлено, что поставщик не приступил к исполнению поставки, установки, оснащению и вводу в эксплуатацию модульного фельдшерско-акушерского пункта по адресу: Ростовская обл., Азовский район, с. Стефанидинодар, ул. Калинина, 28, о чем составлен акт неисполнения обязательств по контракту.
В связи с неисполнением обязательств поставщиком к установленному сроку (24.07.2020), учреждением 28.07.5020 было направлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 26.03.2020 N 20000011 и в этот же день размещено в сети Интернет в единой информационной системе в сфере закупок.
Из позиции подателя жалобы следует, что невозможность подписания контракта была обусловлена внешними факторами и неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 совместного Письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, по мнению Минфина России, МЧС России, ФАС России носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
Согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
Судом первой инстанции установлено, что срок исполнения контракта на поставку, установку, оснащение и ввод в эксплуатацию модульного фельдшерско-акушерского пункта был определен в течение 120 дней с момента заключения контракта (с 25.02.2020 по 24.07.2020), в связи с чем заявитель имел возможность для исполнения контракта после ослабления мер (с мая 2020 года), принятых с распространением пандемии. Вместе с тем, доказательства, что в указанный период принимались меры по исполнению контракта, в материалы дела не представлены, в том числе не представлены: запросы и ответы по поставке медицинского оборудования, а также переписка о невозможности привлечь иных лиц для выполнения работ, предусмотренных контрактом.
Невозможность получения справки, разрешающую в условиях самоизоляции передвижение по Ростовской области, и заключение договора поставки N 1/5 с ООО "ЛИГА МКС", которое обязалось своими силами и средствами выполнить поставку товара, а также произвести конструкцию здания модульного фельдшерско-акушерского пункта, не подтверждают принятие всех мер обществом в целях исполнения контракта, поскольку в период с мая 2020 года по 24.07.2020 доказательства принятия таких мер не представлено.
Доводы об отсутствии медицинского оборудования на рынке продаж, подлежит отклонению, поскольку не подтверждено материалами дела. Не указано какое конкретно оборудование не могло быть поставлено. Соответствующие пояснения в судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества не смог дать.
Ссылка на заключение Торгово-Промышленной палаты Ростовской области о принятии ООО "Торговый Дом Лаптев" фактических действий в целях исполнения обязательств по муниципальному контракту, подлежит отклонению, поскольку указанное заключение содержит правовую оценку обстоятельств и документов, что является компетенцией суда.
Суд первой инстанции верно указал, что обществом не представлено доказательств принятия мер, направленных на исполнение контракта в условиях принятых ограничений, не представлено доказательств отсутствия возможности приобретения материалов с использованием сети Интернет, не обосновано наличие иных обстоятельств, которые в совокупности в принятыми ограничениями могли бы являться объективной причиной неисполнения контракта.
Таким образом, довод заявителя об отсутствии возможности осуществлять предпринимательскую деятельность и обеспечить исполнение контракта, обоснованно не принят судом первой инстанции.
Антимонопольный орган при вынесении оспариваемого решения учел, что с марта по июль 2020 года общество подавало заявки на участие в конкурсных процедурах и заключало договоры, что противоречит позиции общества о невозможности и отсутствии средств на исполнение контракта.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.03.2021 по делу N А53-35536/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-35536/2020
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ЛАПТЕВ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" АЗОВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Муниципальное бюджетное учреждение здравохранения "Центральная районная больница" Азовского района Ростовской области