г. Москва |
|
30 апреля 2021 г. |
Дело N А40-159247/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
Ж.В.Поташовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Администрации городского округа Щелково на решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.02.2021 по делу N 40-159247/20 (33-1159) судьи Кипель М.Т.
по заявлению Администрации городского округа Щелково
к Московскому областному УФАС России
третье лицо: ООО "ЗеленИнвестСтрой"
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Цховребова Е.Э. по дов. от 06.12.2019; |
от третьего лица: |
Чудаков А.А. по дов. от 11.03.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Щёлково (далее администрация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее управление) о признании незаконным решения УФАС по Московской области от 27.12.2019 N РНП-46205/19; об обязании повторно рассмотреть вопрос о включении сведений в отношении ООО "ЗеленИнвест Строй" (далее общество) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением суда от 20.02.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом неполно выяснены обстоятельства по делу, выводы не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
От ООО "ЗеленИнвестСтрой" поступил письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ.
Представители ответчика и третьего лица в судебном заседании поддержали решение суда первой инстанции, считают апелляционную жалобу необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд располагает доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Администрация городского округа Щёлково 18.12.2019 обратилась в Московское областное УФАС России с заявлением о включении ООО "ЗеленИнвестСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр).
Московское областное УФАС России 27.12.2019 на основании обращения Администрации городского округа Щёлково было принято Решение по делу N РНП46205/19: о невключении сведений, предоставленных в отношении ООО "ЗеленИнвестСтрой", в реестр недобросовестных поставщиков; о признании в действиях Заказчика нарушения части 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе; о передаче материалов дела от 27.12.2019 N РНП-46205/19 соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Посчитав указанное решение незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом проверено и установлено, что срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно руководствовался следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" установлено, что ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
Частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная антимонопольная служба.
Приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на комиссию Управления по контролю в сфере закупок возложены полномочия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках).
Судом установлено, что в Управление от Администрации поступили сведения в отношении ООО "ЗеленИнвест Строй" о включении в Реестр по факту одностороннего отказа Заявителя от исполнения контрактов на оказание услуг по разработке рабочей документации для модернизации КНС "Соколовская", г.Щёлково (извещение N 0848300041219000561) (далее -Аукцион).
В соответствии с пунктом 8 Правил ведения реестра, в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 6 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Пунктом 11 Правил ведения реестра установлено, что уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 Правил ведения реестра, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты их поступления.
Согласно пункту 12 Правил ведения реестра, по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил ведения реестра, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Заявителем 12.07.2019 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении Аукциона.
По результатам закупки Администрацией с ООО "ЗеленИнвест Строй" заключен контракт от 27.08.2019 N 3505000215419000233 на оказание услуг по разработке рабочей документации для модернизации КНС "Соколовская", г.Щёлково на сумму 1 491 968,00 руб. (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1 Контракта, Исполнитель обязуется оказать услуги по разработке рабочей документации для модернизации КНС "Соколовская", г.Щёлково (далее - услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 5 к Контракту), а Заказчик обязуется принять результат услуг и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Пунктом 4.1 Контракта Участник в течение 5 рабочих дней от даты окончания оказания услуг Исполнитель с учетом положений раздела 13. Контракта, Приложений N N 1-4 к настоящему Контракту, направляет Заказчику: Акт сдачи-приемки услуг, подписанный Исполнителем. Указанный Акт сдачи-приемки услуг должен содержать информацию о фактически оказанных услугах; Счет на оплату оказанных услуг; УПД или Счет-фактуру (при наличии).
Вся иная исполнительная документация (при наличии) по Контракту формируемая Исполнителем в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение N 5 к Контракту) предоставляется Исполнителем по адресу: Московская область, г. Щёлково, пл. Ленина, д.2 (отдел ЖКХ) с описью документов.
На основании пункта 4.2 Контракта, в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения от Исполнителя документов, указанных в пункте 4.1 Контракта, в том числе исполнительной документации, Заказчик, с особенностями, установленными Законом о контрактной системе, назначает экспертизу оказанных услуг, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта, с оформлением заключения о проведении силами Заказчика экспертизы результатов, предусмотренных Контрактом.
Как правильно указано судом, срок проведения экспертизы и оформления заключения составляет не более 15 (пятнадцати) рабочих дней.
В ходе проведения экспертизы оказанных услуг Заказчик вправе запрашивать у Исполнителя недостающие документы и/или дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения Контракта и отдельным этапам исполнения Контракта, а также требовать от Исполнителя исправления и замены неверно составленных документов.
29.08.2019 ООО "ЗеленИнвест Строй" направило Администрации требование о предоставлении исходных данных (письмо от 29.08.2019 N 1/08).
13.09.2019 Администрация направила ООО "ЗеленИнвест Строй" исходные данные.
03.10.2019 ООО "ЗеленИнвест Строй" направило Администрации вопросы по выполнению работ (письмо от 03.10.2019 N 01/10). Администрация ответа на данное письмо не дала.
14.10.2019 Администрацией в ходе совещания даны разъяснения ООО "ЗеленИнвест Строй" по поводу противоречий в проектной документации.
06.11.2019 ООО "ЗеленИнвест Строй" получило отказ от Администрации в предоставлении необходимых данных для пояснительной записки и требовании в замечаниях, о предоставлении данных, находящихся в распоряжении Заказчика (письмо от 06.11.2019 N 172-01 Исх-15788).
12.11.2019 ООО "ЗеленИнвест Строй" направило Администрации, откорректированные по результатам совещаний, 3 раздела рабочей документации (письмо от 12.11.2019 N 01/11).
14.11.2019 Администрация направила ООО "ЗеленИнвест Строй" ответ, в котором не указала каких-либо конкретных замечаний и недостатков, подлежащих устранению (письмо от 14.11.2019 N 172-01Исх-16219).
18.11.2019 ООО "ЗеленИнвест Строй", по результатам совещаний, откорректировало и направило Заявителю еще 9 разделов рабочей документации (письмо от 15.11.2019 N 09/11, письмо от 18.11.2019 N14/11); направило Администрации запрос по поводу проектирования наружных тепловых сетей, так как проект, стадия "П" не был передан Администрацией (письмо от 15.11.2019 N10/11); направило Администрации ответ по поводу претензии об уплате штрафа (письмо от 18.11.2019 N 15/11) и разъяснения по поводу выполнения работ с требованием выдать список разделов необходимой рабочей документации (письмо от 18.11.2019 N16/11).
19.11.2019 ООО "ЗеленИнвест Строй" направило Заказчику откорректированную рабочую документацию (письмо от 19.11.2019 N 17/11).
04.12.2019 и 06.12.2019 ООО "ЗеленИнвест Строй" направило Заявителю откорректированную рабочую документацию (письма от 04.12.2019 N 02/12, от 06.12.2019 N04/12).
13.12.2019 ООО "ЗеленИнвест Строй" направило Администрации откорректированную рабочую документацию в 4-х экземплярах, акты выполненных работ и счет на оплату в бумажном виде, электронную версию рабочей документации и 5 известило Администрацию об окончании исполнения работ по Контракту (письмо от 13.12.2019 N 04/12).
16.12.2019 ООО "ЗеленИнвест Строй" направил Заявителю откорректированную рабочую документацию (письмо от 16.12.2019 N 6/12).
Пунктом 4.3 Контракта установлено, что не позднее 5 (пяти) рабочих дней после оформления заключения по итогам экспертизы, Заказчик рассматривает итоговые результаты экспертизы и не позднее 5 (пяти) рабочих дней по результатам такого рассмотрения Заказчик, с учетом положений раздела 13. Контракта, направляет Исполнителю подписанный Заказчиком Акт сдачи-приемки услуг, либо отклоняет предусмотренные п.4.1. Контракта документы или отдельные документы и направляет мотивированный отказ от принятия оказанных услуг, содержащий перечень выявленных недостатков и разумные сроки их устранения.
В соответствии с пунктом 4.6 Контракта, в случае отказа Заказчика от принятия оказанных услуг в связи с необходимостью устранения недостатков, Исполнитель обязан в срок, установленный в мотивированном отказе Заказчиком, устранить указанные недостатки за свой счет, и повторно направить Заказчику отклоненные Заказчиком документы в порядке, предусмотренном пунктом 4.1. Контракта. Со дня направления Заказчиком мотивированного отказа (пункт 4.3. Контракта) и по день принятия Заказчиком оказанных услуг (пункт 4.8. Контракта) начисляется пеня за просрочку исполнения Исполнителем своих обязательств (пункт 7.3 Контракта).
В нарушение пунктов 4.3, 4.6 и 4.8 Контракта Администрацией в адрес ООО "ЗеленИнвест Строй" не направлен мотивированный отказ от принятия оказанных услуг, содержащий перечень выявленных недостатков и разумные сроки их устранения, В соответствии пункта 9.2 Контракта установлены условия о возможности одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.
Согласно пункту 12.1 Контракт вступает в силу с момента заключения Сторонами и действует по 31 декабря 2019 года, а в части гарантийных обязательств и обязательств по оплате - до их полного исполнения, вместе с тем, согласно условиям Контракта, срок оказания услуг до 25.10.2019.
03.12.2019 Заявителем принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного ООО "ЗеленИнвестСтрой" в связи с нарушением условий исполнения контракта.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанного подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Заявитель 04.12.2019 заказным письмом с уведомлением направил в адрес ООО "ЗеленИнвестСтрой" решение о расторжении Контракта по адресу, указанному в Контракте.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу ш контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В нарушение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заявителя вступило в законную силу 15.12.2019, и с этой даты Контракт считается расторгнутым.
Действия Администрации нарушают часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в адрес Заявителя неоднократно направлялись на согласование и проверку Акты от 04.12.2019, 06.12.2019,13.12.2019.
С учетом изложенного, действия Заказчика нарушают часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе. Основанием для включения в Реестр является только такое уклонение от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведшее к невозможности исполнения контракта в установленные сроки.
Суд первой инстанции, проанализировав поведение Заказчика и Исполнителя в ходе исполнения контракта, пришел к обоснованному выводу, что Исполнителем были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае не является необходимой мерой его ответственности, поскольку такая мера является чрезмерной и не отвечает целям ведения реестра недобросовестных поставщиков.
В этой связи, суд первой инстанции правомерно указал, что антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу об отсутствии необходимости включения сведении об ООО "ЗеленИнвестСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое решение антимонопольного органа является законным, обоснованным, принятым в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания судом указанного ненормативного правового акта недействительным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2021 по делу N А40-159247/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-159247/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО Зеленинвест строй