г. Самара |
|
11 мая 2021 г. |
Дело N А72-15312/2020 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Некрасовой Е.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.02.2021 (резолютивная часть от 11.02.2021) по делу N А72-15312/2020 (судья Овсяникова Ю.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновской области (ИНН 7327087027, ОГРН 1187325007869), г.Ульяновск, к обществу с ограниченной ответственностью научно-производственной фирме "Сосны" (ИНН 7302007037, ОГРН 1027300535107), г.Димитровград Ульяновской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Власова Ирина Ивановна, г.Димитровград Ульяновской области, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) (ИНН 7329024216, ОГРН 1177325006198), г.Димитровград Ульяновской области, о взыскании денежных средств,
без вызова участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью научно-производственной фирмы "Сосны" (далее - ООО НПФ "Сосны", общество) убытков за период с 01.12.2017 по 30.04.2020 в сумме 43 383 руб. 97 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Власова Ирина Ивановна, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное).
Решением от 20.02.2021 (резолютивная часть от 11.02.2021) по делу N А72-15312/2020, принятым в порядке упрощенного производства, Арбитражный суд Ульяновской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Пенсионный фонд обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2021 по делу N А72-15312/2020 апелляционная жалоба принята к производству; при этом суд предложил участвующим в деле лицам представить отзыв на апелляционную жалобу в срок не позднее 21.04.2021.
Указанное определение суда размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 16.03.2021 в соответствии с абз.2 ч.1 ст.122 АПК РФ. На основании данной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Согласно ч.1 ст.272.1 АПК РФ, п.47 и 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными ст.272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила абз.1 ч.1, ч.2 ст.229 АПК РФ не применяются.
Арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (ст.261, 262, 267, 271 АПК РФ).
ООО НПФ "Сосны" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, ООО НПФ "Сосны" зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
Власова Ирина Ивановна с 05.02.2015 является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
10.01.2018 ООО НПФ "Сосны" представило отчетность по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года, содержащую сведения в отношении Власовой И.И.
19.02.2018 ООО НПФ "Сосны" представило отчетность по форме СЗВ-М (отм) за декабрь 2017 года, в которой представлены сведения в отношении Власовой И.И., как о неработающем пенсионере.
Отчетность по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года в отношении работника Власовой И.И. общество представило лишь 24.03.2020.
В связи с изложенным Пенсионный фонд 20.03.2018 вынес решение об индексации и корректировке страховой пенсии Власовой И.И. как неработающему пенсионеру и за период с 01.12.2017 по 30.04.2020 начислил и выплатил ей пенсию в повышенном размере.
Полагая, что несвоевременное представление ООО НПФ "Сосны" сведений индивидуального (персонифицированного) учета за декабрь 2017 года повлекло за собой выплату Власовой И.И. страховой пенсии по старости в завышенном размере, Пенсионный фонд направил в ООО НПФ "Сосны" уведомление от 28.05.2020 N 10-6632 (с протоколом от 22.05.2020 о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии), в котором предложил в добровольном порядке перечислить в Пенсионный фонд денежные средства в сумме 43 383 руб. 97 коп.
Поскольку общество указанную сумму не возвратило, Пенсионный фонд обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом N 400-ФЗ.
В соответствии со ст.26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным ч.2, 5-8 ст.18 Закона N 400-ФЗ, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч.6 и 7 ст.16 данного закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч.10 ст.18 данного закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений ч.1-3 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, обязан представлять сведения (по форме СЗВ-М) о своих работниках, в том числе о гражданах, принятых на работу либо уволенных с нее в отчетном месяце.
Данные сведения по форме СЗВ-М являются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях реализации положений ч.1-3 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ.
Нормы о ежемесячном уточнении факта работы вступили в силу с 01.05.2016 (ч.3 ст.9 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ).
Таким образом, начиная с 01.05.2016, согласно ч.4 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится без заявления пенсионера, прекратившего работать, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу ст.15 и 17 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Законом N 27-ФЗ.
В соответствии с ч.3 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ, ст.7 Закона N 385-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Законом N 400-ФЗ, с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В силу ч.6 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном ч.1-3 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п.2.2 ст.11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно ч.7 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном ч.1-3 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное ч.6 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ.
В соответствии с ч.8 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч.6 и 7 ст.16 данного закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч.10 ст.18 данного закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила N 885н).
