г. Красноярск |
|
12 мая 2021 г. |
Дело N А33-29126/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей: Бутиной И.Н., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ЭВРИ": Волчёк М.В., представитель по доверенности от 21.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Утуликского сельского поселения Слюдянского района
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 19 марта 2021 года по делу N А33-29126/2020,
УСТАНОВИЛ:
администрация Утуликского сельского поселения Слюдянского района (далее - заявитель, апеллянт, администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным одностороннего отказа общества с ограниченной ответственностью "ЭВРИ" (далее - ответчик, общество "ЭВРИ") от исполнения муниципального контракта от 20.11.2016 N 2016.338244.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19.03.2021 по делу N А33-29126/2020 в удовлетворении исковых требований администрации отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, доводы которой сводятся к следующему:
- в связи с неисполнением ответчиком обязательств в установленные контрактом сроки дополнительными соглашениями указанные сроки неоднократно продлялись,
- режим чрезвычайной ситуации введен 28.07.2019 года, то есть на 3 месяца позже, чем срок окончания работ по контракту. Если бы подрядчик действовал добросовестно и выполнил свои обязательства в установленный срок, вышеуказанные обстоятельства никак не смогли бы отразиться на результате исполнения контракта,
- необходимые исходные данные предоставлены заказчиком подрядчику в 2017-2018 году в полном объеме,
- односторонний отказ от исполнения контракта свидетельствует о недобросовестном поведении подрядчика.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству от 14.04.2021 опубликовано на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в разделе "Картотека арбитражных дел" 15.04.2021 06:04:28 МСК, где лица, участвующие в деле, могли с ним ознакомиться. Определение о принятии апелляционной жалобы к производству выполнено в виде электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью, и считается направленным сторонам посредством его размещения в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет".
От общества "ЭВРИ" 29.04.2021 поступил отзыв на апелляционную жалобу, содержащий возражения на доводы апеллянта. Отзыв приобщен к материала дела.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Представитель истца не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что не препятствует рассмотрению жалобы в его отсутствие (статья 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При проверке законности и обоснованности обжалуемого решения судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Как следует из представленных материалов дела, 20.11.2016 между администрацией (заказчиком) и "ЭВРИ" (подрядчиком) заключен муниципальный контракт N 2016.338244 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации "Инженерные защитные сооружения от затопления водами реки Утулик в п. Утулик Слюдянского района Иркутской области" и прохождение государственной экспертизы проекта согласно техническому заданию.
Пунктом 3.2 контракта (в редакции дополнительного соглашения от 01.09.2018) предусмотрен срок выполнения работ:
1 этап выполнения работ - с момента подписания сторонами муниципального контракта до 15 декабря 2016 года;
2 этап - до 01 апреля 2019 года.
Пунктом 4.3.5 контракта предусмотрено, что подрядчик обязан своевременно ставить в известность заказчика об изменениях в нормах и правилах, требующих корректировки проектно-сметной документации, как в процессе разработки, так и находящейся у заказчика в процессе выполнения строительства.
Согласно пункту 8.3 контракта любая из сторон может в одностороннем порядке расторгнуть контракт в соответствии со статьями 310, 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, с положениями частей 8-23 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", иными нормативными правовыми актам РФ.
Апелляционным судом установлено, что подрядчиком выполнены инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-экологические, инженерно - гидрометеорологические изыскания, проектные работы, которые переданы заказчику по накладной от 15.12.2016. Сторонами подписан акт сдачи-приемки работ от 15.12.2016 N 1.
Письмами N 98 от 19.09.2017, N 27 от 27.09.2017 общество "ЭВРИ" уведомило заказчика о необходимости предоставить проект планировки и межевания территории.
Общество "ЭВРИ" в письме от 22.09.2017 N 32 просило заказчика предоставить протокол общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду по проекту: "Инженерные защитные сооружения от затопления водами реки Утулик в п. Утулик Иркутской области".
