г. Москва |
|
11 мая 2021 г. |
Дело N А40-39374/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Комарова А.А.,
судей Бальжинимаевой Ж.Ц., Вигдорчика Д.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Овчаренко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны РФ на определение Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2020 по делу N А40-39374/17 о предоставлении рассрочки исполнения решения суда от 21 августа 2017 г. по иску Минобороны России (ИНН 7704252261) к АО "Главное управление обустройства войск" (ИНН 7703702341)
третье лицо: ФКП "Управление заказчика капитального строительства" Министерства обороны РФ
о взыскании 91 369 210 руб. 99 коп.
при участии в судебном заседании:
от АО "Главное управление обустройства войск": Быков К.В., по дов. от 07.12.2020,
от Министерства обороны РФ: Доценко А.В., по дов. от 23.04.2021,
Иные лица не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21 августа 2017 г. по делу N А40- 39374/17-3-397 с АО "Главное управление обустройства войск" в пользу Минобороны России взыскана сумма неотработанного аванса по государственному контракту от 12 октября 2010 г. N 574-МХ-4-3/2010 в размере 3 021 656 руб. 52 коп., неустойку в размере 7 486 414 руб. 43 коп., проценты за пользование коммерческим кредитом в размере 35 989 625 руб. 54 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2018 года Решение Арбитражного суда города Москвы от 21.08.2017 по делу N А40- 39374/17 изменено в части взыскания процентов за пользование коммерческим кредитом, с АО "Главное управление обустройства войск" в пользу Минобороны России взысканы проценты за пользование коммерческим кредитом в размере 9 967 044,53 руб.
В остальной части требований о взыскании процентов за пользование коммерческим кредитом отказано.
Общая взысканная по настоящему делу с ответчика в пользу истца сумма составляет 20 475 115 руб. 48 коп.
От Акционерного общества "Главное управление обустройства войск" поступило ходатайство о предоставлении рассрочки исполнения решения суда от 21 августа 2017 г., постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2018 года по делу N А40-39374/17-3-397.
Представитель заявителя требования поддержал в полном объёме, устно пояснил позицию по заявлению.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2020 г. ходатайство Акционерного общества "Главное управление обустройства войск" удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обороны РФ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2020 г. отменить, принять новый судебный акт.
Рассмотрев апелляционную жалобу в порядке статей 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Заявитель в своем ходатайстве указал, что затруднительность исполнения судебного акта по делу N А40-39374/17-3-397 обусловлена тем, что в соответствии с данными бухгалтерского баланса на 31.12.2019 г. общая кредиторская задолженность АО "Главное управление обустройства войск" составляет 182 714 320 тыс. руб., заемные средства - 19 857 448 тыс. руб.
На принудительном исполнении в службе судебных приставов находится сводное исполнительное производство N 6859706/19/99001-СД на сумму 1 439 906 995, 17 руб., возбуждённых в отношении АО "Главное управление обустройства войск".
Денежные средства АО "Главное управление обустройства войск" на расчетных счетах арестованы постановлением судебного пристава-исполнителя от 04.02.2020 г.
АО "ГУОВ" указало, что является крупнейшей компанией военно-строительного комплекса Минобороны России.
При этом, заявитель, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2016 N 2849-р, определен единственным исполнителем осуществляемых закупок товаров, работ, услуг, связанных с выполнением проектно-изыскательских работ, работ по строительству, ремонту и реконструкции объектов казарменно-жилищного фонда.
Учитывая отсутствие денежных средств на расчетных счетах, возбуждение исполнительного производства при таких обстоятельствах неизбежно повлечет обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на отдельных счетах в уполномоченном банке и предназначенные для оплаты работ нижестоящих соисполнителей государственного оборонного заказа, тем самым нарушив специальный режим использования денежных средств, поступающих на такие счета из бюджета Российской Федерации, предусмотренный Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ).
В обоснование факта содействия в разрешении вопроса о предоставлении АО "ГУОВ" рассрочки оплаты взысканных Минобороны России штрафных санкций, заявителем представлены поручение первого заместителя Министра обороны Российской Федерации Р.Х. Цаликова от 28.11.2017 (к вх. Ц-4049) и обращение заместителя Министра обороны Российской Федерации Т.В. Иванова от 23.11.2017 исх. 106/4265, при этом департаментом претензионной и судебно-правовой работы был рассмотрен вопрос о предоставлении должнику рассрочки оплаты взысканных истцом штрафных санкций, что следует из содержания писем N вх-31102 от 07.12.2017, N вх-30152 от 29.11.2017, N исх-585/сп от 18.03.2020.
Согласно пункту 153 письма Минэкономразвития России от 23.03.2020 N 8952- РМ/Д18и "О перечне системообразующих организаций", АО "ГУОВ" включено в перечень системообразующих организаций строительной отрасли Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников", исполнительным органом введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в том числе, в отношении организаций, включённых в перечень системообразующих организаций, утверждаемый Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития Российской экономики.
Ответчик, являясь специализированным предприятием Министерства обороны Российской Федерации, выполняющим функции генерального подрядчика и координатора исполнения государственных оборонных заказов, не ведет иной приносящей доход деятельности, кроме выполнения государственного оборонного заказа, в свободном обращении отсутствуют денежные средства в сумме, необходимой для погашения неустойки, взысканной по настоящему делу.
В силу части 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
На основании части 1 статьи 324 АПК РФ и статьи 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Основаниями для удовлетворения настоящего заявлению являются два обстоятельства - тяжелое материальное положение и реальная возможность в будущем исполнить решение суда с рассрочкой исполнения.
Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда.
При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов, как взыскателя, так и должника.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.12.2003 г. N 467-О, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
При этом, у суда имеется право принять решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения, что с учетом задачи судопроизводства в арбитражных судах по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность, само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод.
Все расчеты в рамках выполнения государственного оборонного заказа АО "Главное управление обустройства войск" обязано осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о гособоронзаказе) исключительно с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченных банках.
Учитывая, что подп. "в" п. 9 ст. 8.4 Закона о гособоронзаказе не допускает совершение по отдельному счету операций, связанных с исполнением исполнительных документов о взыскании денежных средств в доход Российской Федерации, принудительное исполнение судебного акта по настоящему делу создаст в АО "Главное управление обустройства войск" критическую финансово-экономическую ситуацию.
Списание с отдельных счетов денежных средств, поступивших от государственного заказчика с целью финансирования выполнения работ для нужд обороны страны и безопасности государства, приведет к существенному затруднению или срыву выполнения обязательств Общества по государственным контрактам, имеющим стратегическое значение для Российской Федерации.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции предоставил заявителю рассрочку исполнения решения суда от 21 августа 2017 г., постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2018 года сроком на 36 месяцев с условием об уплате взысканной суммы в размере 20 475 115 руб. 48 коп. тремя равными платежами по 6 825 038 руб. 49 коп. один раз в 12 месяцев с момента вступления в законную силу определения суда.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что АО "ГУОВ" является крупнейшей компанией военно-строительного комплекса Минобороны России, выполняющей функции генерального подрядчика и координатора исполнения государственных оборонных заказов для нужд обороны страны и безопасности государства.
Строительство иных объектов, кроме как в рамках государственных контрактов, заключенных с Минобороны России, Общество не ведет.
Министерство обороны также подтверждает, что ответчик является ключевым исполнителем государственного оборонного заказа.
Общество включено в перечень системообразующих организаций строительной отрасли Российской Федерации (п.153 письма Минэкономразвития РФ от 20.03.2020 N 8952- РМ/Д18и "О перечне системообразующих предприятий").
Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 27.12.2016 N 2849-р Общество было определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2017-2018 годах закупок работ по объектам военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.
Минобороны России заключило с АО "ГУОВ" более тысячи государственных контрактов на проектирование/строительство/ реконструкцию/ ремонт военных объектов.
АО "ГУОВ" осуществляет координацию между Министерством обороны Российской Федерации, как государственным заказчиком всех объектов военного назначения, и субподрядчиками, фактически выполняющими работы.
Именно ответчик перечисляет субподрядчикам - соисполнителям государственного оборонного заказа - денежные средства, за счет которых осуществляется строительство.
АО "ГУОВ" как головной исполнитель государственного оборонного заказа осуществляет свою деятельность в рамках Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон).
Основным инструментом Закона, обеспечивающим целевое расходование денежных средств исполнителями, является отдельный счет, открываемый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке, обязательный для использования при расчетах по государственному оборонному заказу.
Как следует из п.9 ст. 10 Закона режим использования отдельного счета предполагает, что денежные средства, выделяемые на финансирование государственного оборонного заказа, поступают из бюджета на отдельные счета в уполномоченном банке, открываемые специально для расчетов по конкретному государственному оборонному заказу, имеющему определенный идентификатор.
