город Ростов-на-Дону |
|
07 мая 2021 г. |
дело N А01-1874/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варавиной Е.Н.,
при участии:
от ответчика: представителя Белоусова А.В. по доверенности от 07.07.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.01.2021 по делу N А01-1874/2020 по иску Управления лесами Республики Адыгея к ИП Бородкину Владимиру Анатольевичу о взыскании неуплаченной арендной платы по договору аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Управление лесами Республики Адыгея (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к индивидуальному предпринимателю Бородкину Владимиру Анатольевичу (далее - предприниматель) о взыскании неуплаченной арендной платы (недоимки) по договору аренды лесного участка от 13.10.2018 N 319 в размере 70 774,71 руб. в федеральный бюджет по коду бюджетной классификации 053 112 040 1201 6000 120.
Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проверки уполномоченным органом выявлен факт недоимки по уплате арендной платы ввиду необоснованного применения понижающего коэффициента при расчете арендной платы за 2017-2018 годы, сумма недоимки составила 70 774,71 руб.
Решением суда от 21.01.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд констатировал факт заключения сторонами договора, факт передачи ответчику участка по акту. Суд также установил факт перевода земельного участка в земли населенных пунктов в 2019 году, пришел к выводу, что арендодателем выступает Росимущество, с момента перевода земельного участка с кадастровым номером 01:04:5901001:363 из земель лесного фонда в земли населенных пунктов и заключения дополнительного соглашения N 23-09/5294 от 25.03.2020 к договору аренды земельного участка от 13.10.2015 N 319. Суд пришел к выводу, что Управление леса Республики Адыгея утратило право распоряжаться указанным земельным участком. Управление лесами Республики Адыгея, не являясь стороной в арендных правоотношениях, не может выступать надлежащим истцом по требованию о взыскании задолженности по арендной плате за землю как до, так и после замены распорядителя земельным участком, в связи с чем отказал в иске.
С принятым судебным актом не согласилось управление. обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просило решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что земельный участок был отнесен к землям населенного пункта с 13.03.2019, в связи с чем было заключено дополнительное соглашение, тогда как управление отыскивает недоимку за предшествующие годы, то есть тогда, когда имелись правоотношения между управлением и предпринимателем.
В отзыве ответчик указал на несостоятельность доводов жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец явку представителя в судебное заседание не обеспечил, будучи извещенным о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании объявлялся перерыв в течение дня в порядке статьи 163 АПК РФ, после объявленного перерыва судебное заседание продолжено в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Управлением лесами Республики Адыгея (далее - Арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Бородкиным В.А. (далее - Арендатор) был заключен договор от 13.13.2015 N 319 аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности (далее - Договор).
Согласно пункту 1.2. лесной участок имеет характеристики площадь, месторасположение и кадастровый номер, указанные в приложениях N 1 и 2 к договору.
Пунктом 1.4. договора определено, что лесной участок предоставляется в аренду для вида использования лесов - осуществление рекреационной деятельности, в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
В пункте 2.3 договора закреплено, что размер арендой платы за использование лесного участка составляет 87 728 рублей 79 копеек в год. Сроки внесения арендной платы и реквизиты счетов для перечисления денежных средств указаны в приложении N 5 к договору.
В соответствии с пунктом 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в собственности, собственности субъекта Российской муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российское Федерации, органами государственной власти субъектов Российской органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление).
Так, расчет арендной платы по договору аренды лесного участка от 13.10.2015 N 319 осуществляется в соответствии с указанным Постановлением.
На основании плана проверок исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий, Федеральным агентством лесного хозяйства в 2019 году была проведена проверка Управления лесами Республики Адыгея.
В результате проверки правильности исчисления арендной платы по договору аренды лесного участка от 13.10.2015 N 319, заключенному для вида использования лесов - осуществление рекреационной деятельности, установлен недополученный доход в федеральный бюджет 2017 год в размере 32 192,66 рублей, за 2018 год в размере 38 582,05 рублей.
Согласно выводам комиссии, изложенным в Акте от 22.02.2019 N 1/2019, доход недополучен в связи с занижением поправочного коэффициента к ставкам платы в отношении особо защитных участков защитных лесов в 2017-2018 гг.
Проверкой установлено, что при расчете арендной платы по Договору по лесному участку, расположенному: Республика Адыгея, Майкопский район, Гузерипльское лесничество, Гузерипльское участковое лесничество, в квартале 19 части выделов 53, 57 площадью 1,0 га, ошибочно был снижен поправочный коэффициент к ставкам платы в отношении особо защитных участков защитных лесов, который согласно выводам проверки, должен был быть применен в соответствии с пунктом 6 таблицы 14 Постановления.
Применение указанного коэффициента обусловлено тем, что согласно материалам лесоустройства, действовавшим на момент заключения Договора, указанные части выделов квартала 19, предоставленные в аренду ИП Бородкину В.А. отнесены к категории защитных лесов, особо защитных участков лесов (ОЗУ). В связи с чем был произведен перерасчет.
Как указал истец, в результате проверки установлен недополученный доход в федеральный бюджет на общую сумму 70 774 рублей 71 копеек.
В целях досудебного порядка разрешения спора Управлением лесами Республики направило в адрес ИП Бородкиным В.А. претензионное письмо с требованием оплатить выявленную недоимку.
