Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 августа 2021 г. N Ф08-6717/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
11 мая 2021 г. |
дело N А32-36569/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варавиной Е.Н.,
при участии:
от истца: прокурора Зонова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы:
главы КФХ Беляевой Натальи Петровны;
администрации муниципального образования Калининский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.01.2021 по делу N А32-36569/2020 по иску заместителя прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Калининский район к администрации муниципального образования Калининский района,
главе КФХ Беляевой Наталье Петровне о признании недействительным договора аренды, об обязании возвратить земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Калининский район (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования Калининский района (далее - администрация), главе КФХ Беляевой Наталье Петровне (далее - глава КФХ, предприниматель) со следующими требованиями:
- признать недействительным договор аренды от 02.06.2020 N 1000008079 земельного участка с кадастровым номером 23:10:0105000:1634 площадью 208 001 кв.м, заключенный между администрации и предпринимателем,
- признать недействительным договор аренды от 02.06.2020 N 1000008080 земельного участка с кадастровым номером 23:10:0105000:1636 площадью 3 182 984 кв.м, заключенный между администрацией и предпринимателем;
- обязать предпринимателя возвратить земельные участки с кадастровыми номерами 23:10:0105000:1634 и 23:10:0105000:1636;
- указать, что решение является основанием для погашения в ЕГРН записей об аренде земельных участков с кадастровыми номерами 23:10:0105000:1634 и 23:10:0105000:1636.
Требования мотивированы несоблюдением администрацией при заключении договоров аренды требований закона о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения с нарушением публичных (конкурентных) процедур. Совершение ответчиками оспариваемых прокуратурой сделок повлекло нарушение прав (интересов) публично - правового образования и неопределенного круга лиц, заинтересованных в получении спорной земли.
Решением суда от 18.01.2021 исковые требования удовлетворены. Суд признал договор аренды от 02.06.2020 N 1000008079 земельного участка кадастровый номер 23:10:0105000:1634 площадью 208 001 кв.м. и договор аренды от 02.06.2020 N 1000008080 земельного участка кадастровый номер 23:10:0105000:1636 площадью 3181984 кв.м., заключенные между администрацией и предпринимателем, недействительными (ничтожными), применил последствия недействительности ничтожных сделок. Суд обязал предпринимателя Беляеву Н.П. передать администрации муниципального образования Калининский район по акту приема-передачи земельные участки кадастровый номер 23:10:0105000:1634 площадью 208 001 кв.м. и кадастровый номер 23:10:0105000:1636 площадью 3181984 кв.м. Суд также признал отсутствующим обременение в виде права аренды на земельные участки кадастровый номер 23:10:0105000:1634 площадью 208 001 кв.м. и кадастровый номер 23:10:0105000:1636 площадью 3181984 кв.м., установленное (зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости) в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Беляевой Н.П. Суд также указал, что настоящее решение является основанием для погашения в Едином государственном реестре недвижимости записей от 08.06.2020 о праве аренды на земельные участки кадастровый номер 23:10:0105000:1634 площадью 208 001 кв.м. и кадастровый номер 23:10:0105000:1636 площадью 3181984 кв.м. соответственно N 23:10:0105000:1634- 23/023/2020-2 и N23:10:0105000:1636-23/023/2020-3. Суд взыскал предпринимателя Беляевой Н.П. 6000 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Суд констатировал факт заключения соответчиками двух договоров аренды земельных участков: N 1000008079 в отношении участка с кадастровым номером 23:10:0105000:1634 и N 1000008080 в отношении участка с кадастровым номером 23:10:0105000:1636, сроком на 5 лет для сельскохозяйственного производства без проведения торгов, факт регистрации договоров. Судом установлено, что спорные договоры аренды заключены с предпринимателем без проведения торгов на основании абзаца первого пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, при этом администрация не обеспечила опубликование извещения о предоставлении спорных земельных участков для указанных целей в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ, в связи с чем пришел к выводу, что спорные сделки являются недействительными и применил последствия недействительности сделок.
С принятым судебным актом не согласились соответчики, обжаловали его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просил решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба администрации мотивирована тем, что предприниматель является участником государственной программы по поддержке сельского хозяйства, в связи с чем земельные участки были предоставлены обоснованно администрацией. Также администрация считает, что вывод суда о необходимости соблюдения публичной процедуры является ошибочным, поскольку соблюдение публичной процедуры не требовалось, как противоречащей пп. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
Апелляционная жалоба предпринимателя повторяет доводы жалобы администрации.
В отзыве прокуратура указала на несостоятельность доводов жалобы администрации.
В судебном заседании прокурор против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Соответчики явку представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи извещенными о процессе, апелляционные жалобы рассматривались в порядке статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании объявлялся перерыв в течение дня в порядке статьи 163 АПК РФ, после объявленного перерыва судебное заседание продолжено в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании заявления о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов между администрацией (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды от 02.06.2020 N 1000008079 (далее - договор), согласно которому арендодатель передал во временное владение и пользование, а арендатор принял земельный участок с кадастровым номером 23:10:0105000:1634 общей площадью 208001 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Калининский район, в границах плана земель СПК (колхоза) "Память Ильича", для сельскохозяйственного производства (п. 1.1 договора).
