город Ростов-на-Дону |
|
11 мая 2021 г. |
дело N А32-32173/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
при участии:
от истца: представителя Игнатенко А.С. по доверенности от 18.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.02.2021 по делу N А32-32173/2019 по иску ОАО "Российские железные дороги" к ПАО "РН-Морской Терминал Туапсе" о взыскании платы за нахождение на пути общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к публичному акционерному обществу "РН-Морской Терминал Туапсе" о взыскании платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава в размере 273 604,40 руб., взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25.04.2019 по 24.05.2019 в размере 1742,82 руб., процентов за период с 25.05.2019 по дату фактического исполнения обязательств.
Исковые требования мотивированы нахождением вагонов на путях общего пользования в феврале и марте 2019 года, по причине допущенных ответчиком нарушений технологического срока оборота вагонов на пути необщего пользования.
Решением суда от 24.02.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
С принятым судебным актом не согласился истец, обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просил решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом не была дана надлежащая правовая оценка представленных истцом доказательствам. Также является неверным вывод суда о том, что акты общей формы не являются доказательствами, подтверждающими простой вагонов. Также истец не согласен с выводом суда о том, что задержка вагонов произошла по его вине, поскольку ответчиком соответствующие оказательства не были представлены, равно как и не представлены доказательства отсутствия вагонов в спорный период
В отзыве ответчик указал на несостоятельность доводов жалобы.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, будучи извещенным о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между ОАО "РЖД" (Перевозчик) и ООО "РН Туапсенефтепродукт" (Пользователь) был заключен договор N 10/7т от 08.06.2015 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ООО "РН - Туапсенефтепродукт" при станции Туапсе СКЖД, условия которого определены протоколом согласования разногласий от 05.08.2016 и вступившим в законною силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-39511/2015, (далее договор N 10/7т).
Согласно условиям Договора N 10/7т, в соответствии с настоящим Договором осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего:
- путь N 1 является продолжением пути N 7 парка "Г" станции ТуапсеСортировочная;
- путь N 3 является продолжением пути N 8 и N 9 парка "Г" станции ТуапсеСортировочная;
- путь N 6 является продолжением пути N 10 парка "Г" станции ТуапсеСортировочная.
Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом перевозчика.
Согласно п.9 договора, о готовности вагонов к уборке пользователь передает уведомление перевозчику, оператор пользователя письменно уведомляет приемосдатчика станции Туапсе-Сортировочная.
Готовые к уборке вагоны убираются Перевозчиком в течение 4-х часов, с момента получения уведомления о готовности вагонов к уборке.
В случае, когда операции связанные с очередной подачей вагонов совмещены с операциями по уборке вагонов, очередная подача на ж.д. путь, с которого убраны вагоны, производится Перевозчиком в течение 1,25 часа с момента уборки предыдущей группы вагонов.
В случае, когда операции по уборке вагонов не совмещены с очередной подачей вагонов, очередная подача груженых вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, с которого убраны вагоны, осуществляется в течение 3,0 часов после передачи перевозчиком пользователю уведомления о подаче вагонов.
Технологические нормы на погрузку, выгрузку вагонов стороны согласовали в пункте 11 договора.
Также, согласно п. 7 договора, количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования:
- на пути N 1 и N 2 для одновременного начала грузовых операций не должно превышать на каждый путь 24 четырехосных вагона, весом не более 1920 тонн;
- на пути N N 3, 4, 5, 6 для одновременного начала грузовых операций не должно превышать на каждый путь 30 четырехосных вагонов, весом не более 2400 тонн или 16 восьмиосных вагонов.
Вагоны подаются на места погрузки-выгрузки в соответствии с установленной специализацией путей и эстакад (топочный мазут - путь N 1, прямогонный бензин - путь N 6, дизельное топливо - 3,4,5, эстакаду N 2 составляют пути N 3 и N 4, эстакаду N 3 составляют пути N 5 и N 6).
С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в количестве не менее одновременно поданной группы (п.8).