Согласно п.84 Правил N 885н выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ производится в порядке, предусмотренном ст.26.1 Закона N 400-ФЗ.
Из п.85 и 86 Правил N 885-н следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в ст.26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в ст.26.1 Закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно п.88 Правил в случаях, предусмотренных ч.9 и 10 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч.6 и 7 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч.10 ст.18 данного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных ч.6 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном ч.10 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном ч.1-3 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное п.88 Правил N 885н, без удержания за прошлое время (п.90 Правил N 885н).
Согласно ч.1 ст.28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч.5 ст.26 Закона N 400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.28 Закона N 400-ФЗ).
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в ч.1 ст.28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.3 ст.28 Закона N 400-ФЗ).
Указанными правовыми нормами не исключается обязанность работодателя по возмещению пенсионному фонду причиненного ущерба, если к возникновению названного ущерба привели виновные действия работодателя.
Согласно ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Для применения гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков истцом должны быть доказаны: факт причинения убытков и их размер, противоправность действий (бездействия) ответчика, его вина, наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим ущербом. Недоказанность одного из названных обстоятельств исключает удовлетворение иска.
В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 ГК РФ.
Согласно п.3 ст.1109 ГК РФ суммы пенсии, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения.
Действующее законодательство не допускает возложения на гражданина обязанности по возмещению возникшего в результате необоснованного назначения пенсии перерасхода средств на выплату пенсии Пенсионному фонду Российской Федерации при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки.
Таким образом, одним из существенных обстоятельств, имеющим значение для правильного разрешения возникшего спора, является установление виновного лица, чьи действия повлекли за собой перерасход средств на выплату пенсии в силу приведенных положений ст.28 Закона N 400-ФЗ, наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением этого лица и наступившим ущербом.
Как следует из пояснений Пенсионного фонда, в рассматриваемом случае ООО НПФ "Сосны" причинило ущерб Пенсионному фонду в результате выплаты Власовой И.И. страховой пенсии в завышенном размере в период с 01.12.2017 по 30.04.2020 в связи с несвоевременным представлением обществом сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года. Решение о выплате пенсии в отношении работника ООО НПФ "Сосны" Власовой И.И. было вынесено Пенсионным фондом 20.03.2018, следовательно, с апреля 2018 года Власовой И.И. произведена индексация и корректировка пенсии.
Возражая против исковых требований, ООО НПФ "Сосны" указало, что 10.01.2018 оно представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года, в том числе на работника Власову И.И.; 19.02.2018 общество представило ежегодный отчет по страховому стажу за 2017 год по форме СЗВ-СТАЖ, также содержащий сведения о работнике Власовой И.И.
19.02.2018 в ООО НПФ "Сосны" поступил протокол проверки отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, с указанием на расхождения данных СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в отношении застрахованных лиц Христосенко С.В., Ложникова В.В., Чичикова И.А., Кучкина В.О., Саидова А.О., в связи с чем общество 19.02.2018 сформировало и отправило отчет СЗВ-М за декабрь 2017 года (отм). Отменяющий отчет был ошибочно сформирован в отношении 333 человек, вместо 5 человек. Каких-либо ошибок, несоответствий после представления отчета Пенсионным фондом обнаружено не было. Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда за 2017 год, было направлено в адрес общества лишь 24.03.2020, с приложением протокола проверки отчетности по форме СЗВ-КОРР (корректирующая) за период 2020 год. В указанном протоколе указано о необходимости устранения расхождения и несоответствия в формах отчетности СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
Сведения по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2017 год были представлены обществом в установленный законом срок. Каких-либо замечаний, несоответствий после их представления Пенсионным фондом не было обнаружено. По истечении срока проверки отчетности за 2017 год принято решение о представлении 24.03.2020 дополняющих сведений о застрахованных лицах за декабрь 2017 года, однако исходный отчет содержал всю необходимую информацию по работающим пенсионерам.
ООО НПФ "Сосны" ежемесячно в установленные законом сроки представлялись сведения по форме СЗВ-М (в том числе за период с января 2018 года по май 2020 года) о каждом работающем у него застрахованном лице, в частности, Власовой И.И. Таким образом, на момент вынесения решения о повышении пенсии Власовой И.И., Пенсионному фонду было известно об осуществлении Власовой И.И. трудовой деятельности в декабре 2017 года, январе-феврале 2018 года.
