Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июля 2021 г. N Ф08-6219/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
08 мая 2021 г. |
дело N А53-33397/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Глазуновой И.Н., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
при участии:
от заявителя: представитель Костенко Кира Сергеевна по доверенности от 09.01.2020;
от заинтересованного лица: представитель Соловьева Наталья Юрьевна по доверенности от 03.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик ККПД-ИНВЕСТ"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.02.2021 по делу N А53-33397/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик ККПД-ИНВЕСТ" (ИНН 6168014188; ОГРН 1076168000952)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (ИНН 6164229538; ОГРН 1046164044156)
о признании незаконным отказа, об обязании зарегистрировать право собственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик ККПД-ИНВЕСТ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации, об обязании зарегистрировать право собственности.
Заявленные требования мотивированы тем, что заинтересованное лицо отказало в государственной регистрации права собственности в отношении трансформаторной подстанции N 6-45.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что трансформаторная подстанция относится к объектам электросетевого хозяйства. Действующим законодательством предусмотрена выдача разрешения на строительство данного объекта недвижимости, следовательно, предусмотрена подготовка проектной документации и выдача разрешения на ввод в эксплуатацию.
Следовательно, для целей регистрации права собственности необходимо было представить разрешение на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию.
При этом само назначение подстанции как объекта электросетевого хозяйства не влечет вывод о возможности его создания без разрешения на строительство.
Ссылка заявителя на судебную практику, содержащую выводы о вспомогательном характере трансформаторной подстанции, признана судом первой инстанции некорректной, поскольку она содержит выводы о подстанциях, обслуживающих объекты на едином участке и принадлежащие одному лицу.
В данном же случае подстанция ввиду предназначенности для обслуживания ряда объектов микрорайона, недопустимости ее передачи во владение и эксплуатацию собственникам объектов, в которые подается энергия, обладает признаками самостоятельного объекта и имеет самостоятельную юридическую судьбу, а потому не может быть признана вспомогательным объектом.
Суд первой инстанции указал, что недопустима ссылка заявителя на пункт 1.2. Постановления Правительства РО от 06.03.2014 N 137 (ред. от 06.10.2017) "Об утверждении Перечня случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ростовской области", согласно которому не требует разрешения строительство, реконструкция линейных объектов и других связанных с ними сооружений (элементов) внутри одного квартала (одного микрорайона), если не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов: электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, канализации (водоотведения), связи, автомобильных дорог местного значения, линий наружного освещения, в том числе кабельных линий наружного освещения. В названном пункте указаны иные объекты, он не применим к спорному объекту энергетики.
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик ККПД-ИНВЕСТ" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неверно сделан вывод о том, что спорный объект обладает признаками самостоятельного объекта и имеет самостоятельную юридическую судьбу.
Заявитель жалобы считает неправомерным ссылаться в решении на письмо Минстроя России от 16.03.2020 N 9394-ДВ/08, письмо Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 13.04.2020 N 3215-АБ/20 Данные письма не являются нормативными правовыми актами и следует руководствоваться положениями действующего законодательства.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит определения объекта вспомогательного использования. Основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования является наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным, и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.
Трансформаторная подстанция N 6-45 расположена на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0073012:120, площадью 85 кв.м., который был предоставлен ООО "ККПД-ИНВЕСТ" на основании договора аренды земельного участка N 35323 от 12.05.2014 в целях строительства сооружений и устройств сетей инженерно-технического обеспечения.
В настоящее время трансформаторная подстанция используется для обеспечения электроэнергией строений микрорайона N 6 жилого района "Левенцовский" в составе внутриплощадочных сетей инженерного обеспечения.
Согласно заключению специалистов-экспертов некоммерческого экспертного учреждения "Центр судебной экспертизы "Прайм" от 07.02.2018 спорная трансформаторная подстанция является частью единой системы внутриплощадочных инженерных сетей и сооружений строящегося микрорайона N 6 жилого района "Левенцовский", выполняет обслуживающую (вспомогательную) функцию по отношению к находящимся в стадии строительства, ввода в эксплуатацию и уже введенных в эксплуатацию многоквартирным жилым домам и иным строениям, является объектом вспомогательного назначения, выдача разрешения на строительство исследуемой трансформаторной подстанции не требуется.