В пункте 9 договора сторонами согласовано, что готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком в течение 4-х часов с момента получения уведомления пользователя о готовности вагонов к уборке. При совмещении операций, связанных с очередной подачей вагонов, с операциями по уборке вагонов, очередная подача на железнодорожный путь, с которого убраны вагоны, производится перевозчиком в течение 1,25 часа с момента уборки предыдущей партии. Если указанные операции не совмещены, то очередная подача на железнодорожный путь, с которого убраны вагоны, осуществляется в течение 3 часов после передачи перевозчиком пользователю уведомления о подаче вагонов.
Согласно пункту 10 договора время на приемосдаточные операции предоставляется по 1 минуте на вагон, но не более 30 минут на одновременно подаваемую группу вагонов.
Пунктом 12 договора установлена максимальная суточная перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования: светлые нефтепродукты - 300 вагонов, в том числе бензин -180 вагонов, дизельное топливо - 120 вагонов; мазут топочный - 96 вагонов в осенне-зимний период, 168 вагонов в весенне-летний период.
Как указал истец, в феврале и марте 2019 г. на путях общего пользования станции Туапсе в ожидании подачи на пути необщего пользования простаивали вагоны, прибывшие в адрес ответчика. О предстоящей подаче вагонов ответчик был своевременно уведомлен, что подтверждается выписками из Книги уведомлений о времени подачи вагонов под выгрузку.
По данному факту, в соответствии с требованиями статьи 119 УЖТ РФ, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утверждены приказом МПС РФ 18.06.2003 N 45) и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены Приказом МПС 18.06.2003 N 26) истцом были составлены акты общей формы, номера которых указаны в расчетах платы.
Все акты общей формы ответчик подписал с возражениями.
За нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от ответчика, истец начислил ответчику плату в общей сумме 273 604 рублей 40 копеек.
Истец направлял в адрес ответчика претензию с требованием об оплате долга, однако требование было оставлено ответчиком без финансового удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с иском.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Аналогичные правила изложены в статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что "за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в том числе в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Статьей 39 УЖТ также предусмотрено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Согласно приведенной статье грузополучатели освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях: вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузополучателей; обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
Согласно части 5 пункта 4.7. Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
В соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения в том числе задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
В актах общей формы указана причина задержки вагонов на промежуточных станциях - невозможность обеспечения своевременной выгрузки АО "Туапсинский морской торговый порт". Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Правило составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом от 18.06.2003 N 45 МПС РФ.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом от 18.06.2003 N 26 МПС РФ) установлено, что задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика.
На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени и станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Частью 5 пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, предусмотрено, что перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Пунктом 3.2.4. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом установлено, что при несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы. Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Согласно пункту 3.4. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом;
В пункте 3.5. Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом также указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Истец в обоснование требований представил доказательства, подтверждающие, по его мнению, факт задержки вагонов на путях общего пользования (договор, акты общей формы, дорожные ведомости, книгу уведомлений о времени подачи вагонов под выгрузку).
Аналогичные доводы приведены апеллянтом и в жалобе. Истец полагает, что представил достаточно доказательств, подтверждающих обоснованность исковых требований.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Редакция пунктов 11, 12 ст. 39 УЖТ РФ определяет, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
-ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
-нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
-задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
-задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Из смысла данной нормы следует, что грузополучатель, грузоотправитель, владелец пути необщего пользования вносит перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, только в том случае если причина, по которой произошел простой вагонов на путях инфраструктуры, зависела (в данном случае) от ответчика.
В силу части 18 статьи 39 Устава в редакции Закона N 503-ФЗ грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях, в том числе, когда вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов.
Толкование частей 12 и 18 статьи 39 Устава в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что обязанность по внесению платы за пользование путями общего пользования устанавливается, персонифицировано для лиц, от которых зависели причины нахождения вагонов на путях общего пользования.
