г. Челябинск |
|
11 мая 2021 г. |
Дело N А76-12187/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Карпусенко С.А., Тарасовой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ихсановой Э.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецсервис" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.02.2021 по делу N А76-12187/2020.
В судебном заседании принял участие представитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 23" - Ястребова Н.Ф. (доверенность от 08.04.2021, диплом, паспорт).
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 23" (далее - ответчик, МБДОУ N 23), обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Спецсервис" (далее - ответчик, ООО "Спецсервис") о согласовании проекта договора N 35721 (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 1 л.д. 143-144).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.02.2021 исковые требования удовлетворены, урегулированы разногласия при заключении договора, спорные пункты договора N 35721 согласованы в редакции истца на следующих условиях:
Преамбула: "общество с ограниченной ответственностью "Спецсервис", именуемое в дальнейшем региональным оператором, в лице заместителя начальника отдела по работе с клиентами Диденко Льва Дмитриевича, действующего на основании доверенности N 6/1 от 01.01.2019 и соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами Кыштымского кластера Челябинской области от 23.11.2017, с одной стороны, и муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 23", в лице заведующего Заикиной Ирины Владимировны, действующей на основании Устава, с другой стороны, именуемые в дальнейшем сторонами, руководствуясь требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту также - Закон), заключили настоящий договор о нижеследующем:".
Предложение 3 абзаца 1 пункта 2.1 договора: "Размер ежемесячной платы по договору определяется с учетом цены и утвержденных в установленном порядке нормативов накопления отходов на одну расчетную единицу и количества расчетных единиц".
Предложение 1 абзаца 3 пункта 2.1: "Цена договора составляет 21 435 рублей 91 копейка (Двадцать одна тысяча четыреста тридцать пять рублей 91 копейка)".
Пункт 2.3: "Расчет ежемесячной стоимости услуг по договору отражается в счете (квитанции) на оплату и акте. До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО".
Пункт 2.5: "В случае просрочки оплаты услуг потребителем более чем 20 на 30 дней региональный оператор вправе приостановить оказание услуг по настоящему договору, предварительно уведомив об этом потребителя за три рабочих дня. Оказание услуг возобновляется после исполнения потребителем обязанности по оплате услуг регионального оператора".
Дополнить пункт 4.1 подпунктом д): "Предоставить потребителю контейнеры для ТКО".
Дополнить пункт 4.1 подпунктом е): ""Принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством".
В подпункте г) пункта 4.3 исключить фразу: "Контейнеры для ТКО приобретаются потребителями самостоятельно".
Дополнить пункт 4.4 подпунктом в): "Приостанавливать оплату услуг по договору в случае неисполнения региональным оператором обязанностей, установленным пунктом 4.1. договора".
Пункт 5: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема".
Пункт 7.4: "При неисполнении потребителем условий, предусмотренных п.2.2 настоящего договора, региональный оператор оставляет за собой право приостановить исполнение своих обязательств по настоящему договору до устранения нарушений со стороны потребителя".
Пункт 7.5: "В случае переполнения контейнеров при условии соблюдения региональным оператором периодичности вывоза ТКО, установленной в соответствии с договором и действующим законодательством РФ, региональный оператор не несет ответственности за невывоз отходов, образующихся сверх заявленного по договору объема, при этом региональный оператор уведомляет о данном факте потребителя и направляет ему проект дополнительного соглашения к договору в части заявленного по договору объема (с внесением изменений в Приложения N N 1-2)".
Приложение 1, графа "Объем принимаемых ТКО": "5, 022 м3 в месяц".
Приложение 1 к договору, графа "Периодичность вывоза ТКО": "Согласно требований п. 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19, при среднесуточной температуре наружного воздуха в течение 3-х суток плюс 5 °С и выше - по рабочим дням ежедневно; плюс 4 °С и ниже - в понедельник, среду, пятницу".
Приложение 2, графа "Наименование расчетной единицы": "1 ребенок".
Приложение 2, графа "Количество расчетных единиц" - "93"
Приложение 2, графа "Объем (м3)": "5,022 мЗ в месяц, 30,132 мЗ за 6 мес, 60,264 м3 в год".
Приложение 2, графа "Расчет размера ежемесячной платы, полугодовой платы, руб.": "Ежемесячная плата - 1 754,59 руб. в месяц, 10 527,52 за 6 21 месяцев (период 01.01.2020 по 30.06.2020); 1818,10 руб. в месяц, 10 908, 39 руб. за 6 мес. (период 01.07.2020- 31.12.2020). Итого за год: 21 435,916 руб." (т. 2 л.д. 73-89).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Спецсервис" обжаловало его в порядке апелляционного производства.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что в силу пункта 8(15) Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами) (далее - Постановление N 1156) при неурегулировании разногласий между сторонами по условиям договора, должна действовать типовая форма договора.
Суд первой инстанции неправомерно возложил на ООО "Спецсервис" обязанность приобрести контейнеры для МБДОУ N 23, поскольку ни одним нормативно-правовым актом не установлена обязанность регионального оператора по приобретению контейнеров для всех потребителей. В обоснование своей позиции податель жалобы ссылается на письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.01.2019 N 12-47/928. Суд первой инстанции не проверил, потратил ли региональный оператор в 2020 установленный 1% валовой выручки на приобретение контейнеров. По состоянию на апрель 2020 региональный оператор уже приобрел и установил контейнеры в рамках 1 % валовой выручки. Указанное означает, что на ответчика не может быть возложена обязанность по приобретению контейнеров для истца.
Заявитель жалобы отмечает, что превышение затрат на покупку контейнеров приведет к необоснованному увеличению расходов регионального оператора, нарушит баланс интересов сторон.
ООО "Спецсервис" также не согласно с определением цены договора, поскольку считает, что расчет размера ежемесячной платы должен производиться исходя из объема контейнера и графика сбора твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО).
Указывает, что в настоящее время сбор ТКО осуществляется ответчиком через день, например: в понедельник ответчик осуществил сбор ТКО от МБДОУ N 23, во вторник происходит накопление (хранение) ТКО истцом, а в среду ответчик вновь собирает накопленные ТКО. Таким образом, при сборе ТКО соблюдаются требования пункта 2.12 СанПин 2.1.7.3550-19.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, ООО "Спецсервис" своего представителя в судебное заседание не направило.
С учетом мнения представителя МБДОУ N 23 и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие подателя жалобы.
До начала судебного заседания от МБДОУ N 23 поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель МБДОУ N 23 возражал против доводов жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.02.2020 истцом был получен направленный ответчиком проект договора N 35 721 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (т. 1 л.д. 11-17).
Истец направил ответчику предложение от 27.02.2020 о внесении изменений в проект договора (т. 1 л.д. 19-24).
Ответчик направил истцу протокол согласования разногласий к протоколу разногласий к договору N 35 721 (т. 1 л.д. 26-27).
Отсутствие урегулирования разногласий условий договора по соглашению сторон явилось для потребителя основанием для обращения с иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал на согласование договора N 35 721 в редакции истца.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пунктах 2, 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пунктов 1, 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг.
Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (статья 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Обязанность ответчика, являющегося региональным оператором и осуществляющего деятельность по оказанию услуг по обращению с ТКО, заключить договор с истцом вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.
Пунктом 8 (10) Правил N 1156 установлено, что в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Согласно пункту 8 (11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Пунктом 8 (15) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
Между тем вопреки доводам подателя жалобы, специфика законодательства в области обращения с ТКО не отменяет предоставленную законодателем возможность разрешать преддоговорной спор в судебном порядке, предусмотренном статьями 445 - 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Содержание конкретного договора не ограничивается условиями типовой формы. Стороны вправе дополнить договор иными условиями, в том числе при недостижении соглашения - путем обращения с соответствующим иском.
В соответствии с Законом N 89-ФЗ и пунктом 25 Правил N 1156 к существенным условиям договора относятся планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов; места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами; предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов; способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов; сроки и порядок оплаты услуг по договору.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
На основании пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: а) нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Нормативы накопления ТКО на территории Челябинской области установлены постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 21.08.2017 N 42/1 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Челябинской области" (далее - Постановление N 42/1).
В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил N 505).
На основании пункта 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров.
Поскольку истец не осуществляет раздельный сбор ТКО, учет в отношении истца должен производиться исходя из норматива накопления отходов на одну расчетную единицу и количества расчетных единиц (количество детей).
Позиция ответчика, согласно которой учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров возможен и при отсутствии раздельного сбора ТКО, основана на неверном толковании пунктов 5, 6, 8 Правил N 505 и подлежит отклонению.
