г. Самара |
|
11 мая 2021 г. |
Дело N А72-15221/2020 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Морозова В.А.,
без вызова сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ибрагимова Эльбруса Гасан оглы на решение Арбитражного суда Ульяновской области (резолютивная часть от 3 февраля 2021, мотивированное решение от 11 февраля 2021 года), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А72-15221/2020 (судья Чернышова И.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "УК Экостандарт" (ОГРН 1137328003955, ИНН 7328073933), г. Ульяновск,
к индивидуальному предпринимателю Ибрагимову Эльбрусу Гасан оглы (ОГРНИП 310732916600050, ИНН 731800658938), г. Ульяновск,
о взыскании 38638 руб. 83 коп. - основного долга за услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, 1470 руб. 94 коп. - неустойки за период с 21.02.2020 по 14.05.2020 и с 15.05.2020 по день фактической оплаты суммы основного долга,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УК Экостандарт" (далее - ООО "УК Экостандарт", истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к индивидуальному предпринимателю Ибрагимову Эльбрусу Гасан оглы (далее - предприниматель, ответчик) о взыскании 38638 руб. 83 коп. - основного долга, 1470 руб. 94 коп. - неустойки за период с 21.02.2020 по 14.05.2020 и с 15.05.2020 по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области (резолютивная часть от 03.02.2021, мотивированное решение от 11.02.2021), принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В соответствии с требованиями статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается без вызова сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, отзыве истца на апелляционную жалобу, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "УК Экостандарт" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Ульяновской области (зона деятельности N 3 - Заволжский район г.Ульяновска, Чердаклинский район и Старомайнский район Ульяновской области) на основании протокола конкурсного отбора N 2 от 04.05.2018 (л.д. 19-27).
Между Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и ООО "УК Экостандарт" 14.05.2018 заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области (л.д. 51-54).
Истец, как региональный оператор, приступил к фактической работе на территории муниципального образования города Ульяновск Заволжский район с 01.01.2019.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно пункту 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Постановление N1156).
Пунктом 8(1) Постановления N 1156 установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.
В силу пункта 8(4) Постановления N 1156 основаниями для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО являются: письменная заявка, подписанная потребителем или его законным представителем (представителем по доверенности), либо предложение регионального оператора о заключении такого договора.
Согласно пункту 8(17) Постановления N 1156 региональный оператор по обращению с ТКО в течение месяца со дня заключения соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения информации на своем официальном сайте в сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Типовая форма договора региональным оператором опубликована в газете "Ульяновск сегодня" N 123 (1850) от 14.12.2018 (л.д. 32-33). Форма договора соответствует типовой форме договора, утвержденной Постановлением N 1156.
Единый тариф на услугу регионального оператора ООО "УК Экостандарт" установлен и введен в действие приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области N 06-209 от 20.11.2018, приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области N 06-85 от 07.05.2019 единый тариф на услуги регионального оператора с 01.06.2019 по 31.12.2019 был изменен (л.д. 57-62).
Потребитель, в свою очередь, в течение 15 рабочих дней с даты размещения такого предложения направляет региональному оператору заявку потребителя в соответствии с правилами, определенными для таких заявок Постановлением N 1156.
В том случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку и необходимые документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 8(18) Постановления N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, услуга по обращению с ТКО оказывалась истцом в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате ответчиком в соответствии с условиями типового договора.
Согласно договору аренды земельного участка N 24-2-199 от 09.02.2015, заключенному между предпринимателем и Комитетом по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, ответчик принял во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 73:24:020305:76 с видом разрешенного использования - объект торговли, досуга и развлечений, площадью 56,8 кв. м, находящийся по адресу: г.Ульяновск, ул. Краснопролетарская (рядом с домом N 16), для размещения торгового павильона, без права возведения объектов (пункт 1.1. договора). Срок аренды с 05.08.2014 по 31.07.2024 (пункт 4.1. договора). Согласно акту приема-сдачи земельного участка в аренду N 199 в границах земельного участка расположен торговый павильон (пункт 2 акта).
По расчету истца с 01.01.2019 по 30.04.2019 на территории Ульяновской области объем образуемых отходов рассчитывался исходя из общей площади (56,8 кв. м), а с 01.05.2019 расчет производится исходя из торговой площади (14 кв. м).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 505 от 03.06.2016 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Постановление N 505) устанавливается порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Подпунктом "а" пункта 5 Постановления N 505 предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При этом, согласно пункту 6 Постановления N 505, в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил, то есть расчетным путем.
Поскольку у ответчика отсутствует собственное место накопления ТКО и организованный раздельный сбор отходов, истцом был произведен расчет исходя из норматива накопления как для "павильона" - пункт 2.2.3. Приказа N 06-77.
Из материалов дела усматривается, что в период с января 2019 года по апрель 2020 года истец оказал ответчику услуги по вывозу твердых коммунальных отходов на общую сумму 44380 руб. 75 коп.
Ссылаясь на то, что ответчик в период с января 2019 года по апрель 2020 года не вносил плату за оказанные услуги, истец направил в адрес ответчика претензию N 2536 от 14.05.2020, в которой предложил в срок до 14.06.2020 погасить задолженность в размере 44380 руб. 75 коп. (л.д. 34-36).
С учетом частичной оплаты в размере 5741 руб. 92 коп. задолженность ответчика перед истцом составила 38638 руб. 83 коп. за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является договором возмездного оказания услуг и регулируется как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащимися в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также положениями Закона N 89-ФЗ, Постановлением N 1156, Правилами N 505.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
По смыслу указанных норм исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности).
При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 48 от 29.09.1999 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание юридических услуг").
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Как следует из пункта 4 статьи 426 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
При этом в соответствии с Постановлением N 1156 под потребителем понимается собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Принимая во внимание, что факт оказания услуг, наличие и размер задолженности, а также факт просрочки оплаты оказанных услуг подтверждены документально и ответчиком не опровергнуты, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, суд первой инстанции, установив период просрочки исполнения обязательств и проверив представленный истцом расчет неустойки, со ссылкой на статьи 309, 310, 329, 330, 331, 779, 781 ГК РФ и условия пункта 22 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Постановлением N 1156, обоснованно удовлетворил исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца задолженность за оказанные услуги в размере 38638 руб. 83 коп., неустойку в размере 1470 руб. 94 коп за период с 21.02.2020 по 14.05.2020 и с 15.05.2020 по день фактической оплаты задолженности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что принятие документа (пояснений истца), поступившего за пределами установленного судом срока для предоставления отзывов и дополнительных документов в обоснование своих доводов, являются несостоятельными.
Процессуальное нарушение, выразившееся в принятии пояснений истца за пределами установленного судом процессуального срока, не влияет на правильность принятого судом решения, и не влечет его отмену в силу части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, пояснения направлены истцом во исполнение определения суда от 01.02.2021.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что контейнер был установлен только в 2020 году по адресу: г. Ульяновск, ул. Краснопролетарская, д. 9, и не соответствует адресу места осуществления деятельности ответчика, в связи с чем факт оказания услуг является сомнительным, подлежит отклонению.
В пункте 5 Постановления N 505 установлено, что коммерческий учет для собственников ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При этом следует отметить, что указанный метод коммерческого учета ТКО применяется при наличии у потребителя собственной контейнерной площадки, включенной в территориальную схему и исключающей доступ к ней третьих лиц, а также при условии осуществления раздельного накопления ТКО.
Доказательств фактического выполнения ответчиком требований о разделении ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО не представлено, что свидетельствует о невозможности применения способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Таким образом, коммерческий учет ТКО, осуществляемый расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, является единственным возможным способом расчета стоимости оказываемых услуг по типовому договору.
В случае осуществления коммерческого учета объема и массы ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, потребитель не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, включенных в территориальную схему.
Распоряжением администрации города Ульяновска N 74-р от 28.03.2019 утвержден реестр мест накопления отходов на территории муниципального образования "Город Ульяновск". Реестр мест накопления отходов опубликован на сайте Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска в разделе документы (http://gkh.ulmeria.ru/document/).
Соответственно, у ответчика имелась возможность получения коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования ближайших контейнерных площадок, расположенных на территории общего пользования, находящихся в непосредственной близости от объектов недвижимости, используемых ответчиком в процессе своей коммерческой деятельности.
Надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО является акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - акт), порядок составления которого содержится в разделе VI типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Постановлением N 1156.
Однако ответчик не представил суду доказательств, подтверждающих факт неоказания и (или) ненадлежащего оказания услуг региональным оператором по обращению с ТКО за спорный период.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области (резолютивная часть от 3 февраля 2021 года, мотивированное решение от 11 февраля 2021 года), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А72-15221/2020, оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ибрагимова Эльбруса Гасан оглы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-15221/2020
Истец: ООО "УК ЭКОСТАНДАРТ"
Ответчик: Ибрагимов Эльбрус Гасан-оглы