г. Чита |
|
11 мая 2021 г. |
Дело N А19-20036/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИРКУТСКОМ РАЙОНЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (МЕЖРАЙОННОЕ) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 февраля 2021 года по делу N А19-20036/2019 по заявлению ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИРКУТСКОМ РАЙОНЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (МЕЖРАЙОННОЕ) (ОГРН 1133850029334, ИНН 3808230890, адрес: 664007, ИРКУТСКАЯ ОБЛ., Г. ИРКУТСК, УЛ. ЯМСКАЯ, Д. 35А) к ОБЛАСТНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ КАЗЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА АНГАРСКА (ОГРН 1023800527805, ИНН 3801056868, адрес: 665832, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. АНГАРСК, УЛ, ВОРОШИЛОВА, Д, 65) о взыскании 100 000 руб. 00 коп.,
(суд первой инстанции - В.А. Щуко),
при участии в судебном заседании):
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) (далее - заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к областному Государственному казенному учреждению Центр занятости населения Катангского района (далее - заинтересованное лицо, учреждение, страхователь) с заявлением о взыскании финансовых санкций в размере 100 000 руб. 00 коп. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ на основании решения N048S19190001649 от 06.02.2019.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении требований отказано.
В обосновании суд указал, что ответчик реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный отчетный период, откорректировав их путем представления 27.02.2018 г. и 18.03.2018 г. в Пенсионный фонд дополнительных сведений за этот отчетный период до составления акта, следовательно, основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете отсутствуют.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 18.02.2021 г. по делу А19-20036/2019 отменить и принять новое решение о взыскании с Областного государственного казенного учреждение "Центр занятости населения города Ангарска" в пользу ГУ УПФР в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) штрафных санкций в размере 100 000 (сто тысяч тысяч) рублей.
Полагает, что исковое заявлении в отношении Областного государственного казенного учреждение "Центр занятости населения Катангского района" было направлено 01.08.2019 г. Далее, 11.11.2019 г. УПФР в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) было направленно уточнённое исковое заявление в адрес Областного государственного казенного учреждение "Центр занятости населения города Ангарска", т.к. на вышеуказанную дату Областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Катангского района" прекратило свою деятельность в форме присоединения к Областному государственному казенному учреждению "Центр занятости населения города Ангарска", что подтверждается выпиской ЕГРЮЛ. В связи с этим, Областным государственным казенным учреждением "Центр занятости населения города Ангарска" был пропущен 3-х месячный срок обжалования решения УПФР в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) от 06.02.2019 г. N 048S19190001649. Также, согласно реестру отправки документов через ТКС, в адрес Областного государственного казенного учреждение "Центр занятости населения Катангского района" было направлено решение N 048S19190001649 от 06.02.2019 г. было направлено 12.02.2019 года. Также, уточненное исковое заявление было направлено повторно в адрес уже реорганизованной организации Областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Ангарска" посредством почтовых отправлений 11.11.2019 года. В связи с чем, Областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Ангарска" было надлежащим образом уведомлено о выявленных нарушениях.
По данным Управления ПФР в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) Областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Ангарска" были предоставлены формы СЗВ-М (дополняющие) за отчетный период - за 2017 года. В связи с этим, просим суд обратить внимание, что согласно внесенными изменениям в п. 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, представлять скорректированные формы СЗВ-СТАЖ без штрафных санкций возможно при одновременном выполнении следующих условий:
1) корректировка осуществляется в отношении ранее поданных сведений, которые уже были приняты пенсионным фондом;
2) уточненные сведения должны быть представлены:
* при обнаружении ошибки страхователем - до момента обнаружения этой ошибки пенсионным фондом;
* при обнаружении ошибки пенсионным фондом уточненные данные необходимо представить в течение пяти рабочих дней со дня получения из фонда уведомления об устранении имеющихся в отчетных формах ошибок и несоответствий.
В связи с чем, Областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Ангарска" предоставило список дополняющей формы позже установленного законом срока.
На апелляционную жалобу фонда поступил отзыв учреждения, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
29 апреля 2021 года в судебном заседании был объявлен перерыв до 30 апреля 2021 года.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 27.03.2021, 30.04.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Областное государственное казенное учреждение Центра занятости населения города Ангарска зарегистрировано в качестве юридического лица ОГРН 1023800527805.
В соответствии с распоряжением правительства Иркутской области от 02.04.2019 N 175-рп ОГКУ ЦЗН Катангского района прекратило свою деятельность 21.08.2019 в связи с реорганизацией. Согласно передаточному акту от 21.08.2019 все права и обязанности ОГКУ ЦЗН Катангского района были переданы ОГКУ ЦЗН города Ангарска.
ОГКУ ЦЗН Катангского района 27.02.2018 г. по телекоммуникационным каналам связи в Пенсионный фонд по месту учета представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, формы СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
19.03.2018 года ОГКУ ЦЗН Катангского района представлена дополняющая форма СЗВ-М стаж за 2017 год.
Поскольку дополнительные сведения за 2017 год были представлены учреждением после установленного законом срока для представления отчетности за указанный период, Пенсионный фонд пришел к выводу о несвоевременном представлении страхователем сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
По результатам проверки представленных сведений Пенсионным фондом составлен акт от 11.01.2019 г. N 048S18190000148, на основании которого вынесено решение от 06.02.2019 г. N 048S19190001649 о привлечении ОГКУ ЦЗН Катангского района к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанным решением ОГКУ ЦЗН Катангского района привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ) за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона в виде штрафа в общей сумме 100 000 руб. 00 коп.
Требованием от 27.02.2019 N 048S01190002700 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, ОГКУ ЦЗН Катангского района было предложено в срок до 17.03.2019 уплатить финансовые санкции.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" заявитель обратился за взысканием финансовых санкций в размере 100 000 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" администрация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно ст.14 вышеуказанного закона страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице (ст.1 Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии с п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ Страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) - 7) утратили силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 17 вышеуказанного закона установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.п.2 - 2.2 ст.11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как правильно установлено судом первой инстанции, страхователь надлежащим образом исполнил свою обязанность по своевременному представлению сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета формы СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
Необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации сведения, формы СЗВ-СТАЖ за указанный период на застрахованных лиц представлены учреждением в Пенсионный фонд 27.02.2018 г., то есть в установленный законом срок.
Сведения по типу формы "дополняющая" за 2017 год заявитель представил 19.03.2018 г.
В соответствии с нормами Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Пунктом 39 Инструкции установлено, что за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Как правильно посчитал суд первой инстанции, страхователь уточнил ранее представленные в Пенсионный фонд сведения СЗВ-СТАЖ за 2017 год, а в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции).
Основанием для привлечения ответчика к ответственности послужил вывод Пенсионного фонда о предоставлении учреждением дополняющих форм СЗВ-СТАЖ за указанный период за пределами установленного пунктом 2 части 2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете срока.
Отклоняя выводы пенсионного фонда, суд первой инстанции правомерно руководствовался тем, что ответчик реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный отчетный период, откорректировав их путем представления 27.02.2018 г. и 18.03.2018 г. в Пенсионный фонд дополнительных сведений за этот отчетный период до составления акта, следовательно, основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете отсутствуют. Апелляционный суд отмечает, что ни в акте проверки, ни в решении пенсионного фонда не анализировались обстоятельства представления исходных сведений по форме СЗВ-СТАЖ, а выводы сделаны только на основании представленных дополнительных сведений. При этом доказательств того, что дополнительные сведения представлены на основании уведомления пенсионного фонда и по истечении пяти рабочих дней после направления такого уведомления, в материалах дела не имеется, в акте и решении пенсионного фонда не отражено.
Доводы апелляционной жалобы относительно правил исчисления сроков на обращение в суд и иные подобные доводы апелляционным судом во внимание не принимаются, поскольку судом первой инстанции отказано в удовлетворении требований не в связи с пропуском срока на обращение в суд, требование рассмотрено по существу.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 февраля 2021 года по делу N А19-20036/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Е.В.Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20036/2019
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области межрайонное
Ответчик: Областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Ангарска
Третье лицо: Областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения Катангского района