г. Санкт-Петербург |
|
12 мая 2021 г. |
Дело N А21-9164/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Пампу Н.Б.
при участии:
от истца: Стрюкова Д.В. по доверенности от 19.04.2021;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10185/2021) ООО "Народная управляющая компания Домоуправление N 1 г. Черняховск" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.02.2021 по делу N А21-9164/20200, принятое
по иску АО "Янтарьэнергосбыт"
к ООО "Народная управляющая компания Домоуправление N 1 г. Черняховск",
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Янтарьэнергосбыт" (далее - истец, АО "Янтарьэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания домоуправление N 1 г. Черняховск" (далее - ответчик, ООО "Народная управляющая компания Домоуправление N1 г. Черняховск") о взыскании основного долга по оплате поставленного в апреле 2020 года коммунального ресурса в размере 9702,08 рубля.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 20.02.2021 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, начисления произведены по тарифу для газифицированных многоквартирных домов, в то время как дом оборудован электроплитами, соответственно, начислять оплату необходимо с применением коэффициента 0,7.
В отзыве на апелляционную жалобу, подержанном в судебном заседании, истец, полагая выводы суда первой инстанции правомерными, просит решение оставить без изменения, указывает на то, что отзыв по требованию суда ответчиком при рассмотрении дела не был представлен; оснований для применения понижающего коэффициента у суда не имелось.
Ответчик, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, АО "Янтарьэнергосбыт" является с 01.01.2012 гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Калининградской области.
Между АО "Янтарьэнергосбыт" и ООО "Народная управляющая компания" сложились фактические отношения по поставке электрической энергии в отсутствие соответствующего договора энергоснабжения.
Поскольку поставленная в апреле 2020 года электроэнергия в полном объеме оплачена, в том числе и в претензионном порядке, не была, АО "Янтарьэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с соответствующим иском.
Суд первой инстанции требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела документы, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки истцом в спорный период электрической энергии подтверждается материалами дела.
Согласно техническому паспорту спорного МКД (л.д. 48-50), жилой дом оснащен одновременно как электроплитами, так и баллонным газом. Таким образом, довод ответчика о том, что плату за потребленную электроэнергию по адресу: г. Черняховск, ул. Прегельная, д. 5 необходимо рассчитывать с применением понижающего коэффициента к тарифу -0,7 так как в МКД установлены стационарные электрические плиты, судом правомерно отклонен.
Между Истцом и Ответчиком заключен договор энергоснабжения путем урегулирования разногласий в рамках судебного спора (дело N А21-2275/2019, решение суда от 08.10.2020).
Истцом было направлено письмо в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области и был получен ответ от 20.08.2019 N И 1684, где указано, что дом считается оборудованным стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с утвержденным проектом (при наличии разрешения на отпуск мощности и выданных технических условий электроснабжающей организацией, выполненных специализированной организацией, а также приемки электроустановки органами Ростехнадзора) или если произведена реконструкция электрических сетей дома, с внесением соответствующих изменений в техническую документацию жилого дома.
При этом Ответчиком не было представлено данных о реконструкции дома.
В письме N ЯЭС/24562 от 18.10.2019 АО "Янтарьэнергосбыт" предложил ООО "НУК Домоуправление г. Черняховск" представить в адрес Гарантирующего поставщика полный пакет документов, подтверждающих установление стационарных электроплит в законном порядке. Однако данных документов в адрес АО "Янтарьэнергосбыт" представлено не было.
Постановлением Правительства от 29.12.2011 N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования).
Пунктом 71 Основ ценообразования предусмотрено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и(или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Таким образом, из буквального содержания процитированной нормы следует, что для населения, проживающего в городских населенных пунктах, понижающий коэффициент может быть установлен только в случае оборудования домов стационарными электроплитами для пищеприготовления в установленном порядке.
Под установленным порядком понимается оборудование помещений электроплитами в соответствии с требованиями законодательства в области строительства, электро- и пожаробезопасности, а также в соответствии с требованиями иных норм.
Соответственно, понижающий коэффициент, предусмотренный пунктом 71 Основ ценообразования, может быть установлен только при условии, что оборудование помещений электроплитами осуществлено в соответствии с требованиями законодательства в обозначенных выше сферах.
Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго России 24.11.1992 и зарегистрированной в Минюсте России 26.01.1993 N 127 (далее - Инструкция), определен порядок применения электроэнергии для различных целей в народном хозяйстве.
Согласно пункту 4.1 Инструкции разрешения на установку в жилых домах стационарных электроплит для пищеприготовления выдают правительства республик, краев, областей, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга, автономных областей и автономных округов, в том числе в домах министерств и ведомств Российской Федерации при наличии в жилых домах центрального отопления и горячего водоснабжения в пределах плановых заданий по оборудованию жилых домов электроплитами, устанавливаемых республикам, краям, областям, г. Москве, г. Санкт - Петербургу, автономным областям и автономным округам.
Вопросы применения кухонных электроплит в жилых домах, где не предусмотрено центральное отопление и горячее водоснабжение, должны согласовываться с региональными энергетическими комиссиями, образованными при правительствах республик, входящих в состав Российской Федерации, органах исполнительной власти краев, областей, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга.
В силу пункта 4.2.1 Инструкции разрешения на установку стационарных электроплит для пищеприготовления не требуется (оформляется в установленном порядке) при установке электроплит в кухнях жилых домов высотой 11 этажей и более, в общежитиях, домах для престарелых и семей с инвалидами (независимо этажности), в жилых зданиях переменной этажности с высотой одной из частей 11 этажей и более.
Согласно пункту 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6, до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо:
- получить технические условия в энергоснабжающей организации;
- выполнить проектную документацию;
- согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора.
Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах, в соответствии с пунктом 1.7.1 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов.
Переоборудование допускается производить только после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Стационарные плиты могут быть установлены в жилых помещениях как изначально при вводе жилого дома в эксплуатацию, так и в результате переоборудования помещений.
Таким образом, действующим законодательством определен порядок и условия монтажа электрической плиты в жилом помещении, а также порядок их реконструкции, поэтому понижающий коэффициент к тарифу может применяться только при условии их соблюдения, в том время как самовольная установка бытовых электроплит не дает права на применение такого коэффициента.
Судом первой инстанции при принятии оспариваемого решения учтены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, в том числе и указанные в пояснениях истца о том, что в спорном периоде истцом произведен расчет по тарифу для населения с газовыми плитами, равному 4,20 рублей, который утвержден приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 25.11.2019 N Ю5-01э/2019. Данные указанные в техпаспорте, представленным в материалы дела, не оспорены.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.02.2021 по делу N А21-9164/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9164/2020
Истец: АО "ЯНТАРЬЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ООО "НАРОДНАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ДОМОУПРАВЛЕНИЕ N1 Г. ЧЕРНЯХОВСК"