г. Киров |
|
12 мая 2021 г. |
Дело N А82-1030/2021 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Немчаниновой М.В.
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ростове Ярославской области (межрайонное)
на определение Арбитражного суда Ярославской области от 02.04.2021 по делу N А82-1030/2021, принятое судом в порядке упрощенного производства,
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ростове Ярославской области (межрайонное) (ИНН: 7609036951, ОГРН: 1167627069620)
к обществу с ограниченной ответственностью "Транссервис" (ИНН: 7622010342, ОГРН: 1037601200230)
о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ростове Ярославской области (межрайонное) (далее - Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Транссервис" (далее - ООО "Транссервис", Общество, ответчик) о взыскании 4 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за 2018 год, январь 2018 года, за 2019 год, за январь, февраль, ноябрь, декабрь 2019 года, за январь 2020 года.
Определением суда от 02.02.2021 заявление Пенсионного фонда принято к производству в порядке упрощенного производства.
Заявлением от 24.02.2021 Управление уточнило требования и просило взыскать 1 000 рублей финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 02.04.2021 заявление Пенсионного фонда оставлено без рассмотрения на основании пункта 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Пенсионный фонд с принятым определением суда не согласился, и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Ярославской области от 02.04.2021 отменить.
Заявитель жалобы указывает, что требование о взыскании 1 000 рублей финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год относится к текущим, так как срок исполнения требования наступил 04.08.2020, т.е. после принятия арбитражным судом решения от 29.07.2020 по делу N А82-3011/2020 которым в отношении ООО "Транссервис" введено конкурсное производство.
ООО "Транссервис" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, с пунктами 47, 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба заявителя рассмотрена Вторым арбитражным апелляционным судом без проведения судебного заседания, без вызова сторон, после истечения срока, установленного судом для представления отзыва на апелляционную жалобу.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 22.04.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.04.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого определения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены определения суда по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения указанные в данном пункте.
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с частью 7 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Порядок и сроки обращения в суд Законом N 27-ФЗ не определены.
Статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит Закон N 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из анализа названных норм следует, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (в редакции Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (в редакции Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ).
С учетом принципа равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1 - 3 статьи 48 НК РФ в отношении взыскания в судебном порядке сумм задолженности, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.
Определением от 27.02.2020 к производству Арбитражного суда Ярославской области принято заявление о признании ООО "Транссервис" несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.07.2020 по делу N А82-3011/2020 в отношении ООО "Транссервис" введено конкурсное производство.
Как следует из материалов дела, ООО "Транссервис" не представило в установленные законом сроки сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2019 год.
Управление провело проверку по вопросу правильности заполнения, полноты и своевременности представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой установлен факт несвоевременного представления сведений в отношении 2 застрахованных лиц.
Результаты проверки отражены в акте от 23.03.2020.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Управления 11.06.2020 принял решения о привлечении страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений в отношении 2 застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2019 год в виде штрафа в сумме 1000 рублей.
15.07.2020 в адрес страхователя было выставлено требование об уплате финансовых санкций, которым ему установлен срок до 04.08.2020 в добровольном порядке уплатить финансовые санкции.
В добровольном порядке штраф Обществом не уплачен, в связи с чем, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Действительно, требование о взыскании 1 000 рублей финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год относится к текущим, так как срок исполнения требования наступил 04.08.2020, т.е. после принятия арбитражным судом решения от 29.07.2020 по делу N А82-3011/2020 которым в отношении ООО "Транссервис" введено конкурсное производство.
Вместе с тем Пенсионным фондом не учтены положения пунктов 1-3 статьи 48 НК РФ.
Поскольку штраф за непредставление Обществом в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год был предъявлен Обществу к уплате требованием от 15.07.2020 со сроком исполнения 04.08.2020, следовательно, срок на обращение в суд за взысканием штрафа истечет 04.08.2023, либо в течение шести месяцев после образования за Обществом задолженности по взносам, пени, штрафам в сумме 10 000 рублей и более.
При указанных обстоятельствах Пенсионный фонд может обратиться в суд за взысканием штрафа в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока со дня неисполнения страхователем обязанности по уплате штрафа, указанного в требовании Пенсионного фонда.
Довод Управления о том, что первоначально им было заявлено требование о взыскании 4 500 рублей санкций, отклоняется апелляционным судом как не имеющим в данном случае правового значения, поскольку в соответствии с положениями статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ, действующего с 29.12.2020) размер задолженности должен составлять 10 000 рублей и более.
Поскольку сумма штрафа не превысила 10 000 рублей и в отношении нее не истек трехлетний срок со дня истечения требования, апелляционный суд, применив по аналогии закона положения статьи 48 НК РФ, приходит к выводу о невозможности рассмотрения в арбитражном суде поданного Пенсионным фондом заявления в связи с несоблюдением досудебного порядка разрешения спора.
Согласно пункту 2 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно оставил без рассмотрения заявление Пенсионного фонда о взыскании 1 000 рублей финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272, 272.1 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ярославской области от 02.04.2021 по делу N А82-1030/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ростове Ярославской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-1030/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г.РОСТОВЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: Общество с ограниченной ответсвенностью "Транссервис" к/у Вегнер Андрей Михайлович, ООО "Транссервис"
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3544/2021