г. Санкт-Петербург |
|
11 мая 2021 г. |
Дело N А56-97716/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Слоневской А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
от истца: Дубровина О.В. по доверенности от 26.02.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13830/2021) общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кроликс" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2021 о прекращении производства по делу N А56-97716/2020, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кроликс"
к государственному бюджетному учреждению Ленинградской области "Станция по борьбе с болезнями животных Волосовского района"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кроликс" (ОГРН 1167847292678, ИНН 7816333462; Санкт-Петербург, ул.Купчинская, д.32, корп.1, лит.Б, пом.2Н; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному бюджетному учреждению Ленинградской области "Станция по борьбе с болезнями животных Волосовского района" (ОГРН 1054700550200, ИНН 471700805; Ленинградская область, Волосовский район, пос.Сумино; далее - Учреждение) о признании недействительными протоколов испытаний от 22.05.2020 N П-1076, N П-1083, N П-1084, N П-1085, N П-1086, N П-1086.
Определением суда от 05.03.2021 производство по делу прекращено.
Не согласившись с определением суда от 05.03.2021, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение и принять новый судебный акт.
В жалобе Общество ссылается на то, что протоколы испытаний и акты проверки являются главными документами, на основании которых производится выдача сертификатов о соответствии. Податель жалобы указывает на то, что протоколы испытаний содержат сведения, из которых эксперт может сделать выводы о соответствии исследуемой продукции действующим в ее отношении требованиям, что отражается на возможности или невозможности реализации продукции, следовательно, могут быть оспорены в арбитражном суде.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, стороны заключили договор от 31.01.2020 N ВетЛаб/27-20 (далее - договор) на оказание ветеринарных услуг.
В обоснование иска Общество ссылается на то, что согласно договору Учреждением отобраны пробы, проведены исследования и составлены протоколы испытаний от 22.05.2020 N П-1076, NП-1083, NП-1084, NП-1085, NП-1086, NП-1086.
По мнению истца, представитель Учреждения 18.05.2020 отобрал пробы для анализа с грубым нарушением положений "ГОСТ 31904-2012 Межгосударственный стандарт. Продукты пищевые. Методы отбора проб для микробиологических испытаний" введенным в действие приказом Росстандарта от 05.06.2013 N 148-ст (далее - ГОСТ), определяющего отбор проб пищевой продукции. Лабораторные пробы продуктов для микробиологических испытаний отбирают в стерильную посуду, горло которой предварительно обжигают в пламени горелки, или в стерильную пластиковую посуду, или в стерильные полиэтиленовые пакеты, или в стерильную фольгу. Пробы отбирают с помощью стерильных инструментов (пункт 4.8 ГОСТа). Каждую отобранную лабораторную пробу маркируют этикетками с указанием наименования продукта, предприятия-изготовителя, номера партии, даты отбора проб (с указанием часа отбора проб), цели микробиологического испытания. Кроме этого составляют акт, в котором указывают: наименование и адрес организации, отбирающей пробу; фамилию лиц, отбирающих пробу; место, дату и метод отбора проб; наименование продукции, от которой отобраны пробы, и дополнительные данные, характеризующие эту продукцию; количество взятых проб; количество и описание продукции, от которой отобраны пробы; подписи и печати удостоверяющие лиц и организации, отбиравших пробы (пункт 6.1 ГОСТа). Отобранные пробы, предназначенные для испытания вне предприятия-изготовителя, пломбируют и опечатывают печатью организации, в чьей собственности находится продукция, и транспортируют в лабораторию (пункт 6.2 ГОСТа). Пробы скоропортящихся продуктов транспортируют при температуре плюс 5°C не более 6 ч, за исключением продуктов, на которые предусмотрены специальные условия, предусмотренные в нормативно-технической документации на конкретный вид продукта (пункт 6.5 ГОСТа).
Как указывает заявитель, пробы доставлены сотрудником Учреждения в обычных пакетах с нарушением вышеуказанных правил, что отражено в протоколах испытаний от 22.05.2020 N П-1076, N П-1083, N П-1084, N П-1085, N П-1086, N П-1086.
Не согласившись с указанными протоколами, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, исходил из того, что протоколы испытаний не являются ненормативными правовыми актами органов государственной власти, органов местного самоуправления, споры о признании недействительными которых разрешается в соответствии с нормами статьи 198 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. При этом избранный заинтересованным лицом способ защиты нарушенного права должен соответствовать характеру нарушения и обеспечивать восстановление указанного права.
Согласно пункту 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 ГК РФ и главы 24 АПК РФ может быть оспорен и признан недействительным арбитражным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом в определенной процессуальной форме, содержащий обязательные предписания, распоряжения, направленный на установление, изменение или прекращение правоотношений и влекущий неблагоприятные для заявителя последствия в сфере предпринимательской или экономической деятельности.
Властное предписание, содержащееся в ненормативном правовом акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц. Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта. Документы, не содержащие обязательных для исполнения требований, не влекут правовых последствий, не затрагивают права и законные интересы организаций. Характерной особенностью ненормативного правового акта как результата проверки является содержание в нем обязательных предписаний (правил поведения), влекущих юридические последствия.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Оспариваемые протоколы испытаний от 22.05.2020 не являются ненормативными правовыми актами, поскольку не отвечают перечисленным признакам, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливают прав и не возлагают на заявителя каких-либо обязанностей, следовательно, ничем прав и законных интересов заявителя в сфере публичных правоотношений не затрагивают и не нарушают.
Протоколы испытаний является носителем информации в отношении исследования образцов и не содержат указаний для осуществления каких-либо действий, в связи с этим не могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии со статьей 29 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя о том, что оспариваемые протоколы испытаний явились основанием для проведения дополнительных проверок деятельности заявителя, по результатам которых приняты решения, поскольку, по утверждению представителя Общества, данные решения оспорены Обществом в судебном порядке в рамках иных процессов. Выставление ответчиком счетов на оплату услуг по договору от 31.01.2020, послужившему основанием для проведения лабораторных исследований, не опровергает выводы суда о том, что протоколы испытаний сами по себе не нарушают прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ, в том числе, если заявление не подлежит рассмотрению в судах.
Таким образом, производство по делу в части обжалования протоколов испытаний правильно прекращено судом применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции по доводам жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2021 по делу N А56-97716/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья |
А.Ю. Слоневская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-97716/2020
Истец: ООО "СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КРОЛИКС", ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Кроликс"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "СТАНЦИЯ ПО БОРЬБЕ С БОЛЕЗНЯМИ ЖИВОТНЫХ ВОЛОСОВСКОГО РАЙОНА"
Хронология рассмотрения дела:
11.05.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13830/2021