г. Пермь |
|
11 мая 2021 г. |
Дело N А50-30322/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу истца, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воткинске Удмуртской Республики (межрайонного),
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края, принятое в порядке упрощенного производства.
от 24 февраля 2021 года по делу N А50-30322/2020
по исковому заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воткинске Удмуртской Республики (межрайонного) (ОГРН 1091828000065, ИНН 1828018231)
к обществу с ограниченной ответственностью "НСХ Азия Дриллинг" (ОГРН 1095914000390, ИНН 5914024719)
третье лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Перми (межрайонное) (ОГРН 1025901508027, ИНН 5907020826)
о взыскании переплаты средств пенсии в сумме 10 427,76 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воткинске Удмуртской Республики (межрайонное) (далее - истец, фонд, Управление, Управление ПФР) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к обществу с ограниченной ответственностью "НСХ Азия Дриллинг" (далее - общество, общество "НСХ Азия Дриллинг", ответчик, страхователь) с исковым заявлением о взыскании переплаты средств Пенсионного фонда Российской Федерации в сумме 10 427,76 руб. за период с 01.12.2017 по 31.07.2018, включительно.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Перми (межрайонное) (далее также - УПФР в Орджоникидзевском районе г. Перми, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Пермского края, принятым в порядке упрощенного производства, от 24 февраля 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе управление ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Управление приводит доводы о том, что обществом сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года представлены с нарушением установленного законодательством срока, что подтверждается доказательствами, имеющимся в материалах дела. Поскольку информация от ответчика поступила несвоевременно, то в период с 01.12.2017 по 31.07.2018 Шеметов В.Н. считался не работающим пенсионером, в связи с чем прошла индексация пенсии. Таким образом, в результате виновных действий ответчика произведена излишняя выплата пенсии.
Ответчик не согласен с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционных жалоб к производству для представления отзывов на апелляционные жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 23.07.2009 в регистрирующем (налоговом) органе по месту учета с присвоением ОГРН 1095914000390, и в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее также - Закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее также - Закон N 27-ФЗ) имеет статус страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
ООО "НСХ Азия Дриллинг" зарегистрировано в качестве страхователя в УПФР в Орджоникидзевском районе г. Перми (регистрационный номер страхователя N 069-010-012482).
По факту выявления нарушения обществом срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года (нормативно предусмотренный срок представления - не позднее 15.01.2018, фактически представлены - 05.03.2018 по форме СЗВ-М (тип "исходная")) и на основании выводов о переплате средств Пенсионного фонда Российской Федерации по вине страхователя должностным лицом Управления ПФР составлен протокол от 20.08.2020 N 138 о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии.
Отмечая, что виновные действия ответчика как страхователя обусловили выплату Управлением ПФР Шеметову В.Н. излишних сумм пенсии, и необоснованное расходование средств внебюджетного фонда в размере 10 427,76 руб., что квалифицировано истцом как причинение ущерба, фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между предоставленными работодателем недостоверными сведениями и понесенными в связи с этим фондом расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии работающему пенсионеру, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно статье 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28).
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 12, 15, 1064, 1082 ГК РФ, пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и статьи 28 Закона N 400-ФЗ, суд первой инстанции пришли к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между предоставленными работодателем недостоверными сведениями и понесенными в связи с этим фондом расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из положений Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", индексации подлежат страховые пенсии только не работающим пенсионерам.
Согласно части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированный выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи Закона N 27-ФЗ.
В части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Ответчиком сведения по форме СЗВ-М с кодом "исх" (исходная форма) за декабрь 2017 года как отчетный период в отношении застрахованных лиц представлены в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Добрянке Пермского края 05.03.2018 - с пропуском указанного срока.
Нарушение страхователем предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока представления в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Добрянке Пермского края, правопреемником которого с 30.11.2018 является УПФР в Орджоникидзевском районе г. Перми, сведений о застрахованных лицах за декабрь 2017 года послужило основанием для привлечения Общества решением в Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Добрянке Пермского края от 31.05.2018 N 203S19180008919 к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Из приставленных ответчиком документов следует, что Шеметов В.Н. трудоустроен в Обществе с 12.11.2012 и осуществлял трудовую деятельность по 22.07.2019.