Письмом от 23.11.2017 N 1134 заказчик представил протокол общественных обсуждений по материалам оценки воздействия на окружающую среду по проекту: "Инженерные защитные сооружения от затопления водами реки Утулик в п. Утулик Иркутской области".
13.12.2017 заказчик представил протокол публичных слушаний проекта планировки и межевания территории с целью размещения линейного сооружения от затопления водами реки Утулик поселка Утулик (письмо N 1206).
Общество "ЭВРИ" направило в ООО "УК ЖКХ г. Байкальска" запрос от 20.02.2018 N 03 о предоставлении лицензии на прием и утилизацию твердых отходов во время строительства объекта.
21.02.2018 ООО "ЭВРИ" направило запрос N 06 в министерство лесного комплекса Иркутской области о защитном статусе лесов, расположенных в районе размещения проектируемого объекта.
ООО "ЭВРИ" направило запрос от 01.03.2018 N 04-2 в МУП "КОС БМО" о предоставлении лицензии на прием и утилизацию жидких отходов во время строительства объекта.
24.04.2018 получено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы N 702-од, которое содержало замечания относительно состава проекта планировки и проекта межевания территории (пункту 1,2,3,4 части 7 заключения).
Вследствие этого возникла необходимость получения нового проекта планировки и межевания территории, внесения корректировки в документацию. Это повлекло за собой необходимость корректировки рыбохозяйственного раздела документации в ФГБУ "Главрыбвод", и соответственно получения нового заключения о согласовании осуществления деятельности по объекту: "Инженерные защитные сооружения от затопления водами р. Утулик в п. Утулик Слюдянского района Иркутской области" в Ангаро-Байкальском территориальном управлении Росрыболовства, о чем подрядчик сообщил заказчику письмом N 14 от 07.05.2018.
19.06.2018 заказчик повторно представил проект планировки и межевания территории с целью размещения линейного сооружения от затопления водами реки Утулик, утвержденный Постановлением администрации Утуликского муниципального образования МО Слюдянкий район N 76 от 19.06.2018.
После корректировки рыбохозяйственного раздела в ФГБУ "Главрыбвод" получено положительное заключение Ангаро-Байкальского территориального Управления Росрыболовства о согласовании осуществления деятельности по объекту: "Инженерные защитные сооружения от затопления водами р. Утулик в п. Утулик Слюдянского района Иркутской области" (письмо N ИС-3990 от 20.12.2018).
27.12.2018 получено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации Объекта, утверждённое приказом управления Росприроднадзора по Иркутской области от 27.12.2018 N 2956-од.
Подрядчик передал заказчику проектную документацию по акту от 27.12.2018.
Обществом "ЭВРИ" 17.04.2019 получена гидрологическая информация по гидрологическому посту р. Утулик от ФГБУ "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (письмо N 1345/32).
10.06.2019 получено отрицательное заключение государственного автономного учреждения Иркутской области "Экспертиза в строительстве Иркутской области" (ГАУИО "ИРЭКСПЕРТИЗА") N 38-1-2-3-013962-2019.
Администрация в письме от 08.08.2019 N 717 уведомила общество "ЭВРИ" о том, что на территории поселка Утулик 28.07.2019 введен режим чрезвычайной ситуации в связи с резким повышением уровня воды до критических отметок и направила протокол N 6 от 23.07.2019 внепланового заседания комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС.
14.01.2020 обществом "ЭВРИ" получена гидрологическая информация по постам р. Утулик от ФГБУ "Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (письмо N 20/5-14-19).
14.02.2020 получено отрицательное заключение ГАУИО "ИРЭКСПЕРТИЗА" N 38-1-2-3-003709-2020, в подпункте 1 пункта 5.2.2 указано, что не представлены документы по разделу "Проект полосы отвода" заключения: документы (Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области) об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых регламенты не устанавливаются; по подпункту 1 пункта 5.2.2 выводов по разделу "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" заключения: данные о расположении карьера, располагающем грунтами (суглинистым связным грунтом) подходящими для выполнения тела дамбы. Необходимо предоставить информацию от поставщика о физико-механических характеристиках грунтов, предлагаемых этим поставщиком для отсыпаемой дамбы (необходимо для подтверждения соответствия предлагаемых грунтов требуемым показателям для суглинков).
Заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия от 18.05.2020 N 520 об устранении недостатков в проектной документации и инженерных изысканиях в срок до 18.07.2020.
Общество "ЭРВИ" сообщило администрации в письме от 20.05.2020 N 20 о том, что по замечаниям отрицательного заключения ГАУИО "Ирэкспертиза" от 14.02.2020 N 38-1-2-3003709 для получения положительного результата необходимо представить следующие недостающие и откорректированные исходные данные для выполнения проектных работ:
по разделу "Проект полосы отвода": Образованный земельный участок 38:25:040101 :ЗУ2 располагается на участке покрытом поверхностными водами т.е. в русле реки Утулик. Береговая линия водного объекта р. Утулик (см. береговая полоса) - граница водного объекта (постановление Правительства РФ от 29.04.2016 г. N 377). Государственная экспертиза просит представить документы (Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области) об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых регламенты не устанавливаются (земли общего пользования - береговая полоса и земли, покрытые поверхностными водами (река Утулик находится в федеральной собственности) согласно требованиям, указанным в ч. 6, 7 ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ и подпункта "б" пункта 34, подпункта "б" пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87, а также письме Минприроды России от 20.01.2017 N 12-И7/1695);
по разделу "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" выявлено, что тело дамбы предусмотрено выполнять суглинистым связным грунтом. Однако показатели физико-механических характеристик грунтов для отсыпаемой дамбы (суглинок со щебнем и глыбами), по информации Ангасольского щебеночного завода от 20.12.2019, не соответствуют требуемым показателям для суглинков (включения щебня и глыб недопустимо в составе грунтов для отсыпки дамбы).
Часть недостатков, обнаруженных при проведении экспертизы, является следствием чрезвычайной ситуации, введенной на территории поселка Утулик в июле 2019 года в связи с резким повышением уровня воды до критических отметок (письмо от Администрации Утуликского м.о. N 717 от 08.08.2019 с приложением протокола N6 от 23.07.2019 внепланового заседания комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС). Перед началом проектно - изыскательских работ в 2016 году, начало и ось прохождения дамбы были показаны на местности и согласованны с заказчиком (письмо, схема). На тот период полученные в УГМС максимальные расходы воды позволяли проектировать дамбу в указанном месте и согласованной протяженностью. Однако вследствие экстремального подтопления в 2019 году эксперты потребовали получение дополнительной, более актуальной информации, что привело к коренным изменениям в отчетах по изысканиям (инженерно-гидрометеорологическим). В частности, сведения о максимальных расходах воды различной обеспеченности реки Утулик за период наблюдения с 1941 -2019 гг., полученные, по замечаниям экспертизы, от ФГБУ "ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ УГМС" значительно превышают значения, полученные от ФГБУ "ИРКУТСКОЕ УГМС" за период наблюдений до 2017, которые являлись исходными для определения расчетных уровней высоких вод и принятия проектных решений (в том числе решения о требуемой высоте отметки гребня дамбы).
По мнению ответчика, изменились максимальные расчетные и поверочные уровни воды, при которых часть территории п. Утулик подвергается затоплению. Это обстоятельство влечёт за собой необходимость внесения кардинальных изменений в проектную документацию, а именно повышение отметки гребня дамбы. Это означает, что новая высота проектируемой дамбы будет выше старой насыпи ("дамбы" из бетонных блоков), от которой начинается новая дамба ПК 0+00 и в этом месте будет "перелив". Начало проектируемой дамбы должно быть выше по течению, насколько выше можно определить только дополнительными изысканиями. Также может возникнуть необходимость использовать земли железной дороги и федеральной трассы.
