г. Хабаровск |
|
11 мая 2021 г. |
Дело N А73-11728/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ашуровой Г.Х.
при участии:
представителя Министерства обороны Российской Федерации Макарова Д.Н. по доверенности от 10 ноября 2020 года N 207/4/64д;
представителя федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Васиной Н.А. по доверенности от 3 августа 2020 года
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение от 26 февраля 2021 года по делу N А73-11728/2020 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области"
к федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 3 171 263,30 рублей
третьи лица без самостоятельных требований относительно предмета спора - Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, федеральное государственное казенное учреждение "Востокрегионжилье", федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, администрация Корсаковского городского округа
установил:
некоммерческая организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области" обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГКУ ДВТУИО, ответчик) о взыскании долга в размере 3 171 263,30 рублей по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
Истец уменьшил размер искового требования до 2 957 407,01 рублей.
Уменьшение истцом размера искового требования до 2 957 407,01 рублей принято судом.
Определениями суда от 31 июля 2020 года, от 27 августа 2020 года, 15 октября 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ), федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье"), администрация Корсаковского городского округа (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26 февраля 2021 года иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскан долг в размере 2 372 833,69 рублей, распределены судебные расходы. В остальной части в иске отказано.
Ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать полностью.
В обосновании указано неполное выяснение судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права. Судом необоснованно не учтено то обстоятельство, что уставом учреждения не предусмотрена обязанность по содержанию жилищного фонда, соответственно, финансовое обеспечение из федерального бюджета на такие расходы не выделяется; судом первой инстанции не дана оценка доводу ответчика об отсутствии государственной регистрации права оперативного управления на большинство заявленных в исковом заявлении объектах; право муниципальной собственности на переданные жилые помещения возникает с момента принятия решений о ее передаче.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Минобороны РФ поддержал апелляционную жалобы ответчика по доводам, изложенным в отзыве, настаивал на ее удовлетворении.
Истец, ФГКУ "Востокрегионжилье", администрация не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и, соответственно, для отмены или изменения судебного акта.
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области" создана для целей формирования средств и имущества для обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта многоквартирных домов на территории Сахалинской области за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования (пункт 2.1 устава Фонда).
В соответствии со статьей 180 Жилищного кодекса Российской Федерации в обязанности регионального оператора входит, в том числе аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - МКД), в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора и финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в таких МКД, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета. В случае неисполнения собственниками помещений в МКД обязанностей по уплате взносов на капитальный ремонт региональный фонд в судебном порядке вправе потребовать их принудительного взыскания в фонд капитального ремонта.
Судом установлено, что ответчику на праве оперативного управления принадлежат помещения, расположенные по следующим адресам:
- Анивский р-н, с. Троицкое, ул. Гвардейская, д.10, кв. N N 5,16, ул. Гвардейская, д.12, кв. NN 16, 18, 22, 24, 33, ул. Гвардейская, д.14, кв. NN 10, 13, 16, 35, 5, 57, 62, 63, ул. Гвардейская, д. 4, кв. N 6, ул. Гвардейская, д.6, кв. NN 2, 3, 24, ул. Гвардейская, д.8, кв. NN 1, 10, 13;
- г. Южно-Сахалинск, пр-т Мира, д.391, кв. N N 3-5, 8, 9-12, 14-16, 18, 22, 25, 27-29, 33, 38, 43, 44, 59-63, 66, 67, 69, 71-76, 79,80; пр-т Мира д.391А, кв. NN 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10-12, 14-18, 21, 22, 25, 27-31, 33, 36-38, 40, 42-44, 46, 48-55, 57- 63, 66, 67, 69, 71-76, 79, 80; пр-т Мира д.393 Б, кв. NN 1,4, 5-8, 10-20, 23, 24, 26- 33, 35-39, 41-45, 48-55, 57-59, 60-63, 65, 66, 68, 70-76, 79, 80-85, 88-90; ул. Армейская, д.20, кв. N 47;
- Корсаковский р-н, с. Дачное, ул. Мотострелковая, д.7, кв. N N 1-10, 13- 17, 19, 20, 21, 23-32; ул. Мотострелковая, д.7, корп.1, кв. NN 1-3, 5-9, 12, 15, 17- 24, 27-34, 37, 38, 40, 46-48, 51, 52, 56, 57, 59, 63, 64, 66-71, 73, 74, 78, 79, 80, 83, 84, 87, 89; с. Дачное, д. 155, кв. NN 4, 6, 8-11, 14, 17, 18, 19, 21, 23, 26, 27, 28-31, 33, 35, 37, 38, 40, 46, 48, 50, 53, 55, 56, 60, 62-65, 68, 69, 71-76, 78, 79, 80; с. Дачное, д.156, кв. NN 2-19, 21-26, 28, 29, 30, 32, 34, 38, 41, 42, 44, 45, 48, 50-52, 56, 57, 60, 61, 63, 64, 66, 68, 69, 70-76, 80; с. Дачное, д.157, кв. NN 1- 9, 12, 14, 15, 16, 19, 20-23, 26-29, 31, 32, 34, 35,3 8, 39, 41-44, 46, 47, 49, 50-54, 58, 59, 60;
- Корсаковский р-н, с. Соловьевка, д. 273, кв. N 22; с. Соловьевка, д. 4, кв. NN 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 15, 17, 19, 21, 24, 29, 30, 31, 35, 36, 39, 40, 41, 46, 47, 48; с. Соловьевка, д.5, кв. NN 3, 8, 10, 12, 18, 20, 21, 23, 24, 25, 30, 33, 34, 35, 38, 39, 40-43, 47, 49, 54, 55, 56, 57, 60, 62;
- Корсаковский р-н, с. Третья Падь, д.33, кв. N 1, 4, 6, 7, 9,1 0-13, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 29, 30, 32, 34, 35, 38, 39, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 48, 50, 51, 54, 56, 58, 60, 61, 64, с. Третья Падь, д.34, кв. N 1, 2, 3, 5, 7, 8, 11- 16, 18, 19, 20, 23, 26, 30, 34, 35, 36, 38, 42, 43, 45, 46, 50, 52, 53, 54, 55, 56, 58, 60, 62, 63;
- Ноглинский р-н, пгт Ноглики, ул. Советская, д. 2, пом. 203.
Обязанность вносить взносы на капитальней ремонт общего имущества перечисленных выше домов в период с 1 ноября 2018 года по 30 ноября 2019 года исполнялась ответчиком ненадлежащим образом, в результате возник долг в размере 2 957 407,01 рублей.
В досудебном порядке спор не урегулирован, долг ответчиком не уплачен.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены обязанности собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта РФ, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации формируют фонд капитального ремонта.
На основании части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона Сахалинской области от 15 июля 2013 года N 76-ЗО ""О регулировании отдельных вопросов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Сахалинской области" (далее - Закон N 76-ЗО), обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.
Частью 4 приведенной статьи предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенном в региональную программу при ее актуализации, возникает по истечении пяти лет с даты введения в эксплуатацию данного многоквартирного дома.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 28 апреля 2014 года N 199 утверждена региональная программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Сахалинской области, на 2014-2043 годы".
Судом установлено, что приведенные в расчете иска МКД, в которых находятся принадлежащие ответчику помещения, включены в региональную программу.
Собственники заявленных помещений в срок, установленный пунктом 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 1 Закона N 76-ЗО, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, в связи с чем, на основании постановлений муниципальных образований соответствующего городского округа в отношении перечисленных многоквартирных домов в качестве способа формирования фонда капитального ремонта определен способ перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора - Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области".
Согласно части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и нецелевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
Соответственно, учреждение, владеющее объектом недвижимости на праве оперативного управления, несет обязательства, аналогичные обязательствам собственника.
На основании положений вышеуказанных статей Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации лицом, обязанным отвечать по иску, является ответчик.
Частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации определение минимального размера взносов на капитальный ремонт отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением правительства Сахалинской области от 7 июля 2017 года N 324 с 1 января 2018 года установлен тариф на 2018 год в размере 6,0 рублей.
Постановлением правительства Сахалинской области от 5 июня 2018 года N 242 с 1 января 2018 года установлен тариф на 2019 год в размере 6,3 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации взнос на капитальный ремонт вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно уточненному расчету иска сумма начисленных ответчику взносов на капитальный ремонт в отношении указанных помещений за период с 1 ноября 2018 года по 30 ноября 2019 года составила 2 957 407,01 рублей.
Расчет произведен исходя из вышеуказанных минимальных нормативных показателей.
Проверив расчет, суд признал его ошибочным, в связи с допущенными ошибками в указании площадей принадлежащих ответчику нежилых помещений.
Ответчиком представлен контр расчет задолженности, размер которой составляет 2 511 789,18 рублей.
Судом на основе представленного ответчиком контр расчета, самостоятельно произведен расчет задолженности с исключением из него периода с ноября 2018 года по июнь 2019 года в отношении домов N 12 и N 13 по ул. Спутник-2 г. Южно-Сахалинске.
По расчету суда долг составил 2 372 833,69 рублей.
Апелляционным судом расчет суда первой инстанции проверен и признан верным. Ответчиком не оспаривается.
Доказательств оплаты долга ответчиком не представлено.
На основании изложенного суд обоснованно удовлетворил исковое требование в части долга в указанном размере.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у ответчика обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт помещений в МКД несостоятелен, поскольку в силу статей 216, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления включает в себя полномочия в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
Доказательств передачи спорного имущества в собственность муниципального образования не представлено.
Судом обоснованно приняты во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 24 июня 2019 года N А73-931/2019.
Статус учреждения и отсутствие финансового обеспечения для оплаты расходов на содержание общего имущества МКД не является основанием для освобождения ответчика от обязанности по несению таких расходов.
Доводы ответчика об отсутствии государственной регистрации права оперативного управления на жилые помещения также несостоятельны.
Негативные последствия неосуществления регистрации соответствующего вещного права на квартиры за учреждением не могут быть возложены на истца, который является лицом, от которого совершение указанных действий не зависит.
Дав оценку собранным по делу доказательствам, суд апелляционной инстанции не усмотрел фактических и правовых оснований для иной оценки обстоятельств дела согласно доводам жалобы.
Обстоятельств, которые в суде апелляционной инстанции могли повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, не установлено.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26 февраля 2021 года по делу N А73-11728/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11728/2020
Истец: НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области"
Ответчик: ФГКУ "ДВТУОИ" Минобороны РФ
Третье лицо: Министерство обороны РФ, ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства оброны РФ, Федеральное государственное казённое учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства оброны РФ, Администрация Корсаковского городского округа