При этом как усматривается из материалов дела, информация в отношении Шеметова В.Н. как о застрахованном и трудоустроенном физическом лице, содержалась в представленном в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Добрянке Пермского края (территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации страхователя) с соблюдением нормативно установленного срока (09.02.2018) сведениях по форме СЗВ-М за отчетный период январь 2018 года. Сведения в отношении Шеметова В.Н. как о застрахованном и трудоустроенном физическом лице содержалась в представленных в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Добрянке Пермского края (территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации страхователя) отчетах по форме СЗВ-М с кодом "исх." (исходная форма): за февраль 2018 год (дата регистрации полученных сведений 12.03.2018), за март 2018 года (дата регистрации полученных сведений 06.04.2018), за апрель 2018 года (дата регистрации полученных сведений 10.05.2018), а также последующие отчетные периоды (месяцы) 2018 года.
Из материалов дела следует, что сведения о Шеметове В.Н. как о застрахованном и трудоустроенном у ответчика лице в составе отчетов по форме СЗВ-М (тип "исходная") за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2017 года представлены в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Добрянке Пермского края, правопреемником которого является УПФР в Орджоникидзевском районе г. Перми, с соблюдением установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока - 09.02.2017, 09.03.2017, 07.04.2017, 15.05.2017, 08.06.2017, 10.07.2017, 06.08.2017, 06.09.2017, 09.10.2017, 08.11.2017, 13.12.2017, соответственно.
Таким образом, фактически с 09.02.2018 (с момента представления сведений за январь 2018 года), при наличии представленных форм отчетов за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2017 года, фонд располагал сведениями о том, что Шеметов В.Н. не прекратил осуществление трудовой деятельности, что исключало основания для индексации получаемой пенсии с 01.12.2017, основания для выплаты индексации указанному физическому лицу у фонда отсутствовали.
Вместе с тем, Управлением ПФР отмеченному пенсионеру с марта 2018 года выплачена доплата к пенсии, повышенная пенсия за период с 01.12.2017 по 31.07.2018.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил).
Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Из материалов дела следует, на момент принятия решения об индексации пенсий Пенсионный фонд располагал сведениями о застрахованном лице - пенсионере фактически не прекратившего осуществление трудовой деятельности, что влечет отсутствие оснований для индексации получаемой пенсии.
Исходя из положений частей 3, 6, 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при прекращении осуществления застрахованным лицом трудовой деятельности в декабре 2017 года пенсия с учетом индексации, в том числе за период с 01.12.2017, подлежит выплате с 01.03.2018. Факт того, что повышенная пенсия выплачивалась Шеметову В.Н. именно с марта 2018 года следует из его заявления от 21.05.2018 (отражающего несогласие с возвратом в бюджет внебюджетного фонда сумм индексации за спорный период), полученного Управлением ПФР.
Обществом представлены в пределах установленного срока сведения за январь 2018 года, а также последующие месяцы 2018 года как отчетные периоды, отсутствие в указанных сведениях данных о том, что застрахованное лицо продолжает работать, что позволило бы продолжать индексацию получаемой пенсии Управлением ПФР не доказано (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
На основании изложенного судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что при получении 09.02.2018 сведений о застрахованных лицах, в том числе Шеметове В.Н., Управление ПФР обязано было прекратить индексацию ему пенсии и не выплачивать с 01.03.2018 пенсию с учетом индексации.
Принимая во внимание вышеизложенное, начиная с момента предоставления сведений за январь 2018 года, истец был осведомлен о трудоустройстве пенсионера в Обществе.
В рассматриваемом случае после представления ответчиком 09.02.2018 сведений о Шеметове В.Н. в составе отчетности по форме СЗВ-М за январь 2018 года, при наличии ранее представленных сведения за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года, оснований для выплаты индексации уже не имелось, однако Управлением после указанной даты было принято решение о выплате индексации сумм пенсии застрахованным лицам. Фактически Фонд имел возможность не производить выплату индексации, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400 и пунктов 86, 88 и 90 Правил, однако указанной возможностью не воспользовался.
На основании изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков, фондом в данном случае не доказана.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты госпошлины, государственная пошлина не распределяется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 24 февраля 2021 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А50-30322/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воткинске Удмуртской Республики (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-30322/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г.ВОТКИНСКЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ООО "НСХ АЗИЯ ДРИЛЛИНГ"
Третье лицо: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОМ РАЙОНЕ Г. ПЕРМИ МЕЖРАЙОННОЕ