г. Красноярск |
|
15 апреля 2024 г. |
Дело N А33-28625/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аурумгео" (ИНН 2466191001, ОГРН 1182468026058)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 23 января 2024 года по делу N А33-28625/2023,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Аурумгео" (ИНН 2466191001, ОГРН 1182468026058, далее - ответчик, ООО "Аурумгео") о взыскании общей суммы задолженности в размере 510 251 руб. 03 коп., из которых сумма задолженности в федеральный бюджет по договору аренды лесного участка от 21.12.2021 N 561 в размере 329 980 руб. 68 коп., а также суммы пени в краевой бюджет в размере 180 270 руб. 35 коп.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 января 2024 года иск удовлетворен частично. Взыскано с ООО "Аурумгео" в пользу Министерства лесного хозяйства Красноярского края 444 675 руб. 60 коп., в том числе: 329 980 руб. 68 коп. задолженности в федеральный бюджет и 114 694 руб. 92 коп. пени в бюджет Красноярского края, взыскать в доход федерального бюджета 11 508 руб. государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что аренда с целью заготовки древесины является по своей сути подрядными работами по вырубке леса и уже не подпадает под действие части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, истец не предоставил достаточных доказательств о проведении подрядных работ ответчиком по вырубке леса.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.03.2024 апелляционная жалоба принята к производству. Судебное заседание назначено на 11.04.2024.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В материалы дела 08.04.2024 от истца поступило ходатайство об отложении судебного заседания, мотивированное невозможностью представить отзыв на апелляционную жалобу в связи с неполучением истцом копии апелляционной жалобы ответчика.
В силу части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
На основании части 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Таким образом, по смыслу статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отложение судебного заседания по ходатайству стороны, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, является правом, а не обязанностью суда.
Истец, указывающий на неполучение копии апелляционной жалобы, не был лишен возможности своевременно ознакомиться с апелляционной жалобой посредством подачи соответствующего ходатайства через систему электронной подачи документов "Мой арбитр", однако таких действий со стороны истца не последовало.
Кроме того, суд не признавал обязательной явку в судебное заседание представителя истца.
С учетом недопустимости необоснованного отложения заседаний и необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства, суд не усматривает достаточных оснований для отложения судебного заседания, в связи с чем ходатайство истца не подлежит удовлетворению.
В материалы дела от истца поступило заявление о переименовании истца в порядке процессуального правопреемства. Истец просит уточнить наименование с министерства лесного хозяйства Красноярского края на министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, на основании распоряжения Правительства Красноярского края от 17.10.2023 N 771-р.
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции принято уточнение наименование истца как министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
21 декабря 2021 года между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды N 561 (далее - договор), по условиям которого арендодатель на основании приказа министерства лесного хозяйства Красноярского края от 16.12.2021 N 86-3020-од обязуется предоставить, в арендатор обязуется принять во временное пользование часть лесного участка, находящуюся в государственной собственности, определенную в пункте 1.2. договора.
Лесной участок, предоставляемый по договору, общей площадью 6,7317 га, защитных лесов, расположенный: Красноярский край Партизанский район, Верхнеманское лесничество, Верхнеманское участковое лесничество, квартал 56 (части выд. 9, 10, 11, 13, 21, 23), квартал 76 (часть выд. 3, 4, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 24, 27, 29), квартал 83 (часть выд. 5, 10), в границах земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:00:0000000:6022, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 24-03.253-2021-11-3311-11.
Категория защитности: леса, расположенные в водоохранных зонах; орехово-промысловые зоны.
вид разрешенного использования: осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых (пункт 1.2. договора).
В силу п. 2.1, 2.2, 2.3 договора (с учетом дополнительного соглашения) арендная плата составляет 159 464 руб. 11 коп. год - для геологического изучения недр разведки и добычи полезных ископаемых; 350 689 руб. 04 коп. за весь период использования - для заготовки древесины.
Приложением N 4 к договору определены сроки внесения платежей в доход бюджетов (при использовании лесов для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых): 15.01, 15.02, 15.03, 15.04, 15.06, 15.07., 15.08, 15.09, 15.10, 15.11, 15.12.
Приложением N 4.1 (2.1) к договору, приложением N 3 к дополнительному соглашению к договору определен срок внесения арендной платы при использовании лесов для заготовки древесины - 15.02.2022.
Срок действия договора установлен даты его подписания и действует 11 месяцев (пункт 6.1 договора).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4.2 договора за нарушение настоящего договора, а именно за нарушение срока внесения арендной платы, установленных приложением N 4 к договору арендатор уплачивает арендодателю неустойку из расчета 0,1 % от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки. Начисление неустойки производится, начиная со дня, следующего за днем истечения срока платежа, и до дня внесения просроченного платежа в полном объеме.