Истец просит предложение 1 абзаца 3 пункта 2.1 проекта договора в следующей редакции: "Цена договора составляет 21 435 рублей 91 копеек (Двадцать одна тысяча четыреста тридцать пять тысяч рублей 91 копейки)".
Истец произвел расчет цены договора за 1-е полугодие в соответствии с пунктом 4.1 приложения к Постановлению N 42/1. Пунктом 4.1 для дошкольных образовательных учреждений установлена расчетная единица "1 ребенок", норматив образования отходов на которую - 0,647 м3/расчетную единицу в год.
Истец просит пункт 2.3 договора изложить в следующей редакции: "Расчет ежемесячной стоимости услуг по договору отражается в счете (квитанции) на оплату и акте. До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО".
Предложенная истцом редакция пунктов 2.1, 2.3 договора соответствует положениям действующего законодательства об оплате услуг регионального оператора во внедоговорной период (пункт 8 (18) постановления Правительства N 1156), а редакция, предложенная ответчиком, им противоречит.
Истец просил дополнить пункт 4.1 договора подпунктом "д": "Предоставить потребителю контейнеры для ТКО".
Ответчик утверждает, что у регионального оператора отсутствует обязанность по приобретению и установке контейнеров.
В обоснование отсутствия обязанности регионального оператора предоставлять контейнеры потребителям ответчик ссылается на позицию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (письмо от N 47/928 от 18.01.2019).
Однако, как верно указал суд первой инстанции, в указанном письме рассматривается вопрос приобретения контейнеров для потребителей в жилом фонде, к которым истец не относится, как не относится и к собственникам земельного участка, на котором расположено место накопления ТКО, а также организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. В этой связи следует учитывать, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера. При этом у истца законодательно установленная обязанность приобретать контейнеры отсутствует.
Согласно пункту 90 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором. Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Кроме того, на основании подпункта "д" пункта 11 Формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением N 1156, региональный оператор обязан принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Ответчиком в нарушение указанной императивной нормы, из проекта договора обязанность регионального оператора по своевременной замене контейнеров была исключена.
При этом ответчиком в проект договора включен подпункт "м" пункта 4.3, согласно которому на истца возлагается обязанность возместить ответчику стоимость ремонта либо стоимость его контейнера в случае порчи, утраты, хищения либо полной гибели. Таким образом, исходя из системного толкования приведенных выше норм законодательства и проекта договора, суд полагает, что контейнер для накопления ТКО должен быть предоставлен ответчиком.
Кроме того, согласно письму Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 04.09.2020 N 04/5120 при установлении долгосрочных тарифов на 2020 - 2020 (Постановление МТРиЭ от 18.12.2019 N 96/123) в необходимой валовой выручке ООО "Спецсервис" на 2020 учтены расходы на приобретение контейнеров и их содержание в размере 2 572,5 тыс. руб. (т. 2 л.д. 8).
Утверждение ответчика о том, что он не обязан приобретать контейнеры в рамках 1% от необходимой валовой выручки, подлежит отклонению.
Региональный оператор по обращению с ТКО, с учетом вышеуказанных норм права, непосредственно приобретает контейнеры и бункеры в случае, если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы.
Основы ценообразования не устанавливают обязательные требования для регионального оператора в части обязанности приобретения контейнеров и бункеров для ТКО.
Между тем из представленных в материалы дела ответчиком документов следует, что ООО "Спецсервис" в 2020 приобретено 220 контейнеров (т. 2 л.д. 1-5).
Таким образом, контейнеры приобретены ответчиком, расходы на их приобретение включены в ответствующий тариф, на основании которого ответчиком оказываются услуги истцу.
Истец также просил дополнить пункт 4.1. договора подпунктом "е": "Принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в порядке и сроки, установленные законодательством".
Пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству РФ положениями. Основание предложенной истцом редакции - подпункт "д" пункта 11 Типового договора, незаконно исключенный ответчиком из проекта договора.
Согласно пункту 4 статьи 421, пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422); договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, указанная обязанность ответчика установлена императивной нормой и должна быть включена в договор.
Ответчик в суде первой инстанции согласился с необходимостью включения в проект договора императивно установленной нормы.
Истец просил в подпункте "г" пункта 4.3 договора исключить фразу: "Контейнеры для ТКО приобретаются потребителями самостоятельно".
Действующим законодательством не установлена обязанность истца по приобретению контейнеров для ТКО. С учетом дополнения пункта 4.1 договора подпунктом "д" о необходимости ответчика предоставлять потребителю контейнеры для ТКО, контейнер должен быть приобретен ответчиком.