Бюджетные денежные средства, поступающие на отдельны счета АО "ГУОВ", имеют строго целевое назначение и могут быть использованы исключительно для расчетов с соисполнителями строго определенного государственного оборонного заказа.
Все денежные средства Общества, которыми оно распоряжается в настоящее время, находятся на отдельных счетах и предназначены исключительно для финансирования проектирования и строительства объектов военного назначения.
Списание с отдельных счетов денежных средств, поступивших от государственного заказчика с целью финансирования выполнения работ для нужд обороны страны и безопасности государства, приведет к существенному затруднению или срыву выполнения обязательств Общества по государственным контрактам, имеющим стратегическое значение для Российской Федерации.
Это объясняется тем, что Закон запрещает финансирование работ по определенному идентификатору государственного оборонного заказа за счет денежных средств, поступивших от государственного заказчика на отдельные счета по государственным оборонным заказам с иными идентификаторами (т.н. "перекрёстное" финансирование").
Срыв сроков выполнения государственного оборонного заказа повлечет взыскание с ответчика новых штрафных санкций в пользу Минобороны России.
На принудительном исполнении в службе судебных приставов находится сводное исполнительное производство N 6859706/19/99001-СД на сумму 1 439 906 995, 17 руб., возбуждённых в отношении АО "Главное управление обустройства войск".
Денежные средства АО "Главное управление обустройства войск" на расчетных счетах арестованы постановлением судебного пристава-исполнителя от 04.02.2020 г.
При этом в материалах дела имеются доказательства того, что у должника имеется дорогостоящее недвижимое имущество, признанное непрофильным, стоимости которого достаточно для исполнения постановления суда по настоящему делу. Материалами дела подтверждается и не оспаривается истцом, что АО "ГУОВ" ведет деятельность по реализации недвижимого имущества: недвижимое имущество оценивается в установленном порядке и выставляется на аукцион путем размещения извещений о начале торговой процедуры на электронной площадке.
С 2017 года по настоящее время в законную силу вступило более 45 судебных актов о предоставлении АО "ГУОВ" рассрочки исполнения аналогичных решений Арбитражного суда города Москвы о взыскании с ответчика в пользу истца неустойки (копии имеются в деле).
В 2020-2021 годах Девятым арбитражным апелляционным судом вынесены постановления об оставлении определений о предоставлении АО "ГУОВ" рассрочки без изменения: от 17.02.2021 по делу N А40-71993/15, от 05.02.2021 по делу N А40-5287/17, от 02.02.2021 по делу N А40-59321/17, от 03.09.2020 по делу N А40-108742/16, от 23.09.2020 по делу N А40-81032/16, от 25.09.2020 по делу N А40-108836/16, от 21.10.2020 по делу N А40-84636/16, от 07.10.2020 N А40-228712/16, от 01.12.2020 по делу N А40-235349/16, от 18.12.2020 по делу N А40-138714/16, от 09.12.2020 по делу N А40-35749/17.
Постановлениями Арбитражного суда Московского округа по делам N А40- 235349/16, А40-84636/16, А40-81032/16, А40-228712/16, А40-129554/15 судебные акты, вынесенные по аналогичным заявлениям АО "ГУОВ", оставлены без изменения.
Согласно абзацу 2 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" вопрос о наличии оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
Исходя из изложенного, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о предоставлении рассрочки исполнения решения суда от 21 августа 2017 г., постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2018 года сроком на 36 месяцев с условием об уплате взысканной суммы в размере 20 475 115 руб. 48 коп. тремя равными платежами по 6 825 038 руб. 49 коп. один раз в 12 месяцев с момента вступления определения в законную силу.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного решения должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка или рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Данные обстоятельства исследованы Арбитражным судом г. Москвы при рассмотрении заявления АО "ГУОВ" о предоставлении рассрочки исполнения решения суда и им дана надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное определение.
Вместе с тем, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного определения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2020 по делу N А40- 39374/17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.А. Комаров |
Судьи |
Ж.Ц. Бальжинимаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-39374/2017
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ГУОВ", ОАО "УПРАВЛЕНИЕ МОНТАЖНЫХ РАБОТ"
Третье лицо: ФКП "УЗКС МО РФ", ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ"