г. Вологда |
|
07 мая 2021 г. |
Дело N А13-15959/2020 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Болдыревой Е.Н., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 февраля 2021 года по делу N А13-15959/2020,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (межрайонное) (ОГРН 1023500877058, ИНН 3525114885; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 45А; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Курбановой Надежды Васильевны (ОГРНИП 320352500024540, ИНН 352512568706; место жительства: 160014, Вологодская область, город Вологда) финансовых санкций за непредставление сведений о застрахованных лицах в установленный срок по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 и 2018 года в размере 3 500 руб. по требованиям от 21.05.2019 N 045S01190003892, от 09.07.2019 N 045S01190006572.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление управления рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19 февраля 2021 года в удовлетворении ходатайства управления о восстановлении срока обращения в суд, а также в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о взыскании с предпринимателя 2 500 руб. финансовой санкции по требованию от 09.07.2019 N 045S01190006572. В обоснование жалобы ссылается на то, что, поскольку сумма финансовой санкции по данному требованию составила менее 3 000 руб., управление не могло ранее обратиться в суд с заявлением о ее взыскании.
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, управление по результатам проверки отчетности по начисленным страховым взносам по форме РСВ за 2017 год, представленной в налоговый орган, установлено невыполнение предпринимателем обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), по представлению сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в отношении двух застрахованных лиц, о чем управлением составлен акт от 19.03.2019 N 045S18190003496, по результатам рассмотрения которого принято решение от 22.04.2019 N 045S19190003023 о привлечении предпринимателя к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений в виде финансовой санкции в сумме 1 000 руб.
На основании указанного решения в адрес предпринимателя направлено требование от 21.05.2019 N 045S01190003892 об уплате финансовой санкции в сумме 1 000 руб., со сроком для его добровольного исполнения - до 10.06.2019.
Кроме того, по результатам проверки отчетности по форме СЗВ-М, представленной предпринимателем в 2018 году, управлением установлено невыполнение ответчиком обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, по представлению сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в отношении пяти застрахованных лиц, о чем составлен акт от 13.05.2019 N 045S18190007193, по результатам рассмотрения которого принято решение от 18.06.2019 N 045S19190006084 о привлечении предпринимателя к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений в виде финансовой санкции в сумме 2 500 руб.
В адрес предпринимателя направлено требование от 09.07.2019 N 045S01190006572 об уплате финансовой санкции в сумме 2 500 руб. со сроком для его добровольного исполнения - до 29.07.2019.
Поскольку предпринимателем указанные требования не исполнены, управление 20.10.2020 обратилось в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением Арбитражного суда Вологодской области от 03 ноября 2020 года данное заявления управления возвращено.
Ввиду изложенного управление 23.11.2020 обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, установив пропуск управлением срока на обращение в суд и отсутствие оснований для его восстановления.
Апелляционная инстанция при рассмотрении настоящего дела исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ обязан представлять в территориальные органы страховщика (Пенсионного фонда Российской Федерации) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Аналогично статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных указанной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ), подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктами 3 и 10 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. В случае если задолженность не превышает 3 000 руб., данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3 000 руб.
Аналогично статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 руб., территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
Как справедливо отметил суд первой инстанции, в данном случае общая сумма финансовых санкций превысила 3 000 руб. при истечении срока уплаты по требованию от 09.07.2019 N 045S01190006572.
Вопреки доводам жалобы, поскольку на момент выставления указанного требования сумма подлежащих взысканию с предпринимателя финансовых санкций превышала 3 000 руб., оснований для вывода о том, что к финансовым санкциям по требованию от 09.07.2019 следует применять трехлетний срок, установленный для накопления задолженности до суммы, превышающей 3 000 руб., не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что как на момент обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и на момент подачи настоящего заявления, срок на обращение в суд управлением пропущен.
Согласно части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных данным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
В соответствии со статьей 117 АПК РФ пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен судом по ходатайству лица, участвующего в деле, при условии признания причин его пропуска уважительными.
Нормы НК РФ, АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить пропущенный срок, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки по правилам статей 65 и 71 Кодекса принадлежит суду.
Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, а возможность восстановления процессуального срока ставится законом в зависимость от усмотрения суда при наличии соответствующего ходатайства со стороны заявителя и мотивов обращения с таким ходатайством.
Нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с суд, исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 34 постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках", пункте 15 постановление Пленума Верховного Суда Российский Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска процессуального срока.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд управление сослалось на то, что сверка представления отчетности проводилась по разным регистрационным номерам и управление не могло ранее выявить то обстоятельство, что на момент вынесения более позднего требования задолженность предпринимателя составила более 3 000 руб.
Вместе с тем заявленные управлением обстоятельства не могут быть признаны уважительными причинами пропуска срока на обращение в суд, поскольку не подтверждены документально и носят внутренний организационный характер.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал, что указанные управлением причины пропуска срока на обращения в суд не являются уважительными, поэтому оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного срока у суда первой инстанции не имелось.
Обжалуемое решение суда соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 февраля 2021 года по делу N А13-15959/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-15959/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Вологде Вологодской области
Ответчик: Предприниматель Курбанова Надежда Васильевна