Истец просил дополнить пункт 4.4 договора подпунктом "в": "Приостанавливать оплату услуг по договору в случае неисполнения Региональным оператором обязанностей, установленных пунктом 4.1. договора".
Устанавливая для себя расширенную возможность приостанавливать оказание услуг, ответчик отказывает истцу в услугах, из чего усматривается нарушение баланса интересов сторон договора.
Признание равенства сторон является одним из основных начал гражданского законодательства (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), которое в полной мере реализуется в сфере договорных отношений. В силу данного принципа стороны обладают равными юридическими возможностями при заключении, изменении или прекращении договора. Равные начала участия в договоре означают также, что каждая из сторон в одинаковой мере влияет на формирование его условий. Это в свою очередь предполагает общий паритет, сбалансированность прав, обязанностей и ответственности сторон договора.
Истец просил изложить пункт 5 договора в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема (абзац 1 подпункта а) пункта 5)".
Основанием для согласования указанного пункта проекта договора в редакции истца является подпункт "а" пункта 5 Правил N 505, пункт 4.1 Приложения к постановлению N 42/1, пункт 15 Типового договора, которым предписано указать способ учета ТКО: либо расчетным путем исходя из норматива накопления ТКО, либо исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, либо исходя из массы ТКО. Положения пункта 15 Типового договора являются императивными для сторон, ответчик неправомерно исключил положения относительно способа учета объема ТКО из пункта 5 своего проекта договора. Истец просил изложить пункт 7.4 договора в следующей редакции: "При неисполнении потребителем условий, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего договора, региональный оператор оставляет за собой право приостановить исполнение своих обязательств по настоящему договору до устранения нарушений со стороны потребителя". Условие о приостановлении услуг истцу в случае нарушения им пункта 4.3 проекта договора необоснованно расширяет право ответчика не оказывать услугу. Так, согласно редакции ответчика, помимо неоплаты истцом в срок оказанных услуг, он имеет право не оказывать услугу также в случае: - необеспечения истцом учета объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами N 505 (подпункт б) пункта 4.3 проекта договора); - при неназначении истцом лица, ответственного за взаимодействие с региональным оператором по вопросам исполнения договора (подпункт е) пункта 4.3. проекта договора); - при неуведомлении регионального оператора о переходе прав на объекты потребителя к новому собственнику (подпункт ж) пункта 4.3. проекта договора); - при непредоставлении региональному оператору любой документации и сведений, относящихся к исполнению договора (подпункт н) пункта 4.3. проекта договора).
Апелляционный суд соглашается с позицией суда первой инстанции о чрезмерности предлагаемых в порядке надлежащего исполнения условий санкций и необоснованное увеличение ответчиком случаев неоказания услуг истцу, данные случаи не основаны на положениях действующего законодательства.
В соответствии с пунктами статьи 1 и 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Принцип свободы договора, закрепленный в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации не является безграничным. Сочетаясь с принципом добросовестного поведения участника гражданских правоотношений, он не исключает оценку разумности и справедливости условий договора.
Согласно пункту 1 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. Встречное предоставление не должно приводить к неосновательному обогащению одной из сторон либо иным образом нарушить основополагающие принципы разумности и добросовестности, предполагает соблюдение баланса прав и обязанностей сторон договора. Условия договора не могут противоречить деловым обыкновениям и не могут быть явно обременительными для другой стороны (Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 29.03.2016 N 83-КГ16-2). Таким образом, встречное предоставление не может быть основано на несправедливых договорных условиях, наличие которых следует квалифицировать как недобросовестное поведение. Истец просил изложить пункт 7.5 договора в следующей редакции: "В случае переполнения контейнеров при условии соблюдения Региональным оператором периодичности вывоза ТКО, установленной в соответствии с договором и действующим законодательством РФ, Региональный оператор не несет ответственности за невывоз отходов, образующихся сверх заявленного по договору объема, при этом Региональный оператор уведомляет о данном факте Потребителя и направляет ему проект дополнительного соглашения к договору в части заявленного по договору объема (с внесением изменений в Приложения NN1-2)". Истец посчитал необходимым уточнить редакцию пункта, подчеркнув, что региональный оператор не отвечает за невывоз ТКО, образующихся сверх заявленного, только в случае соблюдения им периодичности вывоза, установленной договором и действующим законодательством Российской Федерации. Редакция истца является более полной, обоснованной, учитывающей сложившиеся обстоятельства отношений сторон. Истец просил суд изложить графу "Объем принимаемых ТКО" Приложение 1 к договору в следующей редакции: "Ориентировочно 5,022 м3 в месяц".
Расчет объема ТКО Истцом произведен по формуле:
расчетная единица Х количество расчетных единиц Х норматив образования отходов ТКО на одну расчетную единицу за 1 месяц Х количество месяцев -
цена договора за 1-е полугодие: 1 ребенок Х 93 чел. Х 0, 647 м3/расчетную единицу в год/ 12 месяцев Х 349, 38 руб./м3 Х 6 месяцев = 10 527,52 руб. (расчетная единица Х количество расчетных единиц Х норматив образования отходов ТКО на одну расчетную единицу за 1 месяц Х единый тариф на услугу регионального оператора на период до 30.06.2020 Х количество месяцев в полугодии);
цена договора за 2-е полугодие: 1 ребенок Х 93 чел. Х 0, 647 м3/расчетную единицу в год/ 12 месяцев Х 362, 02 руб./м3 Х 6 месяцев = 10 908, 39 руб. (расчетная единица Х количество расчетных единиц Х норматив образования отходов ТКО на одну расчетную единицу за 1 месяц Х единый тариф на услугу регионального оператора на период с 01.07.2020 Х количество месяцев в полугодии).
Итого цена договора за год составляет (10 527,52+10 908, 39) = 21 435 руб. 91 коп.
При расчете цены договора способом, установленным ответчиком, цена увеличивается в пользу ответчика на 35 759 руб. 03 коп. (57 194, 94 - 21 435,91 = 35 759,03).
Правомерность позиции истца о необходимости учета ТКО по нормативу накопления была рассмотрена в настоящем постановлении ранее.
Истец также просил изложить графу "Периодичность вывоза ТКО" Приложения 1 к договору в следующей редакции: "Согласно требований п. 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19, при среднесуточной температуре наружного воздуха в течение 3-х суток плюс 5 °C и выше - по рабочим дням ежедневно; плюс 4 °C и ниже - в понедельник, среду, пятницу".
Согласно подпунктам 4, 5 пункта 9 раздела 3 Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинской области, утвержденных постановлением Правительства Челябинской области от 23.05.2018 N 198-П "О правилах осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинской области", региональные операторы в рамках взаимодействия с собственниками ТКО устанавливают график сбора ТКО в соответствии с нормами действующего экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории зон своей деятельности в соответствии со способами сбора ТКО (контейнерным или бесконтейнерным); соблюдают график вывоза ТКО на территории зон своей деятельности. Сроки временного накопления несортированных ТКО установлены пунктом 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований". Так, срок определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток. Согласно пункту 1.2. СанПиН 2.1.7.3550-19 соблюдение Санитарных правил является обязательным для юридических лиц, деятельность которых связана с обращением отходов на территориях муниципальных образований, т.е. для регионального оператора - ответчика.
Согласно пункту 4 статьи 421, пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422); договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, периодичность вывоза ТКО должна соответствовать требованиям пункта 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19. Ответчик утверждает, что им соблюдаются требования пункта 2.12. СанПиН 2.1.7.3550-19, поскольку сбор ТКО осуществляется ответчиком через день (например: в понедельник ответчик осуществил сбор ТКО от МБДОУ N 28, во вторник происходит накопление (хранение) ТКО истцом, а в среду Ответчик вновь собирает накопленные ТКО).
Данное утверждение ответчика основано на неверном толковании пункта 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19, поскольку буквальное толкование фразы "срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток" позволяет утверждать, что при указанной температуре срок накопления (хранения) не должен быть более 1 суток, а значит ТКО должны вывозиться не реже 1 раза в сутки, то есть ежедневно. Такой же подход к срокам накопления и вывоза ТКО заложен в действующих (с учетом принятых СанПиН 2.1.7.3550-19) СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88. Так, пункт 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 устанавливает, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). Таким образом, подтверждается позиция истца, согласно которой при температуре плюс 5 °C и выше ответчик обязан осуществлять ежедневный (1 раз в сутки) вывоз ТКО.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.02.2021 по делу N А76-12187/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецсервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
С.А. Карпусенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-12187/2020
Истец: МБ ДОУ детский сад комбинированного вида N23
Ответчик: ООО "Спецсервис"