Неисполнение требование претензии послужило основанием для обращения в суд с иском.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
Заключенный между сторонами договор по своей правовой природе является договором аренды, отношения по которому регулируются нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со статьей 608 Кодекса, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Согласно пункту 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
Использование лесов в Российской Федерации является платным (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и договором аренды участка лесного фонда (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (пункт 3 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются согласно пункту 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Из приведенных норм права следует, что расчет арендной платы должен осуществляться в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Исходя из целевого назначения и фактического использования арендуемого участка, при расчете арендной платы надлежит применять ставки платы, приведенные в таблице N 14 к Постановлению N 310, также поправочные коэффициенты, указанные в примечаниях к таблице.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Судом установлено, что при заключении договора истцом в аренду ИП Бородкину В.А. предоставлялся лесной участок, находящийся в государственной собственности. Из приложения N 1 к договору следует, что кадастровый номер земельного (лесного) участка 01:04:5901001:363.
Согласно приложению N 2 к договору общие сведения о лесном участке, передаваемом в аренду следующие: категория лесов по целевому назначению - защитные леса; категория защитных лесов - леса, расположенные в водоохранных зонах на площади 0,5 га; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дрог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации на площади - 0,5 га; категория особо защитных участков леса - нет.
Согласно выписке из ЕГРН от 30.12.2019 земельный участок с кадастровым номером 01:04:5901001:363 отнесен к категории земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования: осуществление рекреационной деятельности.
В связи с переводом земельного участка с кадастровым номером 01:04:5901001:363 из земель лесного фонда в земли населенных пунктов к договору аренды земельного участка от 13.10.2015 N 319 было заключено дополнительное соглашение N 23-09/5294 от 25.03.2020, согласно которому на стороне арендодателя выступает Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея и стороны по обоюдному согласию излагают условия договора в новой редакции.
Таким образом, судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела, уполномоченным лицом, выступающим на стороне арендодателя в отношения земельного участка с кадастровым номером 01:04:5901001:363 является Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Доводам истца о том, что Управление лесами Республики Адыгея как первоначальный арендодатель по договору аренды земельного участка вправе взыскивать арендную плату по нему в полном объеме за период, когда Управление лесами Республики Адыгея выступало на стороне арендодателя, дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
Статьей 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлена общая норма, согласно которой Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Универсальной компетенцией в области управления и распоряжения федеральной собственностью, включая земельные и лесные участки, наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В силу пунктов 1, 5.37, 5.37.4 и других пунктов Положения о Росимуществе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Росимущество реализует полномочия собственника федерального имущества, включая полномочия по предоставлению в аренду находящихся в федеральной собственности земельных (лесных) участков.
Вместе с тем в подпункте 2 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что полномочия Российской Федерации по предоставлению лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, передаются органам государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, на органы власти субъекта Российской Федерации - Управление лесами Республики Адыгея возложены правомочия по распоряжению от имени Российской Федерации только в отношении участков, расположенных в пределах лесного фонда.
При изменении категории земель в отношении лесных участков включенных в состав земель населенных пунктов вместо органа власти субъекта Российской Федерации на стороне арендодателя в договоре аренды от имени Российской Федерации должен выступить орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками из категории земель населенных пунктов, находящихся в федеральной собственности является Росимущество в лице его территориальных органов.
При этом включение лесных участков в состав земель населенных пунктов не является основанием для прекращения права аренды таких участков (статья 84 Земельного кодекса Российской Федерации), а договор аренды не подлежит прекращению.
Таким образом, с момента перевода земельного участка с кадастровым номером 01:04:5901001:363 из земель лесного фонда в земли населенных пунктов и заключения дополнительного соглашения N 23-09/5294 от 25.03.2020 к договору аренды земельного участка от 13.10.2015 N 319 Управление леса Республики Адыгея утратило право распоряжаться указанным земельным участком.
На день рассмотрения дела в суде первой инстанции полномочия по распоряжению спорными земельными участками осуществляет Росимущество, к которому перешли все права и обязанности арендодателя по спорному договору аренды, в том числе и право на взыскание задолженности по арендной плате независимо от периода ее образования.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 по делу N А03-736/2009, определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2016 N 306-ЭС15-18438.
С передачей распорядительных функций территориальному управлению Россимущества к нему перешло и право требования о взыскании задолженности за любые периоды, включая задолженность, возникшую до заключения дополнительного соглашения к договору.
Соответственно, верным является вывод суда о том, что управление лесами Республики Адыгея не являясь стороной в арендных правоотношениях, не может выступать надлежащим истцом по требованию о взыскании задолженности по арендной плате за землю как до, так и после замены распорядителя земельным участком.
Надлежащим истцом о взыскании задолженности по арендной плате за землю в настоящем случае выступает Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, которое с исковыми требованиями к ИП Бородкину В.А.
При таких обстоятельствах, отказ в иске правомерен, доводы жалобы правомерность выводов суда первой инстанции не опровергают, в связи с чем не принимаются апелляционным судом.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.01.2021 по делу N А01-1874/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1874/2020
Истец: Управление лесами Республики Адыгея
Ответчик: Бородкин Владимир Анатольевич, ИП Бородкин В.А. Блоусов А.В.