Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 сентября 2021 г. N Ф08-7832/21 настоящее постановление изменено
город Ростов-на-Дону |
|
11 мая 2021 г. |
дело N А32-14854/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.
судей Чотчаева Б.Т., Яицкой С.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Годунко А.С.,
при участии:
от истца: представитель Пимоненко А.Е. по доверенности от 25.08.2020;
от ответчика посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (онлайн-заседание)": представитель Бложис Е.А. по доверенности от 03.02.2021;
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества Агрофирма "Южная" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2020 по делу N А32-14854/2020 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к акционерному обществу Агрофирма "Южная" (ИНН 2352000493, ОГРН 1022304741271), при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея; Администрации муниципального образования город-курорт Анапа об изъятии земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "РЖД" в лице филиала ОАО "РЖД" - Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта (далее - истец, ОАО "РЖД", дирекция) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к акционерному обществу "Южная" (далее - ответчик, АО "Южная), в котором просило:
- прекратить право аренды акционерного общества агрофирма "Южная" на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0301000:252 по договору переуступки прав аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности от 07.07.2015, договора аренды земельного участка N 3700005693 от 26.09.2013;
- определить размер возмещения за прекращение права аренды Акционерного общества агрофирма "Южная", в связи с изъятием для нужд Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 23:37:0301000:475, относящийся к категории земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли 2 обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешённого использования: железнодорожный транспорт, площадью 1717 +/- 73 кв.м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский р-н, г Анапа, в размере: 63 950 руб., из них: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:0301000:475 площадью 1 740,00 кв.м, изымаемого из земельного участка с кадастровым номером 23:37:0301000:252 площадью 5 778 564,00 кв.м составляет 63 600 руб.; рыночная стоимость убытков, в том числе плата за регистрацию права (при длительности аренды более года) составляет: 350 руб.;
- зарегистрировать право муниципальной собственности за муниципальным образованием город-курорт Анапа на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0301000:475, относящийся к категории земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешённого использования: железнодорожный транспорт, площадью 1717 +/- 73 кв.м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский р-н, г Анапа;
- в резолютивной части судебного акта указать, что решение является основанием для государственной регистрации Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0301000:475 относящийся к категории земель: Земли промышленности, "энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешённого использования: железнодорожный транспорт, площадью 1717+/- 73 кв.м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский р- н, г. Анапа.
- обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2020 по делу N А32-14854/2020 суд изъял для федеральных нужд путем прекращения права аренды АО агрофирма "Южная" на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0301000:475, относящийся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешённого использования: железнодорожный транспорт, площадью 1717 +/- 73 кв.м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский р-н, г Анапа, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:37:0301000:252, площадью 5778564 кв. м.; суд определил размер возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 23:37:0301000:475, относящийся к категории земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешённого использования: железнодорожный транспорт, площадью 1717 +/- 73 кв.м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский р-н, г. Анапа, в размере: 63 950 руб. В остальной части иска отказано. Суд указал, что решение суда является основанием для государственной регистрации Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю права собственности муниципального образования город- курорт Анапа на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0301000:475, относящийся к категории земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешённого использования: железнодорожный транспорт, площадью 1717 +/- 73 кв.м, расположенный 12 по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский р-н, г Анапа. Решение обращено к немедленному исполнению. Распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, акционерное общество "Южная" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило отменить решение суда первой инстанции в части определения размера возмещения за изымаемый земельный участок, определить размер возмещения за изымаемый спорный земельный участок в размере 174 490 руб.
В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы. Вывод суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок осваивается, является ошибочным, поскольку на момент подачи искового заявления, назначения судебной экспертизы, отсутствовала информация об освоении земельного участка.
Установлено, что в судебное заседание не явились третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства.
Суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От истца поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела, которое было принято и рассмотрено судом.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.12.2017 N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", на основании распоряжения Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 30.07.2018 N ВЧ-195-р "Об изъятии земельных участков для нужд Российской Федерации в целях обеспечения размещения объекта: "Электрификация участка разъезд 9 км - Юровский - Анапа Северо- Кавказской железной дороги" (далее - объект), в соответствии с приложением N 1 к указанному распоряжению изъятию для государственных нужд подлежит, в том числе часть земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:37:0301000:252, площадью 147 кв. м, находящегося в аренде у АО агрофирма "Южная", и расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский р-н, с северо-восточной стороны пос. Виноградный, площадь 5778564 +/-21034 кв. м.
Исходный земельный участок с кадастровым номером 23:37:0301000:252 находится в собственности муниципального образования город-курорт Анапа и предоставлен в аренду АО агрофирма "Южная" на основании договора переуступки права аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, от 07.07.2015 и договора аренды земельного участка от 26.09.2013 N 3700005693.
В результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 23:37:0301000:252 образованы несколько земельных участков, в том числе участок с кадастровым номером 23:37:0301000:475, относящийся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с видом разрешенного использования: железнодорожный транспорт, площадью 1717+/-73 кв. м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский р-н, г. Анапа.
Граница сформированного земельного участка установлена в соответствии с действующим законодательством, сведения о границах внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается выписками из ЕГРН.
С целью определения размера возмещения за часть земельного участка с кадастровым номером: 23:37:0301000:252 (образован земельный участок с кадастровым номером 23:37:23:37:0301000:475) ОАО "РЖД" заключило договор с оценочной компанией ООО "Терра Докс Инвест" на проведение оценки рыночной стоимости изымаемой недвижимости.
Размер возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 23:37:0301000:475 определен на основании выполненного независимой оценочной компанией ООО "Терра Докс Инвест" отчета об оценке N 751ОН/226а-01-20, дата определения стоимости 30.10.2019, дата составления отчета 17.01.2020 и составляет 63 950 руб., из них: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:0301000:475 площадью 1 740 кв.м, изымаемого из земельного участка с кадастровым номером 23:37:0301000:252 площадью 5 778 564 кв.м составляет 63 600 руб.; рыночная стоимость убытков, в том числе плата за регистрацию права (при длительности аренды более года) составляет 350 руб.
Письмом от 24.01.2020 N ИРД-64 дирекция направила в адрес агрофирмы соглашение об изъятии земельного участка для государственных нужд с кадастровым номером 23:37:0301000:475 с приложением выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок и отчета об оценке рыночной стоимости изъятия.
В установленные сроки соглашение об изъятии агрофирмой подписано не было, в связи с чем, дирекция обратилась в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных нужд в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, решение о таком изъятии принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка.
В силу пункта 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе со строительством объектов федерального значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов (автомобильные дороги федерального значения, объекты федерального транспорта и т.д.).
Судом установлено, что в соответствии статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации Федеральным агентством железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) принято распоряжение от 30.07.2018 N ВЧ-195-р "Об изъятии земельных участков для нужд Российской Федерации в целях обеспечения размещения объекта: "Электрификация участка разъезд 9 км - Юровский - Анапа Северо-Кавказской железной дороги".
Пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных и муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с положениями статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с распоряжением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявший распоряжение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято распоряжение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка.
Соглашение об изъятии земельного участка с кадастровым номером 23:37:0301000:475, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 23:37:0301000:252, агрофирмой не подписано.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно констатировано, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:0301000:475 подлежит изъятию для нужд Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 1 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации основанием досрочного прекращения договора аренды земельного участка является заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда об изъятии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно пункту 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах, в том числе, в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Из указанных норм права следует, что образование земельных участков из земельного участка, используемого на основании договора аренды, не влечет автоматического прекращения действия данного договора аренды. При образовании нового участка взамен переданного в аренду, арендные отношения могут быть возобновлены с прежним арендатором или на основе заключения нового договора или посредством заключения соглашения о внесении изменений в прежний договор. Выбор варианта продолжения договорных отношений оставлен законодателем на усмотрение сторон.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.02.2016 N Ф08-9510/2015 по делу N А32-10134/2014, постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2019 по делу N А53-8327/2019.
С учетом изложенного, судом сделан правомерный ввод об отсутствии оснований для прекращения права аренды агрофирмы в отношении всего исходного земельного участка с кадастровым номером 23:37:0301000:252 по договору переуступки права аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, от 07.07.2015, договора аренды земельного участка от 26.09.2013 N 3700005693.
В соответствии с Рекомендациями по применению Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", утв. Минэкономразвития России, прекращение права собственности на земельный участок одного публичного правового образования в пользу другого публичного правового образования в ходе изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд не осуществляется (пункт 39).
Таким образом, законодатель допустил возможность изъятия земельных участков, находящихся в собственности одного публично-правового образования, для нужд другого публичного образования, в форме прекращения ограниченных вещных либо обязательственных (арендных) прав у лиц, которым такие участки были ранее предоставлены. При этом само изъятие (в этой форме прекращения прав) осуществляться независимо от формы собственности на изымаемый земельный участок. Изъятие для нужд публично-правового образования (в данном случае - для федеральных нужд) земельного участка, относящегося к муниципальной собственности, не приводит и к коллизии публичных интересов (к конфликту интересов между разными уровнями публичной власти).
Учитывая изложенное, в целях возможности фактического исполнения решения суда, судом указано о том, что решение является основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности на образованный земельный участок с кадастровым номером 23:37:0301000:475 в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю.
В части обоснованности изъятия части земельного участка истцом, ответчик возражений не заявил.
В силу статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135- ФЗ).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта.
На основании отчета об оценке ООО "Терра Докс Инвест" N 751ОН/226а-01-20, дата определения стоимости 30.10.2019 размер возмещения за изымаемый земельный участок составляет 63 950 руб.