Соответствующая правовая позиция была сформулирована в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А53-6425/2019 от 30.01.2020 и оставлена в силе в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.05.2020.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда о том, что эксплуатация заявителем спорного объекта не сопряжена с использованием объектов, обеспечиваемых энергией, т.к. это использование осуществляется иными лицами, и соответственно вспомогательный объект (принадлежность) должен поступить в собственность лиц, которым принадлежат обслуживаемые объекты, является необоснованным.
Заявитель жалобы указывает, что в действующем законодательстве не содержится ограничения о том, что основное задание (сооружение) и сооружение вспомогательного назначения должны принадлежать на праве собственности одному и тому же лицу.
Действующее законодательство не исключает самостоятельной оборотоспособности вещи - принадлежности, и допускает принадлежность основного здания и сооружения вспомогательного использования на праве собственности разным лицам.
Принадлежность объектов другим лицам, по отношению к которым трансформаторная подстанция является вспомогательным, не лишает данное строение статуса вспомогательного (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.12.2014 по делу N А49-1899/2014).
Отсутствие государственной регистрации права собственности ООО "СЗ ККПД-ИНВЕСТ" на трансформаторную подстанцию не позволяет вовлекать данное имущество в гражданско-правовой оборот, препятствует распоряжению данным имуществом, а именно: осуществить передачу данного объекта в муниципальную собственность.
Заявитель жалобы считает безосновательными выводы суда о необходимости получения разрешения на строительство спорного объекта.
Трансформаторная подстанция ТП N 6-45 является инженерным сооружением вспомогательного назначения, не имеет самостоятельного целевого назначения, является составной частью системы электроснабжения на территории мкр. 6 жилого района "Левенцовский" г. Ростова-на-Дону, необходима для преобразования, распределения, передачи электрической энергии конечным потребителям, исключение которого из технологического процесса энергоснабжения приведет к прекращению подачи электроэнергии к конечным потребителям. Строительство трансформаторной подстанции ТП N 6-45 осуществлено на земельном участке в соответствии с видом его разрешенного использования по договору аренды.
Регистрация права собственности на такой объект должна производиться в порядке, который предусматривает, что у владельца объекта отсутствует необходимость получать разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо апелляционную жалобу не признало, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021 в составе суда произведена замена судьи Илюшина Р.Р. на судью Нарышкину Н.В. в связи с нахождением судьи Илюшина Р.Р. в отпуске.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель заинтересованного лица против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя заявил ходатайство о приобщении к материалам дела проектной документации, технического паспорта, из которых следует, что объект является недвижимым имуществом.
Представитель заинтересованного лица ходатайствовал о приобщении выписки из кадастрового паспорта объекта и пакета документов, представленного при обращении для государственной регистрации права собственности.
Виду отсутствия возражения представителей относительно приобщения документов каждой из сторон и с учетом того, что непринятие указанных документов может привести к принятию неправильного постановления по делу, суд приобщил представленные документы к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.06.2020 общество обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением об осуществлении государственной регистрации права в отношении сооружения трансформаторной подстанции N 6-45.
Уведомлением от 09.09.2020 N 61/001/007/2020-68871 отказано в осуществлении регистрации права.
Отказ мотивирован тем, что по истечении срока приостановления государственной регистрации в ЕГРН прав в отношении сооружения заявителем не представлено документов, устанавливающих его право собственности на данный объект недвижимости, не усматривается, что на указанное сооружение не требуется получения разрешения на ввод в эксплуатацию, а также, что данное сооружение является вспомогательным.
Заявитель представил заключение о результатах исследования от 07.02.2018 N 940-НД, выполненное некоммерческим экспертным учреждением "Центр судебной экспертизы "Прайм" по заказу заявителя, по вопросу о назначении сооружения трансформаторной подстанции Лит "А" (ТП N 6-45), расположенной на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0073012:120 (т. 1, л.д. 18-35).
В заключении указано, что трансформаторная подстанция Лит "А" (ТП N 6-45) является частью единой системы внутриплощадочных инженерных сетей и сооружений, предназначенных для инженерного обеспечения (обслуживания) всего комплекса многоквартирных жилых домов и общественных зданий микрорайона N 6 жилого района "Левенцовский", путем обеспечения электроэнергией находящихся в стадии строительства, ввода в эксплуатацию и уже введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домов и иных строений, сооружений микрорайона N 6 жилого района "Левенцовский", тем самым выполняя вспомогательные и обслуживающие функции по отношению к каждому из основных строений, расположенных на обособленных земельных участках, но являющихся частью единого комплекса.
В заключении также указано, что трансформаторная подстанция Лит "А" (ТП N 6-45) типа 2БКТП-10/0,04 представляет собой бетонную конструкцию с металлическими окнами и дверьми прямоугольной формы в плане, габаритными размерами: 5,10х4,58 м, высотой 2,8 м.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Тем самым, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Эти документы должны отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Закона и требованиям принятых в соответствии с названным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Неустранение причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, указанных в статье 26 данного закона, в течение срока приостановления служит основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения на строительство не требуется.
Согласно части 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 данного Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Основными критериями определения объектов вспомогательного использования являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.
В данном случае, суд устанавливает, относится ли спорный объект к сооружениям пониженного уровня ответственности, для каких целей построен данный объект, может ли он использоваться самостоятельно, отвечает ли указанный объект признакам объекта недвижимости, предусмотренным статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 01.03.2021 по делу N А65-2215/2020).
Рассматривая вопрос о том, является спорная трансформаторная подстанция объектом недвижимости, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными законами.
Понятие "недвижимое имущество" является правовой категорией. Для отнесения к ней объекта необходимо наличие определенных признаков. Данные признаки закреплены в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с ним к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Таким образом, возможность признания объекта недвижимой вещью определяется техническими характеристиками данного объекта и степенью его связанности с земельным участком, на котором располагается данный объект.
В судебном заседании 08.04.2021 суд апелляционной инстанции предложил заявителю обосновать довод о том, что объект является недвижимым имуществом, в том числе посредством акта совместного осмотра, а также иных доказательств.
Общество представило технический паспорт, проектную и рабочую документацию.
Из рабочей документации следует, что трансформаторная подстанция состоит из двух одинаковых модулей, каждый из которых имеет надземную и подземную части в виде объемных железобетонных конструкций. Подземная часть модуля представляет объемный железобетонный приямок, установленную на монолитную железобетонную плиту и предназначенный для ввода кабельных линий и прокладки соединительных кабельных перемычек. Надземная часть представляет объемный железобетонный блок, предназначенный для размещения в нем электрооборудования.
Из схем объекта следует, что он состоит из железобетонных стен, перекрытий и крыши, подземная часть с учетом фундаментной плиты заглублена на полтора метра.
На основе данных характеристик спорного объекта суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что спорная трансформаторная подстанция отвечает признакам объекта недвижимости. Данный вывод заинтересованным лицом не оспаривался.
Относительно вопроса о необходимости получения разрешения на строительство спорного объекта суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В обоснование заявленных требований общество указывает, что в данном случае выдача разрешения на строительство объектов не требуется на основании п. 3 части 17 статьи 51 и часть 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2021 N 308-ЭС20-22222 по делу N А53-3413/2019, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу от 24.09.2013 N 1160/13, из системного толкования норм гражданского и градостроительного законодательства следует, что при возведении вспомогательного объекта законодательством не предусмотрена необходимость получения застройщиком разрешения на строительство, а следовательно, и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта по окончании строительных работ. Право собственности на объекты вспомогательного назначения регистрируется в упрощенном порядке на основании декларации, подтверждающей создание таких объектов и содержащей их техническое описание, без представления в регистрирующий орган разрешений на строительство и последующий ввод в эксплуатацию.
В представленном заявителем заключении N 940-НД от 07.02.2018 указано, что спорная трансформаторная подстанция является частью единой системы внутриплощадочных инженерных сетей и сооружений микрорайона N 6 жилого района "Левенцовский".
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что спорная трансформаторная подстанция является объектом электросетевого хозяйства, единственной функцией которого является энергоснабжение зданий и сооружений микрорайона N 6 жилого района "Левенцовский".
То есть трансформаторная подстанция является вспомогательным объектом, который имеет самостоятельное хозяйственное назначение и предназначен для обслуживания и эксплуатации основного объекта.
Трансформаторная подстанция в настоящий момент расположена на самостоятельном земельном участке с кадастровым номером 61:44:0073012:120, однако изначально застройка была запроектирована на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0073012:48, который был разделен на отдельные земельные участки под объекты недвижимости.
Нахождение основного объекта в собственности у иных лиц не является основанием, препятствующим признанию трансформаторной подстанции объектом вспомогательного назначения.
В постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 04.12.2014 по делу N А49-1899/2014 приведена правовая позиция, согласно которой в действующем законодательстве Российской Федерации не содержится норм о том, что основное здание (сооружение) и сооружение вспомогательного использования должны принадлежать на праве собственности одному и тому же лицу. В то же время статья 135 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает, что вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. То есть действующее гражданское законодательство не исключает самостоятельной оборотоспособности вещи - принадлежности, и допускает принадлежность основного здания и сооружения вспомогательного использования на праве собственности разным людям.
Без спорного объекта эксплуатация основного объекта невозможна. Спорная трансформаторная подстанция не может использоваться самостоятельно и предназначена именно для обслуживания основной вещи. В свою очередь, статус спорного сооружения как объекта вспомогательного назначения влечет отсутствие необходимости получения обществом отдельного разрешения на его строительство, и, как следствие, отсутствие необходимости получения отдельного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также учитывает следующее.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В пункте 5 данного перечня указаны линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Кроме того. апелляционный суд также учитывает, что на момент рассмотрения спора судом Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 был утвержден перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. В данный перечень включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты.
Постановлением Правительства Ростовской области от 06.03.2014 N 137 утвержден перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ростовской области, в соответствии с которым получение разрешения на строительство на территории Ростовской области не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, Областным законом от 14.01.2008 N 853-ЗС "О градостроительной деятельности в Ростовской области", а также в следующих случаях:
- размещение сетей инженерно-технического обеспечения, подъездных автомобильных дорог и других связанных с ними сооружений (элементов) от места присоединения к системам инженерной и транспортной инфраструктуры до предоставленного земельного участка, на котором расположен(ы) или будет(ут) располагаться объект(ы) капитального строительства, при выполнении работ по подключению объектов капитального строительства (технологическому присоединению) к системам инженерной и транспортной инфраструктуры в отношении кабельных, воздушных, кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также строительства, реконструкции объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 киловольт включительно (пункт 1.1.).
- строительство, реконструкция линейных объектов и других связанных с ними сооружений (элементов) внутри одного квартала (одного микрорайона), если не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов: электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, канализации (водоотведения), связи, автомобильных дорог местного значения, линий наружного освещения, в том числе кабельных линий наружного освещения (пункт 1.2.).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Из материалов дела следует, что функцией спорной трансформаторной подстанции N 6-45 является прием, преобразование и распределение электрической энергии трехфазного переменного тока напряжением 10 кВ, распределение электроэнергии осуществляется на напряжении 0,4 кВ с помощью отходящих кабельных линий.
Поскольку спорная трансформаторная подстанция имеет напряжение менее предусмотренного вышеприведенным постановлением Правительства Ростовской области (20 кВ) и предусмотренного вышеприведенными постановлениями Правительства Российской Федерации (30 кВ, то она могла быть построена без получения разрешения на строительства и ввода в эксплуатацию.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области незаконно отказало обществу в государственной регистрации спорной трансформаторной подстанции.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции является нарушение или неправильное применение норм материального права.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В соответствии с частью 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным данной статьей.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.02.2021 по делу N А53-33397/2020 отменить, принять новый судебный акт.
Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 09.09.2020 N 61/001/007/2020-68871 об отказе в осуществлении государственной регистрации признать незаконным, как не соответствующее нормам Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в течение 10 дней осуществить государственную регистрацию права собственности общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик ККПД-ИНВЕСТ" (ИНН 6168014188; ОГРН 1076168000952) в отношении объекта - трансформаторная подстанция N 6-45, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко, 96б.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (ИНН 6164229538; ОГРН 1046164044156) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик ККПД-ИНВЕСТ" (ИНН 6168014188; ОГРН 1076168000952) 4 500 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-33397/2020
Истец: ООО "Специализированный застройщик ККПД-ИНВЕСТ", ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК ККПД-ИНВЕСТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