Существующая дамба из бетонных блоков была возведена при строительстве железнодорожного моста через Утулик, расположенного в 0,3 км выше начала участка изысканий для защиты насыпи железной дороги от размыва при высоких дождевых паводках. Перелив вод реки Утулик через существующую дамбу повлечёт за собой её разрушение и сведёт на нет ее защитную функцию. Для сохранения защитной функции существующей дамбы, защищающей железнодорожный мост, потребуется новое проектирование. В настоящее время эта дамба, препятствуя выходу высокой воды на правобережную пойму, перенаправляет ее на территорию поселка. Поэтому затопление жилой территории происходит ежегодно.
Чтобы определить возможность создания единого контура защитной дамбы с учетом экстремальных данных, полученных от УГМС в 2019 г. (максимальных уровнях р. Утулик), нужно выполнить дополнительные работы по топографической съемке в сторону населенного пункта, необходимая площадь (объем) которой можно определить только по фактическим высотным отметкам. После чего можно будет определить зону вероятного затопления при экстремальных паводках и принять решение по техническим характеристикам проекта нового защитного сооружения, места прохождении трассы дамбы.
При изменении проектной высоты гребня дамбы изменится площадь основания, что повлечет за собой изменения в отведенном земельном участке и, следовательно, потребуется оформлять новый проект планировки и межевания, потребуется заново проходить экологическую экспертизу, проводить новые инженерные изыскания (инженерно-гидрометеорологические, инженерно-геологические, инженерно-геодезические изыскания), потому что срок давности существующих (по геологии) уже закончился. Как следствие, по вышеуказанным причинам все разделы проектной документации необходимо переработать для приведения в соответствие откорректированным инженерно-гидрометеорологическим и инженерно-геодезическим изысканиям.
По мнению ответчика, для исправления обозначенной выше проблемы необходимо выполнить следующие работы:
заказчик должен согласовать с федеральными собственниками РЖД возможность реконструкции защитной дамбы (бетонные блоки) железной дороги. Только в случае получения такого согласия возможно продолжать выполнение работ, поскольку без реконструкции железнодорожной дамбы проектирование новой дамбы не имеет смысла, так как такая проектная документация никогда не пройдет экспертизу (из-за отсутствия сопряжения между дамбами вода будет переливаться),
подрядчик выполнит дополнительную топографическую съемку от ПК 0 в сторону железной дороги и федеральной трассы. Необходимое расстояние можно будет определить только инструментальным путем. Возможно, будет выход за границы землеотвода федеральных коммуникаций. Также понадобится съемка населенного пункта для определения зоны затопления подпором воды согласно схеме расположения территории необходимых дополнительных изысканий для проектирования инженерных защитных сооружений от затопления водами реки Утулик в п. Утулик Слюдянского района Иркутской области. Срок выполнения съемки составляет 2 недели,
заказчик должен согласовать акт выбора прохождения новой трассы, представить документы (Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области) об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых регламенты не устанавливаются (земли общего пользования - береговая полоса и земли, покрытые поверхностными водами (река Утулик находится в федеральной собственности) согласно требованиям, указанным в ч. 6, 7 ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ и подпункта "б" пункта 34, подпункта "б" пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87, а также письме Минприроды России от 20.01.2017 N 12-И7/1695),
подрядчик выполнит дополнительные инженерно-геологические, гидрометеорологические и экологические изыскания от ПК 0 в сторону железной дороги и федеральной трассы. Необходимо получить новые справки и заключения, потому что у прежних вышел нормативный срок пользования.
Заказчик для формирования отчетов по изысканиям должен предоставить актуализированные справки и согласования, акты сдачи реперов, скважин и т.д., которые были выданы ранее в 2016 году. Срок выполнения изысканий составляет 60 дней после предоставления заказчиком требуемых документов.
Необходимо провести обследование, разработать проект реконструкции (демонтажа и нового строительства или реконструкции) защитной дамбы железной дороги от размыва. Данный проект реконструкции также требует прохождения экспертизы.
Поскольку проектирование реконструкции железнодорожной дамбы не входит в объем работ по контракту N 2016.338244, заказчику нужно обеспечить заключение нового контракта на указанные работы. Без проектной документации на реконструкцию железнодорожной дамбы корректировка проектной документации по контракту N 2016.338244 невозможна.