Из чего следует, что обязанность грузополучателя по внесению платы за пользование путями общего пользования не является безусловной, а представляет собой опровержимую презумпцию. Другими словами, доказав то обстоятельство, что просрочка произошла по причине, не зависящей от грузополучателя, грузополучатель может сложить с себя обязанность по внесению такой платы перевозчику, которая перейдет на соответствующее лицо, чьи действия (бездействие) вызвали просрочку, либо в связи с виной самого перевозчика прекратится применительно к положениям пункта 3 статьи 405, статей 406, 413 ГК РФ.
Согласно ст. 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
По мнению ответчика, одной из причин нахождения на путях общего пользования вагонов, указанных в АОФ является несвоевременная уборка истцом порожних вагонов ответчика по зависящим от истца причинам.
Ответчик указывал, что в спорный период ОАО "РЖД" систематически задерживало уборку порожних вагонов с железнодорожных путей необщего пользования, что послужило основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с исками о взыскании штрафа в спорный период с расчетами штрафов, содержащими ссылки на первичные документ, в том числе решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-112422/19, решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-164905/19, решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-112427/19, решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-160250/19.
Согласно пункту 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, верным является вывод суда о том, что несвоевременная уборка порожних вагонов (несвоевременное освобождение истцом путей необщего пользования), а так же неподача вагонов (простаивание свободных путей необщего пользования) в спорный период с/на железнодорожные пути необщего пользования явились основной причиной скопления других вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи под выгрузку непосредственно влияли на последующий график оборота вагонов, приводя к простою вагонов на путях общего пользования.
То есть в спорный период вагоны с нефтепродуктами находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от истца, а это в силу требований части 18 статьи 39 УЖТ РФ освобождает общество от внесения платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Вопреки доводам жалобы подписание АОФ ответчиком с возражениями значимо для рассмотрения дела в том плане, что ответчик вправе оспаривать наличие оснований для отставления вагонов от движения. Данное право ответчик реализовал. Доводы и доказательства ответчика о том, что путь необщего пользования мог беспрепятственно принимать вагоны, истец не опроверг. Доказательства же, представленные истцом, не позволяют установить необходимость в задержке вагонов и невозможность их принятия станцией назначения.
Согласно п. 9 Договора в редакции дополнительного от 11.04.2017 г "О готовности вагонов к уборке Пользователь передает уведомление Перевозчику: оператор пользователя письменно уведомляет приемосдатчика станции Туапсе. Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком в течение 3-х часов, с момента получения уведомления о готовности вагонов к уборке. Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, с которого убраны вагоны, производится перевозчиком в течение 1,35 часа, при условии нахождения вагонов на станции Туапсе-Сортировочная и готовности их к подаче."
Однако, как верно отмечено судом, истец не представил доказательств вины ответчика в занятости путей необщего пользования и невозможности подачи вагонов, по истечении указанного времени.
Ответчик также указывал на занятость путей необщего пользования только в период составления АОФ, по истечении нескольких дней с даты прибытия вагонов на станцию и уведомления ответчика о готовности их к подаче.
Истец, не исполняя надлежащим образом обязательства по своевременной подаче и расстановке вагонов на свободных путях необщего пользования, составлял АОФ в период занятости одного из путей необщего пользования, при этом, истец предоставляет только одну памятку приемосдатчика на один из путей необщего пользования, в целях взыскания платы с ответчика за нахождение вагонов на пути общего пользования.
Данные обстоятельства спорных правоотношений могут свидетельствовать об оставлении перевозчиком ранее прибывших в адрес ответчика порожних вагонов на промежуточных станциях, создавая занятость соответствующих путей общего пользования на длительный период времени, при отсутствии такой необходимости, с целью отнесения данных вагонов на ответственный простой грузополучателя и получения для себя дополнительной выгоды в виде начисленной платы за пользование инфраструктурой.
Согласно п. 1 Договора, обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом Перевозчика.
