г. Москва |
|
07 мая 2021 г. |
Дело N А40-193942/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в лице судьи Валюшкиной В.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу МКУ "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2021 по делу N А40-193942/20,
принятое в порядке упрощенного производства по иску МКУ "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
МКУ "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа" обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании задолженности в размере 384 096,77 руб. и пени в размере 41 077,89 руб.
Решением суда от 22.01.2021 по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, истцу отказано в удовлетворении искового заявления.
Истец, не согласившись с решением суда первой инстанции, в порядке ст. 257 АПК РФ в установленный законом срок обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
Ответчиком по делу в установленный определением суда срок представлены возражения на апелляционную жалобу.
Судом апелляционной инстанции отклонено ходатайство ответчика о рассмотрении спора с вызовом сторон в судебное заседание, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства с учетом требований ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыв на нее, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между МКУ "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа" (арендодатель) и ОАО "РЖД" (арендатор) заключен договор аренды от 06.02.2019 N 7564 земельного участка площадью 224кв.м с кадастровым номером 42:31:0302004:1, расположенного по адресу: Кемеровская обл., Калтанский городской округ, город Калтан, с. Сарбала, для размещения здания поста ЭЦ, сроком по 06.02.2068 года. Платежи и расчеты определены разделом 3 договора. Согласно п. 2.2 договора условия договора применяются к правоотношениям сторон, возникшим с 21.12.2017 года
По мнению МКУ "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа", в нарушение принятых на себя обязательств, ответчик не оплатил арендную плату в предусмотренном договором размере и сроки, в связи с чем за период с 21.12.2017 по 03.08.2020 у него образовалась задолженность по арендной плате в размере 384 096,77 руб. Согласно п. 5.2. договора в случае невнесения арендной платы в установленный срок арендатор уплачивает арендодателю пени. Пени за просрочку платежа начисляются на сумму задолженности в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки по день уплаты включительно.
В связи с этим, истцом на сумму задолженности была начислена неустойка (пени) за период с 01.01.2018 по 03.08.2020 в размере 41 077,89 руб.
Направленное истцом в адрес ответчика уведомление от 13.02.2020 N 144/п об оплате задолженности, оставлено ответчиком без удовлетворения, что послужило поводом для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что нарушения условий договора ответчиком документально не подтверждены, основания для применения мер ответственности (неустойки) отсутствуют.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что ставка арендной платы определяется согласно п. 2.1. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области", на основании рыночной стоимости размера арендной платы земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности; отказав в удовлетворении иска в полном объеме, суд лишил истца права на судебную защиту.
Суд отклоняет приведенные доводы заявителя апелляционной жалобы.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ" в ЗК РФ внесены изменения, согласно которым размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, с 01.03.2015 г. определяется на основании статьи 39.7 ЗК РФ.
Пунктом 4 ст. 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных пп. 2 ст. 49 настоящего Кодекса (объекты федерального транспорта, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, общего пользования, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий), не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, является постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ".
Согласно п. 5 названного постановления арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития России.
Во исполнение указанного постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396 утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные ОАО "РЖД", по субъектам РФ.
Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных п. 2 ст. 49 ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. К объектам, указанным в п. 2 ст. 49 ЗК РФ отнесены, в том числе объекты федерального транспорта.
Как обосновано установлено судом первой инстанции, ставка арендной платы на территории Кемеровской области в 2020 году составляет 51,95 руб. за гектар в год. Соответственно размер арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 42:31:0302004:13 в 2020 году составляет 1,17 руб. в год, сумма арендной платы, предполагаемая к оплате по договору, составляет 3,42 руб.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 2(2015), утвержденном 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда РФ (вопрос 7 разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике), сформулирована правовая позиция, согласно которой Правила, утвержденные Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, но при этом указано на то, что если ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Таким образом, орган государственной власти субъекта РФ, принимая в пределах своей компетенции решение об определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не вправе установить размер арендной платы, превышающий величину арендной платы, рассчитанной для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку истец не доказал наличие задолженности в заявленной сумме, условия договора, которыми установлена ставка арендной платы, не может превышать ставок арендной платы, установленных нормативными правовыми актами в отношении ответчика.
Арбитражный апелляционный суд, оценив в совокупности доказательства по делу, полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам; решение суда законно и обоснованно, оснований для отмены не имеется.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2021 по делу N А40-193942/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-193942/2020
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ КАЛТАНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"