г. Владивосток |
|
12 мая 2021 г. |
Дело N А51-6591/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей С.М. Синицыной, Е.Н. Шалагановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ундольской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Владивостока, Управления муниципальной собственности г.Владивостока
апелляционные производства N 05АП-1646/2021, 05АП-1647/2021,
на решение от 03.02.2021 судьи Е.А. Грызыхиной
по делу N А51-6591/2020 Арбитражного суда Приморского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Бриз" (ИНН 2536302536, ОГРН 1172536013407)
к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (ИНН 2536097608, ОГРН 1032501280602),
третьи лица: Администрация г. Владивостока, Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока",
о признании незаконным решения Управления муниципальной собственности г.Владивостока об отказе осуществить перерасчет арендной платы; обязании ответчика произвести перерасчет арендной платы,
при участии:
от истца: представитель Волик А.С. по доверенности от 06.05.2021сроком действия на 3 года, диплом о высшем юридическом образовании от 17.06.2013, паспорт;
от ответчика: представитель Хомова О.В. по доверенности от 25.12.2020 сроком действия до 31.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании от 10.06.2004, служебное удостоверение
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бриз" (далее - ООО "Бриз", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (далее - УМС, ответчик) о признании незаконным решения УМС, оформленного письмом от 25.03.2020 вх. N 2836СП/ЮЛ об отказе осуществить перерасчет арендной платы; обязании ответчика произвести перерасчет арендной платы по договору от 25.04.2019 N28-Ю-23881 за период пользования земельным участком с кадастровым N25:28:040014:5791 из величины коэффициента функционального использования 1 (с учетом принятых в порядке статьи 49 АПК РФ уточнений).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.02.2021 исковые требования удовлетворены частично, суд обязал УМС в течение пяти дней с даты вступления решения в законную силу произвести перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка от 25.04.2019 N 28-Ю-23881 за период пользования земельным участком с кадастровым номером 25:28:040014:5791 с 25.04.2019 исходя из величины коэффициента функционального использования "1".
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация, Управление обратились с единой апелляционной жалобой, в которой просят решение Арбитражного суда Приморского края от 03.02.2021 отменить в части удовлетворенных требований. В обоснование жалобы со ссылками на положения действующего законодательства отмечается, что расчет арендной платы, установленный пунктом 2.1 договора, произведен с применением ставки арендной платы 1,5*2, что не превышает более чем в 2 раза размер земельного налога. Обращается внимание, что договор аренды заключен арендатором без каких-либо претензий к условиям договора.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения.
Поскольку апелляционная жалоба подана на решение от 03.02.2021 только в части удовлетворенных требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Согласно материалов дела, между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и ООО "Бриз" заключен договор от 23.04.2019 N 28-Ю23860 аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5786, площадью 1 819 кв.м., из земель населенных пунктов, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - здание. Участок находится примерно в 48 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, ул.Снеговая, д.55в, с видом разрешенного использования: объекты придорожного сервиса (для реализации инвестиционного проекта "Строительство объектов бытового обслуживания населения, торгового назначения и станций технического обслуживания на территории города Владивостока").
В связи со вступлением в силу Закона Приморского края от 03.12.1018 N 402-КЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края в области регулирования земельных отношений" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы органам местного самоуправления муниципальных образований.
Учитывая изложенное, права и обязанности арендодателя по договору аренды от 23.04.2019 N 28-Ю-23860 перешли к УМС.
Посчитав, что при расчете арендной платы по договору от 23.04.2019 N 28-Ю-23860 была допущена ошибка, ООО "Бриз" обратилось в адрес УМС г.Владивостока с заявлением от 02.03.2020 вх.N 2836СП/ЮЛ, в котором просило произвести перерасчет арендной платы.
Основанием для обращения общества с данным заявлением явилось то обстоятельство, что при расчете арендной платы по договору от 23.04.2019 N 28-Ю-23860 применен функционального коэффициента равного 2 (двум). В тоже время, по мнению истца, согласно решению Думы города Владивостока от 30.07.2015 N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке" расчет арендной платы в рассматриваемом случае, должен был быть произведен из расчета функционального коэффициента равного 1 (единице).
Решением, оформленным письмом от 25.03.2020 N 2836-СП/ЮР, УМС отказало в производстве перерасчета на основании того, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:5791 имеет один вид разрешенного использования.
Полагая, что вышеуказанная позиция УМС г.Владивостока противоречит нормам закрепляющим принципы и порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а ответ от 25.03.2020 N 2836-СП/ЮР является незаконным, истец обратился с настоящим иском в суд.
Рассмотрев исковое заявление, суд первой инстанции в удовлетворении требования о признании незаконным решения УМС, оформленного письмом от 25.03.2020 вх.N 2836СП/ЮЛ отказал, сочтя, что данные действия УМС не носят властного характера и не связаны с реализацией уполномоченным органом публичных полномочий, в связи с чем заявителем в данной части избран ненадлежащий способ защиты права.
Требования об осязании произвести перерасчет суд счел обоснованными истца обоснованными и удовлетворил их.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего.
При рассмотрении заявленных требований судом первой инстанции верно квалифицированы возникшие между сторонами правоотношения как арендные, в связи с чем в данном случае подлежат применению нормы главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также общие положения ГК об обязательствах.
Судом первой инстанции обоснованно учтены положения 606, 607, 614 ГК РФ, законодательно закрепленный принцип платности использования земли (пункт 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), при применении регулируемых цен в рассматриваемой ситуации.
В силу пункта 5 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 18.03.2015 N 87-па "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов", арендная плата за использование земельных участков, находящихся в собственности Приморского края, рассчитывается по формуле: А = К x Сап, где А - размер арендной платы за использование земельного участка, рублей в год; К - кадастровая стоимость земельного участка; Сап - ставка арендной платы за использование земельного участка.
Ставка арендной платы за использование земельного участка устанавливается равной ставке, принятой для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Думой г. Владивостока 10.08.2015 принят муниципальный правовой акт города Владивостока N 208-мпа, определяющий порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Владивостокского городского округа, предоставленные в аренду без торгов.
Положениями подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без торгов земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток.
Как следует из пункта 1.1 договора аренды, арендодатель предоставил земельный участок в аренду в соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Пунктом 2.4 правового акта N 208-мпа определено, что в отношении земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ, расчет арендной платы осуществляется по формуле: Апл = Ас х Скд, где: Апл - арендная плата за год. руб.; Ас - ставка арендной платы, %; Скд - кадастровая стоимость земельного участка, руб. Ставка арендной платы рассчитывается по формуле: Ас = Сзн x Кфи x Ккор, где: Сзн - ставка земельного налога, %; Кфи - коэффициент функционального использования; Ккор - корректирующий коэффициент.
Пунктом 2.5 правового акта N 208-мпа определено, что коэффициент функционального использования устанавливается Думой города Владивостока по предложению главы города Владивостока в зависимости от основного вида использования земельного участка, указанного в договоре аренды земельного участка.
Решением Думы г. Владивостока N 505 от 30.07.2015 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в г. Владивосток" (далее - решение N 505) в пункте 2.1 Приложения N 1 установлено значение коэффициента функционального использования, равного 1, для земельных участков с различными видами функционального использования, предоставленных в аренду в случаях, указанных в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ, за исключением случаев, установленных пунктами 4, 5 статьи 39.7 ЗК РФ
Приведенные обстоятельства порядка предоставления спорного земельного участка отвечают критериям применения коэффициента, закрепленного в пункте 2.1 приложения N 1 к решению N 505.
Указание апеллянта на то, что размер арендной платы не превышает более чем в два раза размер земельного налога, не имеет правового значения для настоящего дела, поскольку основанием для удовлетворения требований послужило несоответствие примененного к спорным правоотношениям коэффициента функционального использования 2 буквальному содержанию и правовому смыслу пункта 4 постановления от 11.03.2015 N 75-па, пункту 2.1 Приложения N 1 к решению N 505, пунктам 2.4, 2.5, 2.6 решения Думы N208-мпа от 10.08.2015.
Соответствие либо несоответствие итогового размера арендной платы пункту 4 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые на разграничена, на территории Приморского края, предоставленных в аренду без проведения торгов, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края N 75-па от 11.03.2015, в части установления предельного размера арендной платы относительно размера земельного налога, не исключает нарушения иных норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Судом первой инстанции обосновано применены положения пункта 19 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды", согласно которых арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, при этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Изложенное является основанием для отклонения ссылок УМС на заключение договора аренды без возражений со стороны ответчика.
При этом требование арендатора об обязании произвести перерасчет арендной платы в сложившейся ситуации направлено на внесение правовой определенности в отношения сторон, исключающей возникновение в будущем споров о взыскании санкций в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей арендатора, с одной стороны, либо взысканием неосновательного обогащения с арендодателя, с другой.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования об обязании произвести перерасчет арендной платы.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права. Основания для отмены судебного акта в обжалуемой части не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.02.2021 по делу N А51-6591/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Б. Култышев |
Судьи |
С.М. Синицына |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6591/2020
Истец: ООО "БРИЗ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Г.ВЛАДИВОСТОКА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА, АО "Корпорация развития Дальнего Востока", МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