г. Чита |
|
07 мая 2021 г. |
Дело N А58-7020/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Бушуевой Е.М., Юдина С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ваулиной Ю.Д.,
при участии в судебном представителя АО "Теплоэнергосервис" по доверенности от 30.12.2020 N 303 Тимофеевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Единая эксплуатационная служба" МО "Усть-Янский улус на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2021 года по делу N А58-7020/2019 по исковому заявлению акционерного общества "Теплоэнергосервис" (ИНН 1435191592, ОГРН 1071435012439) к муниципальному бюджетному учреждению "Единая эксплуатационная служба" МО "Усть-Янский улус (район)" (ИНН 1429006516, ОГРН 1141448010660) о взыскании 270 832,03 руб.,
по встречному исковому заявлению муниципального бюджетного учреждения "Единая эксплуатационная служба" МО "Усть-Янский улус (район)" к акционерному обществу "Теплоэнергосервис" об обязании произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Теплоэнергосервис" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к муниципальному бюджетному учреждению "Единая эксплуатационная служба" МО "Усть-Янский улус (район)" о взыскании 270 832 рублей 03 копеек, в том числе 257 274 рубля 06 копеек долга за апрель 2019 года по муниципальному контракту теплоснабжения и поставки горячей воды (теплоносителя) от 16.03.2019 N 03664, муниципальному контракту холодного водоснабжения от 11.02.2019 N 03090-Х и 13 557 рублей 97 копеек пени за период с 16.05.2019 по 17.06.2019 и далее по день фактической оплаты долга.
В процессе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования, в окончательном варианте просил взыскать 257 274 руб. 06 коп. задолженности за апрель 2019 года и 42 797 руб. неустойки.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 марта 2020 года принято к производству встречное исковое заявление муниципального бюджетного учреждения "Единая эксплуатационная служба" МО "Усть-Янский улус (район)" к акционерному обществу "Теплоэнергосервис" об обязании произвести перерасчет начислений по поставке тепловой энергии по спорному периоду путем уменьшения основной суммы задолженности согласно приборам коммерческого учета.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2021 года исковые требования удовлетворены, в удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Четвертый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда, принять по делу судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что работы по устройству узлов учета тепловой энергии выполнены на основании муниципального контракта N 62-ЭА-19 на оказание услуг по сервисному обслуживанию, технической поддержке узла учета тепловой энергии, который заключен с индивидуальным предпринимателем Филимоновым О.А. Проекты узлов учета по спорным объектам (утвержденные теплоснабжающей организацией в 2017 году) соответствуют требованиям указанным в Правилах N 1034. Количество тепловой энергии в спорный период определяется по данным прибора учета, ответчик должен произвести перерасчет потребленной тепловой энергии. Также, согласно муниципальным контрактам, стороны договорились определять количество подаваемой тепловой энергии по нагрузке (приложение N 4А к муниципальным контрактам). Все существенные условия со стороны МБУ "ЕЭС МР "Усть-Янский улус (район)" были выполнены в полном объеме, без нарушений. Представитель АО "Теплоэнергосервис" не явился на спорные объекты для принятия и ввода в эксплуатацию приборов коммерческого учета. До настоящего времени спорные объекты МБОУ "Туматская СОШ", МБДОУ "Туматский детский сад "Олененок" не принимаются к коммерческому учету и расчет производится по договорным объемам. Также согласно п. 58 Правил N 1034 узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию. Тем самым подтверждается законность действий МБУ "ЕЭС МР "Усть- Янский улус (район)".
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела, между истцом (теплоснабжающая организация) и ответчиком (муниципальный заказчик) заключен муниципальный контракт теплоснабжения и поставки горячей воды (теплоносителя) от 16.03.2019 N 03664, в соответствии с которым теплоснабжающая организация обязуется поставлять теплоэнергоресурсы на объекты теплоснабжения соответствующего качества и в объемах, определяемых договором, указанных в приложении N 1, а муниципальный заказчик обязуется оплачивать потребление теплоэнергоресурсов и тепловые потери.