Пенсионный фонд в свою очередь указал на то, что поскольку за декабрь 2017 года была подана отменяющая форма СЗВ-М, и в установленные законодательством сроки отчетность на Власову И.И. за декабрь 2017 года представлена не была, у Пенсионного фонда имелись основания для вывода о прекращении Власовой И.И. работы и, соответственно, для вынесения решения об индексации и корректировки ей страховой пенсии, как неработающему пенсионеру.
Решение об индексации пенсии Власовой И.И. принято Пенсионным фондом 20.03.2018. В распоряжении о перерасчете пенсии от 25.11.2017 Власовой И.И. назначена страховая пенсия по старости с 01.12.2017 в размере 11 667 руб. 66 коп; в распоряжении от 25.12.2017 - с 01.01.2018 в размере 12 099 руб. 58 коп.; в распоряжении от 25.07.2018 - с 01.08.2018 в размере 12 344 руб. 05 коп.
При этом, как следует из решения Пенсионного фонда от 21.04.2020, по результатам уточнения факта осуществления (прекращения) работы установлено, что Власова И.И. работала по состоянию на февраль 2020 года, в связи с чем общий размер пенсии данного застрахованного лица рассчитан в сумме 11 048 руб. 43 коп.
УПФР в г.Димитровграде Ульяновской области указало, что с учетом предстоящей с 01.01.2018 индексации пенсий в массовом порядке в программно-техническом комплексе в автоматическом режиме в декабре 2017 года сформировались распоряжения о перерасчете пенсий в отношении всех получателей (и работающих, и неработающих). Дата вынесения распоряжения о перерасчете (25.12.2017) указана в распоряжении, как дата массового перерасчете всех пенсий, с учетом индексации. Таким образом, это распоряжение подтверждает установление размера пенсии с учетом индексации без учета сведений о работе пенсионера и не отражает размер пенсии к фактической выплате пенсионеру. Но при выплате пенсии ее размер определяется в зависимости от того, имеет ли пенсионер получать пенсию в "полном размере" с учетом индексации или нет. При этом решение о выплате сумм пенсий было вынесено Управлением 20.03.2018.
Историей выплат пенсии Власовой И.И. с 01.12.2017 по 30.04.2020 подтверждается, что повышенную пенсию в сумме 12 099 руб. 58 коп. застрахованное лицо начало получать с апреля 2018 года, тогда же (в апреле 2018 года) ему произведена доплата за период с 01.12.2017 по 31.03.2018.
Ч.4 ст.28 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Как верно указал суд первой инстанции, ООО НПФ "Сосны" своевременно представляло в Пенсионный фонд отчеты по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год и СЗВ-М за декабрь 2017 года - март 2020 года, в которых содержалась информация о Власовой И.И. как о работающем пенсионере.
Следовательно, как на момент принятия 20.03.2018 решения о перерасчете (индексации) размера пенсии, так и на момент осуществления фактических выплат застрахованному лицу, Пенсионный фонд знал (не мог не знать) о том, что Власова И.И. является работником ООО НПФ "Сосны" (то есть является работающим пенсионером), и, соответственно, в силу ч.4 ст.28 Закона N 400-ФЗ не должен был производить индексацию размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и выплачивать Власовой И.И. страховую пенсию в повышенном размере за рассматриваемый период.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Пенсионный фонд не доказал совокупность обстоятельств, влекущих применение ответственности в виде возмещения ущерба, в частности, наличие причинно-следственной связи между действиями ООО НПФ "Сосны" по представлению сведений по форме СЗВ-М в отношении Власовой И.И. за декабрь 2017 года и возникновением у Пенсионного фонда убытков за период с 01.12.2017 по 30.04.2020 в сумме 43 383 руб. 97 коп.
С учетом изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно отказал Пенсионному фонду в удовлетворении исковых требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст.333.37 НК РФ Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 февраля 2021 года (резолютивная часть от 11 февраля 2021 года) по делу N А72-15312/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-15312/2020
Истец: ГУ ЦЕНТР ПО ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ И ОБРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "СОСНЫ", ООО НПФ "Сосны"
Третье лицо: Власова Ирина Ивановна, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ДИМИТРОВГРАДЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