По результатам новых изысканий подрядчик внесет изменения в проектную документацию по увеличению высоты гребня дамбы и сопряжения ее с дамбой железной дороги.
Заказчик должен предоставить данные о нахождении карьера, располагающего грунтами (суглинистым связным грунтом), подходящими для выполнения тела дамбы. Также предоставить информацию от поставщика о физико-механических характеристиках грунтов, предлагаемых этим поставщиком для отсыпаемой дамбы (необходимо для подтверждения соответствия предлагаемых грунтов требуемым показателям для суглинков). Срок корректировки проектной документации 60 дней после предоставления заказчиком требуемых документов.
Заказчику необходимо оформить новый проект планировки и межевания, поскольку при изменении высоты дамбы изменится и ее длинна и ширина, и как следствие землеотвод.
С учетом внесенных изменений подрядчик получит актуальные рыбохозяйственные заключения (срок получения заключения 120 дней) и пройдет заново экологическую экспертизу (срок получения заключения 60 дней).
Претензией от 25.05.2020 N 539 заказчик предложил подрядчику устранить недостатки в проектной документации, указанные в отрицательном заключении государственной экспертизы и исполнить обязательства по условиям контракта в полном объеме.
Письмом от 27.05.2020 N 27 общество "ЭВРИ" сообщило заказчику о том, что для получения проектной документации, прошедшей экспертизу, необходимо следовать алгоритму, предложенному подрядчиком в письме от 20.05.2020 N20.
Поскольку заказчик не совершил указанные действия, подрядчик уведомлением от 02.07.2020 N 02 известил заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Полагая, что односторонний отказ общества "ЭВРИ" от исполнения контракта является необоснованным, администрация обратилось в арбитражный суд с иском о признании его незаконным.
Суд первой инстанции в обжалуемом решении в удовлетворении исковых требований отказал, не установил фактов недобросовестности или злоупотребления правом со стороны общества при отказе от исполнения договора.
При вынесении обжалуемого судебного акта арбитражный суд руководствовался положением статей 310, 450.1, 702, 716, 719, 758, 759, 760, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд считает судебный акт не подлежащим отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
Предметом иска по настоящему делу является требование заказчика о признании незаконным отказа подрядчика от исполнения муниципального контракта.
По существу спор сводится к проверке правомерности и обоснованности со стороны подрядчика мотивов отказа от исполнения контракта.
В силу пункта 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 3 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено право подрядчика на односторонний отказ от исполнения договора в случае, если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности.
Согласно пункту 2 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик вправе отказаться от исполнения договора в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 Гражданского кодекса Российской Федерации)).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, учитывая положения пункта 8.3 контракта, проанализировав доводы подрядчика (о неисполнении заказчиком встречных обязательств по предоставлению требуемых исходных данных, без которых выполнение работ невозможно, заказчик не изменил указаний о способе выполнения работы и не принял мер для устранения обстоятельств, препятствующих исполнению условий контракта), а также переписку сторон, учитывая, что подрядчик неоднократно обращался к заказчику за согласованием новых исходных данных, изменившиеся обстоятельства препятствовали подрядчику приступить к выполнению работ по контракту, апелляционный суд полагает мотивы подрядчика для отказа от исполнения контракта достаточными, поскольку последним доказано наличие объективных причин невозможности исполнения контракта с учетом изменившихся условий.
Оценив доводы апеллянта о нарушениях исполнения обязательств по контракту со стороны подрядчика, учитывая, что подрядчик фактически приступил к выполнению работ и его действия не свидетельствуют об уклонении от исполнения контракта, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о правомерности одностороннего отказа общества от дальнейшего исполнения сделки.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что муниципальный контракт заключен сторонами в 2016 году (проектирование дамбы также началось в 2016 году). Проектирование начала и оси прохождения дамбы осуществлялось на основании сведений УГМС (управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды) о максимальных расходах воды различной обеспеченности реки Утулик за период наблюдения с 1941 - 2017 годы. Сведения за 1941 - 2017 годы позволяли проектировать дамбу в указанном месте и согласованной протяженностью, то есть в соответствии с требованиями контракта и технического задания.
В июле 2019 года на территории поселка Утулик введен режим чрезвычайной ситуации в связи с резким повышением уровня воды до критических отметок. Из-за экстремального подтопления в 2019 году сведения УГМС о максимальных расходах воды за 1941 - 2017 годы потеряли свою актуальность.
В связи с изменившимися условиями ГАУИО "ИРЭКСПЕРТИЗА" при проведении повторной экспертизы потребовала актуализировать проектную документацию с учетом изменения сведений о максимальных расходах воды различной обеспеченности реки Утулик за период наблюдения за 1941 - 2019 годы (пункт 7 замечаний по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям 900507207 от 11.01.2020).
Как следует из пояснений общества "ЭВРИ", на основании сведений о максимальных расходах воды различной обеспеченности реки Утулик за период наблюдения за 1941 - 2019 годы увеличились максимальные расчетные и поверочные значения уровня воды, при которых часть территории п. Утулик подвергается затоплению. С учетом значений уровня воды за 2019 год новая высота проектируемой дамбы будет выше старой дамбы из бетонных блоков (возведенной при строительстве железнодорожного моста через Утулик), от которой начинается проектируемая дамба (ПК 0+00) (приложение к письму "ЭВРИ" N 20 от 20.05.2020). Из-за отсутствия сопряжения между дамбами вода будет переливаться. Перелив вод реки Утулик через существующую дамбу повлечёт за собой её разрушение и сведёт на нет ее защитную функцию. Проектная документация, содержащая такие риски, не пройдет экспертизу. При увеличении отметки гребня дамбы увеличится и площадь подошвы сооружения, предположительно в некоторых местах дамба будет заходить в русло реки Утулик, что недопустимо. Частичное размещение дамбы в русле реки Утулик ПК2+ ПК5 (сужение русла) уменьшает пропускную способность естественного русла реки, что может привести к заторным явлениям в период ледохода с повышением уровня высоких вод, ухудшению гидрохимического режима реки и т.п.
Изменение условий работы и расчетных нормативов, возникшее вследствие паводка ответчик посчитал обстоятельствами, которые грозят годности результатов работ и создают невозможность ее выполнения в соответствии с условиями контракта и технического задания. По мнению ответчика, истец должен был оказать содействие в разрешении указанных обстоятельств.
Подрядчик на основании пункта 5.5.2 отрицательного заключения экспертизы от 14.02.2020 запросил у истца документы, необходимые для выполнения работ (оформить новый проект планировки и межевания, учитывающий изменения проектной высоты гребня дамбы и площади застройки; представить сведения от Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется; данные о расположении карьера, располагающего грунтами, подходящими для выполнения тела дамбы).
В связи с тем, что ответчик в соответствии статьями 310, 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями частей 8-23 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, пунктом 8.3 контракта имел право на односторонний отказ от его исполнения; действовал с той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям контракта и принимал все меры для надлежащего исполнения обязательства по выполнению работ, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта является правомерным.
Напротив, сторона заказчика при изменившихся в 2019 году условиях (после подъема воды) не представила актуальных сведений и исходных данных для продолжения исполнения обязательств подрядчиком, тем самым не оказала последнему содействие. При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу о том, что основанием для отказа общества от исполнения контракта послужили виновные действия заказчика.
Апелляционным судом отклоняется довод заявителя о неоднократном продлении сроков выполнения работ по контакту вследствие неисполнения обязательств по вине подрядчика как противоречащий материалам дела. Продление сроков выполнения работ производилось по объективным причинам (в связи с необходимостью получения положительного заключения от различных органов, направления запросов, внесения изменений в исходные данные и т.д.).
Обжалуемый судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм права, с учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для его отмены не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины за апелляционное обжалование на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 марта 2021 года по делу N А33-29126/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.