Согласно пункту 4.1 контракта расчет количества потребляемых теплоэнергоресурсов производится по показаниям приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Приказом Минстроя России N 99/пр от17.03.2014 и приложением N 4 к настоящему муниципальному контракту.
При отсутствии приборов учета, а также в иных случаях, предусмотренных приложением N 4 к муниципальному контракту, расчет потребления теплоэнергоресурсов производится в соответствии с приложением N 6 (пункт 4.2 государственного контракта).
Согласно п. 4.4.1 государственного контракта муниципальный заказчик самостоятельно платежным поручением оплачивает предъявленный теплоснабжающей организацией счет в следующем порядке: а) 30 процентов плановой общей стоимости теплоэнергоресурсов, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, б) оплата за фактически потребленную в истекшем месяце теплоэнергоресурсов с учетом средств, ранее внесенных Государственным заказчиком в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления теплоэнергоресурсов за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.
Муниципальный контракт считается заключенным с момента подписания и действует по 31 декабря 2019 года.
Стороны договорились, что настоящий муниципальный контракт распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01 января 2019 года.
Также между истцом (далее - организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ответчиком (муниципальный заказчик) был заключен муниципальный контракт холодного водоснабжения от 11.02.2019 N 03090-Х, по условиям которого истец обязуется подавать ответчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную (питьевую) воду, холодную (техническую воду). Муниципальный заказчик обязуется оплачивать принятую холодную (питьевую) воду, холодную (техническую) воду (далее - холодная вода) установленного качества в объеме, определенном настоящим контрактом, и соблюдать предусмотренный настоящим контрактом режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно пункту 4 контракта, датой начала подачи (потребления) холодной воды является 01 января 2019 года.
Оплата по настоящему контракту осуществляется муниципальным заказчиком по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) тарифам на техническую воду, устанавливаемым в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Контракт заключается с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года (пункт 45) и считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за 1 месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового контракта на иных условиях (пункт 46).
Истец, в исполнение условий контрактов произвел поставку тепловой энергии и холодной воды в апреле 2019 года на объекты ответчика, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ от 30.04.2019 N 219, на сумму 7 680 967 руб. 68 коп. (тепловая энергия); актом сдачи-приемки выполненных работ от 30.04.2019 N 218на сумму 39 448 руб. 78 коп. (холодная вода).
Акт сдачи-приемки выполненных работ от 30.04.2019 N 219 подписан ответчиком с протоколом разногласий от 13.05.2019.
Согласно протоколу разногласий от 13.05.2019 ответчик принял работы по акту от 30.04.2019 N 219 на сумму 7 423 693 руб. 62 коп.
Платежным поручением от 17.05.2019 N 1526 ответчик оплатил задолженность по холодной воде в сумме 39 448 руб. 78 коп. Платежным поручением от 17.05.2019 N1528 ответчик частично оплатил долг по тепловой энергии в сумме 7 423 693 руб. 62 коп., задолженность по оплате тепловой энергии составила 257 274 руб. 06 коп.
Образовавшаяся задолженность по оплате тепловой энергии послужила основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Ответчик с суммой долга не согласился, обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) со встречным иском к АО "Теплоэнергосервис" об обязании произвести перерасчет начислений по поставке тепловой энергии за спорный период.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, в удовлетворении встречных исковых требований отказал.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, абонент обязуется оплачивать принятую энергию, соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
На основании статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно пункту 4.1 муниципального контракта от 16.03.2019 N 03664 расчет количества потребляемых теплоэнергоресурсов производится по показаниям приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Приказом Минстроя России N 99/пр от17.03.2014 и приложением N 4 к настоящему муниципальному контракту. При отсутствии приборов учета теплоэнергоресурсов, а также в иных случаях, предусмотренных приложением N 4 к муниципальному контракту, расчет потребления теплоэнергоресурсов производится в соответствии с приложением N 6 (пункт 4.2 государственного контракта).
Разногласия сторон возникли на сумму 257 274 руб. 06 коп. в связи с применением истцом расчетного способа определения объема поставленной тепловой энергии, а ответчиком исходя из показаний прибров учета про объектам детский сад "Олененок" Сайылык, детский сад "Олененок" Тумат и средняя школа "Тумат.
Согласно статье 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190 "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету, который осуществляется путем их измерения приборами учета, устанавливаемым по общему правилу в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности. В случае отсутствия в точках учета приборов учета допускается осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем. Обязанность по организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета лежит на потребителях, не имеющих таких приборов.
В соответствии с пунктом 7 указанной статьи коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Правила N 1034), в соответствии с пунктом 3 которых ввод в эксплуатацию узла учета - процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
При этом в силу положений Правил N 1034 организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя включает в себя, в том числе, ввод узла учета в эксплуатацию (пункт 17); узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (пункт 58).
В соответствии с пунктом 73 Правил N 1034 перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.
Пунктом 62 Правил N 1034 предусмотрено, что ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе:
а) представитель теплоснабжающей организации;
б) представитель потребителя;
в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
Комиссия создается владельцем узла учета.
В соответствии с пунктом 64 Правил N 1034 для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя:
а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами;
б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;
г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток).
Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию.
При приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется:
а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и Правилам;
б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм;
в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета;
г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения;
Доказательства ввода в эксплуатацию приборов учета по спорным объектам в материалы дела не представлены.
Акты допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии по объектам МБОУ "Туматская СОШ", МБДОУ "Туматский детский сад "Олененок" представленные истцом, составлены в нарушение пункта 62 Правил N 1034 в отсутствие представителей теплоснабжающей организации.
Согласно пункту 66 Правил N 1034 при приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется: а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и Правилам; б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом тепловых сетей и пр. При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя (пункт 67 Правил). При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется представителем теплоснабжающей организации, представителем потребителя (пункты 69, 70 Правил).
Таким образом, полномочиями по проверке правильности работы и установки узла учета тепловой энергии обладает представитель теплоснабжающей организации.
О том, что в спорный период (апрель 2019 года) узлы учета тепловой энергии не были введены в эксплуатацию, о чем также свидетельствует переписка сторон за последующий период.
Письмом от 19.08.2019 N 613 ответчик просит принять на коммерческий учет узлы учета тепловой энергии по спорным трём объектам с 01 сентября 2019 года.
Проект узла учета тепловой энергии в МБОУ "Туматская СОШ" был направлен ответчиком с письмом от 19.09.2019 N 683, фотографии для дистанционного доступа узла учета тепловой энергии направлены с письмом от 24.09.2019 N 697.
Также судом первой инстанции правомерно принято во внимание, что факт отсутствия ввода узла учета тепловой энергии в эксплуатацию в соответствии с положениями, установленными Правилами N 1034, подтверждено в ходе рассмотрения дела N А58-6815/2019, в котором участвовали те же лица.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что приборы учета до настоящего времени не приняты учету, поскольку не соответствуют технической документации.
Таким образом, ответчик не представил доказательств ввода в эксплуатацию в заявленный период приборов учета тепловой энергии по спорным объектам.
В случаях отсутствия в точках учета приборов учета, неисправности прибора учета, нарушения установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, допускается коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем (пункт 31 Правил N 1034).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что применение истцом расчетного способа при определении платы за отпущенный ответчику энергоресурс является обоснованным.
Установив факт просрочки, суд на основании части 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" правомерно взыскал с ответчика пени в размере 42 702 руб. 93 коп. за период с 16.05.2019 по 07.09.2020 и далее по день фактической оплаты долга.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11.02.2021 по делу N А58-7020/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-7020/2019
Истец: АО "Теплоэнергосервис"
Ответчик: Муниципальное бюджетное учреждение "Единая эксплуатационная служба" МО "Усть-Янский улус (район)"