Согласно иску, арендатор не выполнил свои обязательства по уплате арендной платы в установленные договором сроки. Задолженность арендатора в федеральный бюджет при использовании лесов для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых составляет 29 291 руб. 64 коп. по срокам платежа 15.06.2023, 15.07.2023. Задолженность арендатора в федеральный бюджет при использовании лесов для заготовки древесины по сроку платежа 17.02.2022 - 300 689 руб. 04 коп.
Министерство, письмом от 31.07.2023 N 86-010819 направило в адрес арендатора претензию о неполном расчете с бюджетом по договору аренды с приложением соответствующих уведомлений и расчетом задолженности.
Согласно иску, оплаты от ответчика не последовало.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с ответчика задолженности в размере 510 251 руб. 03 коп.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 N 12-п, Министерство являлось органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим, в том числе, оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в области, в том числе, лесных отношений. В компетенцию Министерства входило владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края.
Указом Губернатора Красноярского края от 13.07.2016 N 139-уг "О внесении изменений в Указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2014 N 224-уг "О структуре органов исполнительной власти Красноярского края", в структуру органов исполнительной власти Красноярского края включено министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 от N 560-р Министерству лесного хозяйства Красноярского края переданы полномочия министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений.
Пунктом 2 распоряжения Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р установлено, что министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в части обязательств, связанных с осуществлением полномочий в области лесных отношений, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.
Положение о министерстве лесного хозяйства утверждено постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п. В едином государственном реестре юридических лиц министерство лесного хозяйства зарегистрировано 03.08.2016, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации от 03.08.2016 N 006339448.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 17.10.2023 N 771-р переименовано министерства лесного хозяйства Красноярского края в министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края с передачей ему полномочий министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в областях охраны окружающей среды (в части государственного мониторинга объектов животного мира, государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания), организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, охраны и использования объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, водных биологических ресурсов, обращения с животными, обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также в сфере регулирования отношений недропользования.
Постановлением Правительства Красноярского края от 28.12.2023 N 1103-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N374-п "Об утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края" в Постановление Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п "Об утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края" были внесены изменения: везде по тексту слова "лесного хозяйства" заменены словами "природных ресурсов и лесного комплекса", и таким образом правильное наименование органа - Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
Таким образом, лицом, наделенным полномочиями по администрированию платы за пользование участками лесного фонда на территории Красноярского края является Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
Вместе с тем смена наименования Министерства на существо спорных взаимоотношений не влияет.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2).
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заключенный между сторонами договор по своей правовой природе является договором аренды лесного участка, отношения по которому регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Факт передачи истцом лесного участка по договору ответчику во временное пользование подтвержден актом приема-передачи, ответчиком не оспорен.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Как следует из искового заявления, расчетов, у ответчика в период действия образовалась задолженность по арендной плате.
Проверив представленный истцом расчет задолженности по договору, судом первой инстанции установил, что размер задолженности (329 980 руб. 68 коп.) рассчитан истцом в соответствии с условиями договора.
Истец также просил взыскать с ответчика пени в краевой бюджет в размере 180 270 руб. 35 коп. (175 360 руб. 38 коп. - заготовка) и 4909 руб. 97 коп. (геология).
Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции проверен расчет истца по начислению пени за просрочку внесения арендных платежей, и признан неверным в части неприменения положений Постановления Правительства РФ N 497 от 28.03.2022.
Постановлением Правительства РФ N 497 от 28.03.2022 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей с прекращением начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория. На обязательства, возникшие до 01.04.2022, распространяются последствия моратория в виде отсутствия начислений неустойки (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей. Обязательства, образовавшиеся после 01.04.2022, являются текущими платежами и указанные последствия моратория на них не распространяются, а значит, пени за период с 01.04.2022 по 01.10.2022 по неуплаченным текущим обязательствам начисляются.
Согласно буквальному содержанию Постановления N 497 оно распространяется на всех хозяйствующих субъектов и граждан, за исключением, перечисленных в пункте 2.
Истцом в материалы дела представлен справочный расчет пени по договору, выполненный с учетом моратория, согласно которому неустойка составила 14 694 руб. 92 коп.
Проверив справочный расчет истца, судом первой инстанции признал его верным, соответствующим условиями договоров и фактическими обстоятельствами дела.
Ответчиком контррасчет не представлен.
Повторно проверив указанный расчет, апелляционный суд признает его арифметически верным и соответствующим действующему законодательству.
Доказательств оплаты ответчиком сумм начисленной неустойки в материалы дела не представлено.
Вопреки доводам ответчика, непредставление доказательств проведения ответчиком работ по вырубке леса не свидетельствует об отсутствии между сторонами правоотношений по аренде в связи с предоставлением ответчику в пользование спорного лесного участка, при этом ответчиком не представлены доказательства невозможности использования лесного участка в спорный период.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 января 2024 года по делу N А33-28625/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-28625/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "АУРУМГЕО"