Между тем, ответчик не согласился с размером возмещения, установленным в отчете об оценке ООО "Терра Докс Инвест" N 751ОН/226а-01-20.
В силу ст. 13 Закона N 135-ФЗ в случае наличия спора о достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью.
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (ч. 1 ст.82 АПК РФ).
На основании возражений ответчика Арбитражный суд Краснодарского края, по ходатайству последнего, определением суда от 20.08.2020 назначил судебную экспертизу, производство которой поручено ООО "Региональный центр экспертизы и оценки".
На разрешение эксперта суд поставил вопрос об определении размера возмещения за прекращение права аренды АО агрофирма "Южная" в связи с изъятием для государственных нужд Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером: 23:37:0301000:475, категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещения, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности и земли иного специального назначения с видом разрешенного использования: железнодорожный транспорт площадью 1717+/-73 кв.м, расположенного по адресу относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский район, г. Анапа, изымаемого из земельного участка 23:37:0301000:262 площадью 5 778 564 кв. м.
Размер возмещения, связанный с изъятием спорного земельного участка, согласно экспертному заключению составил 174 490 руб.
Данная сумма составляет рыночную стоимость изымаемого земельного участка, вопрос об определении убытков в виде затрат на регистрацию имущественных прав перед экспертом не ставился. В связи с чем, указанная истцом в исковом заявлении сумма указанных затрат в размере 350 руб. осталась неизменной.
Суд первой инстанции признал заключение эксперта от 16.10.2020 N 1890-Э надлежащим доказательством по делу.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости установления размера возмещения исходя из стоимости, установленной в отчете об оценке N 751ОН/226а-01-20 от 30.10 2019, поскольку указанная стоимость максимально приближена к дате фактической передачи земельного участка истцу.
Пунктом 5 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности, на который подлежит прекращению, определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.
В пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015, указано, что определение размера возмещения, подлежащего выплате собственнику (пользователю) с учетом стоимости его имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка, было предусмотрено пунктом 4 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации для целей первоначального предложения о выкупе земельного участка при принятии решения органом публично-правового образования об изъятии этого участка для государственных или муниципальных нужд.
По смыслу статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации N 89-КГ15-4). Указанная правовая позиция остается актуальной и при рассмотрении дел о принудительном изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд после 01.04.2015, поскольку действующим законодательством не установлено иное.
При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Как следует из соглашения N 3678419 от 22.11.2019 об установлении публичного сервитута, заключенного между акционерным обществом Агрофирма "Южная" и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", АО АФ "Южная", являющееся правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:37:0301000:252 (исходный земельный участок), площадью 5778564 +1- 21034 кв. м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, р-н Анапский, с северо-восточной стороны пос. Виноградный, в 2019 году предоставило ОАО "РЖД" право ограниченного пользования (сервитут) частями исходного земельного участка площадями: 4583,54 кв.м, 10304,80 кв.м, 1421,90 кв.м, 14216,91 кв.м, 857,86 кв.м, 147,05 кв.м, 1739,40 кв.м, 6473,00 кв.м (пункт 1.1. соглашения).
Фактический срок действия сервитута устанавливался с 01.01.2019 по 30.11.2019 (пункты 2.1, 2.3. соглашения).
При этом ответчик вправе получить плату за сервитут в размере 59 256 руб. (пункт 3.1 соглашения N 3678419).
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что в рассматриваемом случае земельный участок уже осваивается, фактическая передача земельного участка произведена.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, при определении даты, на которую надлежало оценивать размер возмещения за спорный земельный участок, следует учитывать, что спорный земельный участок уже фактически изъят и осваивается истцом, установлена плата за использование участка с учетом убытков.
Приведенный в Обзоре ВС РФ пример нацелен на защиту интересов ответчика, поскольку несогласие последнего с ценой изъятия влечет по общему правилу невозможность фактического изъятия, а влияние инфляционных процессов приводит к недостоверности рыночной цены изымаемого участка на момент его фактического изъятия той цене, которая была определена на дату принятия решения об изъятии.
В рассматриваемом же споре, когда несогласие ответчика с предложенным возмещением не явилось препятствием к фактическому изъятию до разрешения спора о размере возмещения в судебном порядке, такой подход будет прямо противоречить как смыслу закона, так и целям данного разъяснения, поскольку закон предполагает максимальную привязку даты оценки к дате фактического изъятия земельного участка.
Поскольку дата проведенной оценки при составлении отчета N 751ОН/226а-01- 20 от 30.10 2019 наиболее приближена к дате фактического изъятия спорного земельного участка, размер возмещения надлежит установить исходя из данного отчета об оценке.
Аналогичная позиция сформулирована в судебных актах по делу N А32-20551/2020.
Согласно положениям ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2020 по делу N А32-14854/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Б.Т. Чотчаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14854/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "РЖД" - Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного траснпорта
Ответчик: АО Агрофирма "Южная"
Третье лицо: Администрация муниципального образования город-курорт Анапа, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю