Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 сентября 2021 г. N Ф07-9078/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
12 мая 2021 г. |
Дело N А56-78866/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: Мазаник Н.В. по доверенности от 16.12.2020
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1267/2021) акционерного общества "Вектор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2020А56-78866/2020 (судья Боканова М.Ю.), принятое
по заявлению акционерного общества "Вектор"
к Государственной административно-технической инспекции
об оспаривании постановлений
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Вектор" (ОГРН: 1027809224552, ИНН: 7825046680; далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановлений Государственной административно-технической инспекции (ОГРН: 1027809192575, ИНН: 7803032323; далее - ГАТИ, Инспекция):
- от 19.08.2020 N 2422 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 94648 от 06.08.2020, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 18 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб.;
- от 19.08.2020 N 2423 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 94647 от 06.08.2020, которым Общество привлечено к административной ответственности по пунктам 1, 2, 3 статьи 20 Закона N 273-70 с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 800000 руб.
Решением суда от 24.12.2020 постановление ГАТИ от 19.08.2020 N 2423 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 94647 от 06.08.2020 изменено в части назначенного АО "Вектор" наказания, размер административного штрафа снижен до 250000 руб.; в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления ГАТИ от 19.08.2020 N 2422 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 94968 от 06.08.2020 отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 24.12.2020, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на отсутствие вины в совершении правонарушения, ответственность за которое установлена пунктами 1, 2, 3 статьи 20 Закона N 273-70; указывает, что Общество более года ведет работу по согласованию в государственных органах документации для начала производства работ: заключены договор от 01.08.2019 N 186-19 на разработку паспорта фасада здания, который был подготовлен ООО "Архитектурно-реставрационная мастерская "Вега"; договор от 31.01.2020 N 033-20, которым ООО "Архитектурно-реставрационная мастерская "Вега" приняла на себя обязанность по согласованию ранее изготовленного паспорта фасадов здания; 01.07.2020 Комитетом по градостроительству и архитектуре в адрес Общества был направлен колерный бланк фасадов здания и сооружения. Также податель жалобы ссылается на письмо НО "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" от 05.04.2020 об отсутствии возможности, целесообразности и обоснованности осуществить ремонт фасада здания (ул. Шпалерная, дом 26), в связи с осуществлением нового строительства соседнего дома на наб. Воскресенской д.32, что повлечет за собой нагрузку на земельные участки и прилегающие строения. Кроме того, по мнению подателя жалобы, Инспекция ошибочно применила административное наказание к Обществу за неосуществление обязанности по капитальному ремонту здания. В отношении постановления от 19.08.2020 N 2422 о привлечении к административной ответственности по статье 18 Закона N 273-70 податель жалобы полагает, что при вынесении указанного постановления ГАТИ вышла за пределы предоставленных полномочий, поскольку соответствующими контрольными функциями и полномочиями обладает Комитет по градостроительству и архитектуре; кроме того, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение указанного правонарушения, по мнению подателя жалобы, истек, поскольку Инспекция неоднократно фиксировала нахождение на фасадах здания блоков кондиционеров протоколами осмотра от 17.04.2018 и 23.04.2018.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
ГАТИ извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, специалистом ГАТИ 03.08.2020 и 06.08.2020 2020 (с применением средств видеофиксации) проведен осмотр территории по адресам: Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, д. 24, лит. А; д. 24, лит. В; д. 24а, лит. А, в ходе которых выявлены нарушения требований к осуществлению мероприятий по содержанию фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, а именно:
- по адресу: ул. Шпалерная, д. 24, лит. А: фасады здания находятся в неисправном и загрязненном состоянии: зафиксированы трещины, отслоение штукатурного и окрасочного слоев, разрушение облицовки, оголение кирпичной кладки, на металлических элементах фасадов зафиксирована ржавчина; фасады здания не промыты от пыли и грязи, не очищены от посторонних рисунков, надписей, зафиксированы следы самоклея; на кровле здания зафиксирована фасадная сетка; зафиксированы блоки кондиционеров на фасадах здания;
- по адресу: ул. Шпалерная, д. 24а, лит. А: на фасадах здания отсутствует знак адресации; фасады не промыты от пыли и грязи, зафиксированы трещины, отслоение штукатурного и окрасочного слоев, разрушена облицовка;
- по адресу: ул. Шпалерная, д. 24, лит. В: зафиксированы посторонние рисунки, надписи; разрушение облицовки, отслоение штукатурного и окрасочного слоев, оголение кирпичной кладки, трещины, выкрашивание кирпича, отсутствуют секции водосточных труб, ржавчина на металлических элементах фасадов, трещины, фасады здания не промыты от пыли и гряз, следов растительности; зафиксирован блок кондиционера; отсутствует знак адресации; в границах кровли размещена фасадная сетка.
Данные обстоятельства отражены в протоколах осмотра территории от 03.08.2020 и 06.08.2020 с приложением материалов фотофиксации и схем.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом ГАТИ протоколов от 06.08.2020:
- по делу об административном правонарушении N 94646, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 20 Закона N273-70 (Обществу вменены нарушения требований пунктов 8.1, 8.4.2 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961): фасады здания по адресу: ул. Шпалерная, д.24, лит. А не промыты от грязи и пыли, зафиксированы следы самоклея);
- по делу об административном правонарушении N 94647, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 20 Закона N273-70 (Обществу вменены нарушения требований пунктов 8.1, 8.4.4, 8.4.5 Приложения N 5 к Правилам N 961: неосуществление обязанности по текущему и капитальному ремонту фасадов здания по адресу ул. Шпалерная, д. 24, лит. А: зафиксированы трещины, отслоение штукатурного и окрасочного слоев, разрушение облицовки, оголение кирпичной кладки, на металлических элементах фасадов зафиксирована ржавчина);
- по делу об административном правонарушении N 94648, ответственность за которое предусмотрена статьей 18 Закона N 273-70 (Обществу вменены нарушения требований пункта 1.3 Приложения N 3, пунктов 1.1 и 2.4 Приложения N 4 к Правилам N 961, пункт 4.4 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 N 40 (далее - Правила N 40), выразившиеся в самовольном изменении фасада здания по ул. Шпалерная, д. 24, лит. А, а именно: зафиксированы блоки кондиционеров в количестве 17 шт.);
- по делу об административном правонарушении N 94649, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 20 Закона N 273-70 (Обществу вменены нарушения требований пункта 2.3.5.8.12 Приложения N 3 и пункта 26 Приложения N5 к Правилам N 961: на фасаде здания по ул. Шпалерная, д. 24а, лит. А отсутствует номерной знак, обозначающий номер дома, а также указатель названия улицы);
- по делу об административном правонарушении N 94650, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 20 Закона N273-70 (Обществу вменены нарушения требований пунктов 8.1, 8.4.2 Приложения N5 к Правилам N 961: фасады здания по адресу: ул. Шпалерная, д.24а, лит. А не промыты от грязи и пыли).
- по делу об административном правонарушении N 94651, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 20 Закона N 273-70 (Обществу вменены нарушения требований пунктов 8.1, 8.4.4, 8.4.5 Приложения N 5 к Правилам N 961: неосуществление обязанности по текущему и капитальному ремонту фасадов здания; на фасадах здания по адресу: ул. Шпалерная, д.24а, лит. А зафиксированы трещины, отслоение штукатурного и окрасочного слоев);
- по делу об административном правонарушении N 94652, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 20 Закона N273-70 (Обществу вменены нарушения требований пункта 2.3.5.8.12 Приложения N3 и пункта 26 Приложения N5 к Правилам N 961: на фасаде здания по адресу: ул. Шпалерная, д.24, лит. В отсутствует номерной знак, обозначающий номер дома, а также указатель названия улицы);
- по делу об административном правонарушении N 94653, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 20 Закона N 273-70 (Обществу вменены нарушения требований пунктов 8.1, 8.4.2, 8.4.3 Приложения N 5 к Правилам N 961: на фасадах здания по адресу: ул. Шпалерная, д.24, лит. В зафиксированы посторонние рисунки, надписи, фасады здания не промыты от пыли и грязи, следов растительности);
- по делу об административном правонарушении N 94654, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 20 Закона N273-70 (Обществу вменены нарушения требований пунктов 8.1, 8.4.4, 8.4.5 Приложения N 5 к Правилам N 961: неосуществление обязанности по текущему и капитальному ремонту фасадов здания; по адресу: ул. Шпалерная, д.24, лит. В зафиксировано отслоение штукатурного и окрасочного слоев, оголение кирпичной кладки, ржавчина на металлических элементов фасадов);
- по делу об административном правонарушении N 94655, ответственность за которое предусмотрена статьей 18 Закона N 273-70 (Обществу вменены нарушения требований пункта 1.3 Приложения N3, пунктов 1.1 и 2.4 Приложения N4 к Правилам N961, пункта 4.4 Правил N40, выразившиеся в самовольном изменении фасада здания по ул. Шпалерная, д. 24, лит. В, а именно: зафиксированы блоки кондиционеров в количестве 2 шт.);
Определением ГАТИ от 19.08.2020 дела об административных правонарушениях от 06.08.2020 N N 94648, 94655 объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу N 94648.
Определением ГАТИ от 19.08.2020 дела об административных правонарушениях от 06.08.2020 N N 94647, 94651, 94654, 94646, 94650, 94653, 94649, 94652 объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу N94647.
Постановлением ГАТИ 19.08.2020 N 2423 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 94647 от 06.08.2020 Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена пунктами 1, 2, 3 статьи 20 Закона N273-70, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 800000 рублей.
Постановлением ГАТИ от 19.08.2020 N 2422 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N94648 от 06.08.2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 18 Закона N 273-70, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями, Общество оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава вмененных правонарушений, не усмотрел нарушения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, вместе с тем, суд посчитал возможным снизить размер назначенного Обществу наказания по делу об административном правонарушении N 94647 от 06.08.2020 на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ до 250000 рублей; в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления ГАТИ от 19.08.2020 N 2422 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N94968 от 06.08.2020 отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 24.12.2020 в связи со следующим.
Согласно статье 18 Закона N 273-70, самовольное, в нарушение правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, изменение фасада здания, сооружения, включая размещение (устройство) дополнительных оконных проемов, дополнительного остекления, дополнительных входов, дополнительных входных групп, козырьков, навесов, инженерного и технического оборудования фасадов зданий, сооружений, а также ликвидацию оконных и дверных проемов посредством их закладки строительными материалами или специальными заполнениями, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Требования, определяющие порядок содержания и объектов благоустройства и элементов благоустройства, предусмотрены Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961).
Согласно пунктам 2.1, 2.4.6 Приложения N 2 к Правилам N 961 к элементам благоустройства Санкт-Петербурга относятся устройства декоративные, технические, конструктивные, в том числе: архитектурные детали и конструктивные элементы фасадов, включая цоколи, стилобаты, карнизы, архитравы, фризы, пояса, сандрики, парапеты, выступы, колонны, пилястры, пилоны, столбы, полуколонны, кариатиды, атланты, лопатки, балконы, лоджии, эркеры, фронтоны, аркады, портики, колоннады, порталы, архитектурные проемы, окна, оконные заполнения, витрины, витринные заполнения, входы, входные группы, элементы входов и входных групп (включая дверные конструкции, дверные заполнения, пандус, подъемник, навес, козырек, лестницу, площадку, ступени, ограждение, приямок), ворота; ограждения, включая ограждения декоративные, ограждения газонные, ограждения технические, шлагбаумы, парапеты, полусферы, надолбы, приствольные решетки, индивидуальные ограждающие конструкции парковочных мест, парковочные столбики; инженерное и техническое оборудование фасадов зданий, сооружений (включая наружные блоки систем кондиционирования и вентиляции, вентиляционные трубопроводы, вентиляционные решетки, декоративные решетки, декоративные экраны, роллеты, жалюзи, антенны (не являющиеся сооружением), видеокамеры наружного наблюдения, водосточные трубы, маркизы, флагодержатели, громкоговорители).
В силу пункта 1.3 Приложения N 3 к Правилам N 961 при размещении и содержании элементов благоустройства, включая замену, ремонт, эксплуатацию, не допускается изменение их размещения, внешнего вида, цвета и иных параметров, установленных проектом благоустройства.
Пунктом 1.1 Приложения N 4 к Правилам N 961 установлено, что размещение элементов благоустройства осуществляется на основании разработанного и согласованного проекта благоустройства, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга и Российской Федерации.
Согласно пункту 2.4 Приложения N 4 к Правилам N 961 размещение элементов благоустройства является самовольным в случаях: отсутствия документа, подтверждающего приемку работ по размещению элементов благоустройства и их соответствие проекту благоустройства, согласованному в установленном настоящими Правилами порядке (при необходимости разработки проекта благоустройства); несоответствия размещения элементов благоустройства проекту благоустройства, согласованному в порядке, установленном настоящими Правилами (при необходимости разработки проекта благоустройства) или законодательством в области благоустройства, действовавшим до утверждения настоящих Правил; отсутствия документов, указанных в разделе 27 приложения N 5 к настоящим Правилам.
В силу пункта 27.3 Приложения N 5 к Правилам N 961 на территории Санкт-Петербурга запрещена самовольная установка (размещение) элементов.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 03.08.2020 здание по ул. Шпалерная, д. 24, лит. А с кадастровым номером 78:31:0001026:2015; здание по ул. Шпалерная, д. 24, лит. В с кадастровым номером 78:31:0001026:2010, а также здание по ул. Шпалерная, д. 24а, лит. А с кадастровым номером 78:31:0001026:2014 принадлежат АО "Вектор" на праве собственности.
Факт нарушения вышеуказанных требований Правил N 961 установлен административным органом и судом первой инстанции, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе протоколами осмотра от 03.08.2020 и 06.08.2020 с приложенными фотоматериалами и схемами, из которых усматривается, что Обществом допущено изменение фасадов вышеуказанных зданий, а именно: по ул. Шпалерная, д. 24, лит. А размещены блоки кондиционеров в количестве 17 шт.; по ул. Шпалерная, д. 24, лит. В, размещены блоки кондиционеров в количестве 1 шт., без соответствующего согласования.
Доказательств наличия разработанных и согласованных проектов благоустройства, приемки работ и их соответствие проектам благоустройства (изменению фасада здания), суду не представлено.
Вмененное Обществу правонарушение правильно квалифицировано административным органом по статье 18 Закона N 273-70.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 961 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 18 Закона N 273-70.
Суд апелляционной инстанции не усматривает нарушения административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Вопреки утверждению подателя жалобы и в силу абзацев 2, 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 48 Закона Санкт-Петербурга, подпунктов 2.1, 2.3, 3.24 Положения о государственной административно-технической инспекции, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 223, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 18 и 20 Закона N 273-70, рассматриваются ГАТИ в пределах своих полномочий.
Ссылки подателя жалобы о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение указанного правонарушения, по мнению подателя жалобы, истек, поскольку Инспекция неоднократно фиксировала нахождение на фасадах здания блоков кондиционеров протоколами осмотра от 17.04.2018 и 23.04.2018, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В силу частей 1, 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 указанной статьи при длящемся административном правонарушении, сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Вмененное Обществу правонарушение - самовольное размещение на фасаде здания дополнительного оборудования (кондиционеров) является длящимся, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с даты выявления правонарушения, в данном случае с даты осмотра 03.08.2020. Таким образом, оспариваемое постановление ГАТИ От 19.08.2020 N 2422 вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Ссылки Общества на то, что Инспекция ранее фиксировала нахождение на фасадах здания блоков кондиционеров протоколами осмотра от 17.04.2018 и 23.04.2018, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Как уже указывалось выше, вмененное Обществу правонарушение относится к категории длящихся правонарушений. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения.
Указанная правовая позиция сформулирована в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 в редакции от 04.07.2012 (вопрос 21).
Таким образом, поскольку после выявления в 2018 году нахождения на фасадах здания кондиционеров Общество продолжало противоправное деяние, Инспекция правомерна привлекла Общество к административной ответственности по статье 18 Закона N 273-70 по факту вновь выявленного 03.08.2020 правонарушения.
Суд первой инстанции также обоснованно не установил оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая отягчающее обстоятельство в виде повторного совершения однородного административного правонарушения (постановление от 06.02.2019 N 572), а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
В рассматриваемом случае заявителю назначен штраф в размере 50000 рублей, в пределах санкции статьи 18 Закона N 273-70 с учетом наличия отягчающих ответственность обстоятельств (повторное совершение однородного административного правонарушения), на что прямо указанно в оспариваемом постановлении ГАТИ от 19.08.2020 N 2422.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании незаконным и отмене постановления ГАТИ от 19.08.2020 N 2422 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 94648 от 06.08.2020.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 273-70 неосуществление мероприятий по содержанию или обязанностей по размещению знаков адресации и нарушение требований к осуществлению указанных мероприятий, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона N 273-70 неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утвержденному колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Пунктом 3 статьи 20 Закона N 273-70 предусмотрена административная ответственность за неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, в том числе окраска фасада здания, строения, сооружения и их элементов без колерного бланка или с нарушением колерного бланка, утвержденного в составе правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Приложением N 5 к Правилам N 961 утвержден перечень мероприятий по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий.
В соответствии с пунктом 1.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
В разделе 8 Приложения N 5 к Правилам N 961 установлены мероприятия по содержанию фасадов зданий, сооружений и требования к осуществлению указанных мероприятий.
В силу пункта 8.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 при осуществлении содержания фасадов обеспечивается: поддержание технического и санитарного состояния фасадов; поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения в соответствии с проектной документацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства, паспортом фасадов, проектами благоустройства; мероприятия по содержанию фасадов не должны наносить ущерб техническому и санитарному состоянию фасадов, архитектурно-строительному облику здания, сооружения; мероприятия по содержанию фасадов включают в себя: проведение плановых и внеплановых, визуальных и инструментальных обследований технического и санитарного состояния фасадов, очистку и промывку фасадов здания не реже одного раза в год, смывку, окраску несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления.
В силу пункта 8.4 Приложения N 5 Правил N 961 мероприятия по содержанию фасадов включают в себя:
- проведение плановых и внеплановых, визуальных и инструментальных обследований технического состояния фасадов. Плановые обследования фасадов следует проводить как общие, в ходе которых проводится осмотр фасада в целом, так и частичные, которые предусматривают осмотр отдельных элементов фасада. Общие обследования должны производиться два раза в год: весной и осенью. Результаты обследования технического состояния фасадов оформляются актом (пункт 8.4.1);
- очистка и промывка фасадов не реже одного раза в год. В отношении очистки и промывки фасадов проектирование не требуется (пункт 8.4.2);
- смывка, окраска несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах, демонтаж самовольно размещенных на фасаде элементов благоустройства (пункт 8.4.3);
- текущий ремонт фасадов, который осуществляется путем замены и восстановления технического оборудования фасадов (в том числе водосточных труб, парапетного ограждения, флагодержателей, окрытий и отливов); архитектурных деталей и конструктивных элементов фасадов (в том числе цоколя, карниза, горизонтальной тяги, вертикальной тяги, пояса, парапета, портала, оконных и дверных заполнений, элементов входной группы, за исключением лепного декора); восстановления отделки фасадов на аналогичные, окраски (за исключением полной окраски поля стены) (пункт 8.4.4);
- капитальный ремонт фасадов, представляющий собой комплекс работ по окраске, замене и восстановлению архитектурных деталей, элементов декора фасадов и поверхности конструктивных элементов, технического оборудования фасадов (водосточных труб). Капитальный ремонт фасадов не должен содержать виды работ по капитальному ремонту здания, сооружения. Капитальный ремонт фасадов проводится одновременно в отношении всех фасадов здания, сооружения пункт 8.4.5).
Пунктом 26.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 предусмотрено, что мероприятия по содержанию знаков адресации и требования к осуществлению указанных мероприятий осуществляются уполномоченными на содержание здания, сооружения лицами и включают: контроль за наличием и техническим состоянием знаков адресации; своевременную замену знаков адресации (в случае изменения топонимики); поддержание внешнего вида, периодическую очистку знаков адресации; снятие, сохранение знаков адресации в период проведения ремонтных работ на фасадах зданий и сооружений; регулирование условий видимости знаков адресации (высоты зеленых насаждений).
В соответствии с пунктом 2.3.5.8.12.4. Приложения N 3 к Правилам N 961 знаки адресации являются обязательным элементом благоустройства, размещаемым на объекте благоустройства - фасаде здания, сооружения (трансформаторных подстанциях, газораспределительных пунктах). Обязанность по размещению знаков адресации исполняется уполномоченными на содержание лицами.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 03.08.2020 здание по ул. Шпалерная, д. 24, лит. А с кадастровым номером 78:31:0001026:2015; здание по ул. Шпалерная, д. 24, лит. В с кадастровым номером 78:31:0001026:2010, а также здание по ул. Шпалерная, д. 24а, лит. А с кадастровым номером 78:31:0001026:2014 принадлежат АО "Вектор" на праве собственности.
Учитывая изложенное, именно Общество исходя из положений пункта 1.7 Правил N 961 и пункта 1.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 является лицом, уполномоченным на содержание фасадов принадлежащих ему зданий
Факт нарушения вышеуказанных указанных требований Правил N 961 установлен административным органом и судом первой инстанции, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе протоколами осмотра от 03.08.2020 и 06.08.2020 с приложением материалов фотофиксации и схем из которых усматривается, что Обществом нарушены требования к осуществлению мероприятий по содержанию фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, а именно: на фасадах зданий и элементах фасадов зданий повреждение штукатурного слоя, отслоение окрасочного слоя, трещины, сколы, оголена кирпичная кладка, отсутствуют элементы водосточных труб, повреждён облицовочный материал фасада здания, что свидетельствует о невыполнении работ по текущему и (или) капитальному ремонту фасадов здания; фасады здания в загрязненном состоянии (не удалены посторонние графические изображения, рекламная корреспонденция, ржавые подтеки, растительность); на фасадах зданий отсутствует знак адресации с номером дома и наименованием улицы.
Вмененные Обществу правонарушения правильно квалифицированы административным органом по пунктам 1, 2, 3 статьи 20 Закона N 273-70.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 961 к надлежащему содержанию закрепленного за ним имущества (элементов благоустройства) в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Ссылки подателя жалобы на то, что Общество более года ведет работу по согласованию документации для начала производства работ, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, колерные бланки фасадов здания были выданы Комитетом по градостроительству и архитектуры в апреле 2020 года (л.д.48-53). В отношении здания по адресу: Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, д. 24, лит.В не требовалось получения паспорта фасада здания для проведения ремонтных и восстановительных работ, что следует из отказа Комитета по градостроительству и архитектуре от 26.10.2020 N 01-21-18-36618/20 (л.д.170). Для проведения работ по очистке и смывке загрязнений с фасадов здания, равно как и установке знаков адресации не требовалось получение паспортов фасадов здания.
Указание Общества на письмо некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Фонд) от 05.04.2020 N 2-14083/19, содержащее сведения об осуществлении строительства дома, примыкающего к рассматриваемому зданию, в связи с чем устранение выявленных нарушений Общество считает нецелесообразным, также не влияет на законность оспариваемого постановления ГАТИ от 19.08.2020 N 2423. В указанном письме Фонд указал на отсутствие возможности проведения капитального ремонта фасада другого здания до окончания строительства нового объекта, Обществу вменяется в том числе непроведение текущего ремонта и содержания фасада здания, отсутствие знаков адресации, соответственно письмо Фонда от 05.04.2020 N 2-14083/19 не может устранять обязанность Общества по соблюдению вышеназванных требований Правил N 961.
Учитывая изложенное, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктами 1, 2, 3 статьи 20 Закона N 273-70.
Апелляционный суд не усматривает нарушения административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Суд первой инстанции также обоснованно не установил оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенных Обществом нарушений Правил N 961 с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание количество нарушения, учитывая, что доказательств устранения выявленных замечаний по состоянию спорных фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства Обществом суду не представлено, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
При назначении наказания необходимо учитывать, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ).
Санкцией пункта 1 статьи 20 Закона 273-70 предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Санкцией пункта 2 статьи 20 Закона 273-70 предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Санкцией пункта 3 статьи 20 Закона 273-70 предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
С учетом положений статьи 4.4 КоАП РФ оспариваемым постановлением Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 800 000 руб., то есть в пределах санкции пункта 3 статьи 20 Закона 273-70 с учетом наличия отягчающих ответственность обстоятельств (повторное совершение однородного административного правонарушения), на что указанно в оспариваемом постановлении ГАТИ от 19.08.2020 N 2423.
Вместе с тем, суд первой инстанции установил наличие оснований для снижения размера штрафа ниже низшего предела на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Оценив обстоятельства дела, принимая во внимание конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, суд первой инстанции пришел к выводу, что назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание (штраф в размере 800000 рублей) является в данном случае чрезмерным и не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также целям административного наказания, учитывая, в том числе, принимаемые Обществом меры для устранения нарушения требований Правил N 861 к содержанию фасадов зданий.
Учитывая изложенное, суд посчитал возможным на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного административного штрафа до 250000 рублей. (1/2 минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией пункта 3 статьи 20 Закона N 273-70), полагая, что наказание в указанном размере будет являться справедливым и соразмерным характеру совершенного Обществом правонарушения.
По мнению суда апелляционной инстанции, избранная судом первой инстанции мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 24.12.2020 не имеется.
Поскольку обжалование решений по делам о привлечении к административной ответственности не облагается государственной пошлиной, то излишне уплаченная подателем жалобы государственная пошлина в размере 3000 руб., перечисленная платежным поручением от 01.02.2021 N 20, подлежит возврату АО "Вектор" из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 декабря 2020 года по делу N А56-78866/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Вектор" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Вектор" из федерального бюджета 3000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 01.02.2021 N 20.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-78866/2020
Истец: АО "ВЕКТОР"
Ответчик: А56-96009/2020, ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