Согласно пункту 2.1 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования N 1,2,3,4,5,6 ООО "РН-Туапсенефтепродукт" подача и уборка вагонов на железнодорожные пути необщего пользования ООО "РН-Туапсенефтепродукт", расстановка вагонов к местам налива, слива и уборка вагонов с мест налива, слива на станцию производится маневровым локомотивом и маневровой бригадой станции Туапсе.
Пунктом 2.4 Инструкции определен порядок согласования движения составов, согласно которому возможность заезда маневрового состава (локомотива) на железнодорожные пути необщего пользования ООО "РН- Туапсенефтепродукт" для подачи, уборки вагонов, маневровый диспетчер станции Туапсе согласовывает по телефону с мастером смены цеха слива-налива N 1 участка "Эстакада", с указанием времени заезда, количества вагонов в маневровом составе, свободности пути приема или занятости. Маневровый диспетчер станции Туапсе, согласовав заезд, дает указание составителю поездов произвести подачу вагонов или пропустить маневровый локомотив станции на железнодорожные пути необщего пользования.
Между тем, данная инструкция не предусматривает запрета одновременного слива нефтепродукта на параллельных путях.
Соответственно, у перевозчика при подаче соответствующего вида груза всегда имеется выбор между двумя путями необщего пользования и возможность подачи на один путь в случае занятости второго.
В связи с этим, факт нарушения компанией разгрузочной операции на один из путей не может достоверно свидетельствовать о том, что оставшиеся пути необщего пользования, предназначенные для принятия конкретного вида груза, в этот же период были заняты.
Согласно пункту 16.9 договора N 10/7т от 08.06.2015 в случае невозможности выгрузки (слива) вагонов по причинам, зависящим от пользователя, он обязан в письменной форме уведомить об этом перевозчика. То есть, при невозможности принятия вагонов на пути необщего пользования общество письменно извещает об этом железную дорогу, предоставляет письменный отказ от приема вагонов.
Как верно отмечено судом, истец в отсутствие письменных отказов ответчика, не представил доказательств того, что причины задержки в приеме вагонов зависели от действия (бездействия) ответчика.
В пункте 11 договора N 10/7т от 08 июня 2015 г. на подачу и уборку вагонов (далее-договор) стороны согласовали конкретные пути и конкретные эстакады путей необщего пользования, на которые подлежали доставке вагоны с нефтепродуктами:
- на эстакаду N 1 пути NN 1, 2 подлежали подаче группы вагонов по 24 вагона на каждый путь с мазутом топочным;
- на эстакаду N 2 пути NN 3, 4 - группы вагонов по 30 вагонов на каждый путь с дизельным топливом и топливом авиационным
- на эстакаду N 3 пути NN 5, 6 - группы вагонов по 30 вагонов на каждый путь с дизельным топливом, автомобильным бензином, прямогонным бензином, дистилятом газового конденсата.
Соответственно, у перевозчика при подаче соответствующего вида нефтепродукта всегда имеется выбор между двумя путями необщего пользования и возможность подачи вагонов под выгрузку на один путь в случае занятости второго.
В связи с этим, факт нарушения ответчиком разгрузочной операции на одном из путей не может достоверно свидетельствовать о том, что оставшиеся пути необщего пользования, предназначенные для принятия конкретного вида груза, в этот же период были заняты.
Ответчиком также представлены справки о неподаче вагонов под выгрузку при наличии свободных путей в феврале, маре 2019 года, из которых следует:
- в феврале 2019 года 1 путь был свободен 15 час, за это время можно было принять 24 вагона или 1 группу вагонов, но вагоны не подавались;
- 3 путь был свободен 222 час, за это время можно было принять 930 вагонов или 31 группу вагонов, но вагоны не подавались;
- 4 путь был свободен 262 час, за это время можно было принять 1110 вагонов или 37 групп вагонов, но вагоны не подавались;
- 5 путь был свободен 233 час, за это время можно было принять 990 вагонов или 33 группы вагонов, но вагоны не подавались;
- 6 путь был свободен 119 час, за это время можно было принять 510 вагонов или 17 групп вагонов, но вагоны не подавались
В марте 2019 года:
- 1 путь был свободен 7 час, но вагоны не подавались 2 путь был свободен 8 час, но вагоны не подавались;
- 3 путь был свободен 371 час, за это время можно было принять 1590 вагонов или 53 группы вагонов, но вагоны не подавались;
- 4 путь был свободен 371 часа, за это время можно было принять 1590 вагонов или 53 группы вагонов, но вагоны не подавались;
- 5 путь был свободен 326 час, за это время можно было принять 1380 вагонов или 46 групп вагонов, но вагоны не подавались;
- 6 путь был свободен 144 час, за это время можно было принять 1080 вагонов или 36 групп вагонов, но вагоны не подавались
Из указанного следует, что ответчик обладал технической и технологической возможностью обеспечить прием спорных вагонов на пути необщего пользования, которые были свободны и выгрузка на них не производилась.
Истец же вагоны под выгрузку не подавал, но АОФ о простое вагонов составлял и начислял по ним плату.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что вина в нарушении обязательств по договору отсутствует, ввиду не исполнения обязательств по договору со стороны ОАО "РЖД".
В силу ч. 18 ст. 39 Устава, ответчик освобождается от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
Также судом обоснованно учтено, что в спорный период имели место обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов, а именно с 28 февраля 2019 г. по 01 марта 2019 г. включительно скорость ветра достигала 15 м/сек и более, вследствие чего ответчик отказываляот приема вагонов под выгрузку нефтепродуктов.
В пункте 18 Правил по охране труда при работе на высоте:), утв. Приказом Минтруда России от 28.03.2014 N 155н (далее - Приказ N 155н) указано на недопустимость выполнение работ на высоте в открытых местах при скорости воздушного потока (ветра) 15-м/с и более.
Согласно пункту 3 Приказа N 155н к работам на высоте относятся > работы, при которых: а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе: при осуществлении работником подъема на высоту более 5 м, или спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°; при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также, если высота защитного ограждения этих площадок менее 1,1-м;
Грузополучатель принимает вагоны-цистерны с нефтепродуктами, перед сливом которых необходимо проверить целостность пломб отправителя, отобрать пробы в соответствии со стандартом, измерив при этом плотность, температуру и высоту наполнения цистерн (пункт 5.32 Правил технической эксплуатации нефтебаз", утв. Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 232).
Эти работы осуществляются работниками грузополучателя при подъеме на предельную высоту вагона-цистерны.
В соответствии с пунктами 3.1. и 4.2.1 ГОСТ 9238-2013 "Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений" определен статический габарит "Тц" - для цистерн, вагонов-самосвалов и другого подвижного состава, допускаемого к обращению по железнодорожным путям общего и необщего пользования, верхние очертания которого от уровня головок рельс составляют 5300 мм, то есть 5,3 метра.
Таким образом, работы, связанные с приемом вагонов под вьнрузку относятся к работе на высоте, в открытых местах без ограждения, которую запрещено выполнять при наличии ветра 15 м/с и более.
Как видно, прием вагонов не осуществлялся по причине непогоды, что подтверждается справками гидрометеорологического поста ООО "РН-Туапсенефтепродукт" от 05 марта 2019 г. N 01/449 и N 01/450, в этот временной период ответчик направлял в ОАО "РЖД" соответствующие извещения об отказе в приеме вагонов.
В такой ситуации апелляционный суд приходит к выводу, что истец оставлял указанные поезда без движения по причинам, не зависящим от грузополучателя.
При таких обстоятельствах, оснований для взыскания платы за нахождение вагонов на путях общего пользования не имелось.
Доводы жалобы об обратном основаны на неверном понимании норм материального права апеллянтом и противоречат материалам дела.
Требование о взыскании процентов является дополнительным и не может быть удовлетворено при констатации отсутствия задолженности.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.02.2021 по делу N А32-32173/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32173/2019
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога, ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО РН-Морской терминал Туапсе, ПАО "РН-Морской Терминал Туапсе"