Договор действует в течение 5 лет с момента заключения (п. 7.2 договора).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 08.06.2020 N 23:10:0105000:1634-23/023/2020-2, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 28.07.2020 N КУВИ-002/2020-9704206.
Также на основании договора аренды от 02.06.2020 N 1000008080 (далее - договор), заключенного между администрацией (арендодатель) и предпринимателем (арендатор), арендатору предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:10:0105000:1636 общей площадью 3 182 984 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Калининский район, в границах плана земель СПК (колхоза) "Память Ильича", для сельскохозяйственного производства (п. 1.1 договора).
Договор действует в течение 5 лет с момента заключения (п. 7.2 договора).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 08.06.2020 N 23:10:0105000:1636-23/023/2020-3, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 28.07.2020 N КУВИ-002/2020-9686421.
Истец полагает, что указанные выше договоры аренды земельных участков являются недействительными (ничтожными) сделками, поскольку администрацией опубликование извещений о предоставлении вышеуказанных земельных участков не производилось.
Как указал истец, порядок предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предусматривающий публичные процедуры, ответчиками не соблюден.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
В силу статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 3 статьи 166 Гражданского кодекса требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
В силу пунктов 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса устанавливает общее правило, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Подпунктами 12 и 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения; земельного участка гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса.
Статья 39.18 Земельного кодекса регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
С приведенными доводами жалоб суд апелляционной инстанции не может согласиться ввиду следующего.
В п. 8 ст. 39.14 ЗК РФ, регламентирующей порядок предоставления, в том числе в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, также указано, что предоставление земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных ст. 39.18 ЗК РФ.
В соответствии со 39.18 ЗК РФ, в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей, размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 -лист. 39.16 ЗК РФ.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка, при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; либо принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю (п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ).
В судебном заседании суда первой инстанции представители администрации пояснили, что информация о земельном участке как о подлежащем предоставлению в аренду не публиковалась ни в средствах массовой информации, ни в сети Интернет на официальном сайте администрации, соответственно, публичные процедуры в виде торгов на право аренды земельного участка не проводились.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в частности, в случае предоставления:
- земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ (подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса);
- земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 названного Кодекса);
- земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (подпункт 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Статья 39.18 Земельного кодекса регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса). Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 данного Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю (пункт 5 статьи 39.18 Земельного кодекса).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйство намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса).
В силу приведенных правовых норм земли сельскохозяйственного назначения (земельные участки для осуществления сельскохозяйственного производства) могут предоставляться уполномоченными органами без проведения торгов крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления таким хозяйством его деятельности с соблюдением положений статьи 39.18 Земельного кодекса.
Порядок и условия предоставления сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для осуществления сельскохозяйственного производства регламентируется ЗК РФ, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
При этом предусмотрены случаи, когда договоры о предоставлении участка для сельскохозяйственного производства в собственность или в аренду заключаются без проведения торгов (в частности, подпункты 12, 17, 31 пункта 2 статьи 39.3, подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, статья 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, статья 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ).
Предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании пункта 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию. В целях установления названных лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.18 ЗК РФ.
Согласно пункту 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, без проведения торгов.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, то соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.
Исходя из приведенных положений предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц. В целях выявления таких лиц статьей 39.18 ЗК РФ предусмотрено опубликование извещения о предоставлении земельного участка для соответствующих целей. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных лиц о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган вправе предоставить земельный участок в аренду без торгов.
Указанная позиция изложена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).
Таким образом, соблюдение публичной процедуры в виде извещения потенциального круга участников арендных правоотношений является обязательным вне зависимости от статуса лица, обратившегося за предоставлением земельного участка без проведения торгов.
Доводы жалобы об обратном основаны на неверном толковании вышеуказанных положений.
Так, в целях установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу суд определением от 26.03.2021 предложил администрации представить в материалы доказательства извещения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:10:0105000:1634 и 23:10:0105000:1636 для соответствующих целей.
В представленных пояснениях администрация настаивала на изложенных доводах, указала, что земельные участки были предоставлены без публичного извещения.
В этой связи, верным является вывод суда о том, что процедура предоставления в аренду спорных земельных участков не соблюдена, что повлекло нарушение прав (интересов) неограниченного круга лиц.
Также апелляционным судом из представленных фотоматериалов, и общедоступных сведений "Гугл.Карты" установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:10:0105000:1636 расположен водный объект, однако соответствующие сведения о данном объекте в материалах дела отсутствуют.
В этой связи, суд в порядке статьи 66 АПК РФ счел необходимым истребовать у Кубанского бассейнового водного управления сведения о том, имеются ли на земельном участке с кадастровым номером 23:10:0105000:1636 водные объекты, и если имеются, представить сведения из реестра.
Во исполнение указанного запроса Кубанское бассейновое водное управление сообщило, что наличие сведений в отношений в отношении земельных участков в реестре не предусмотрено. На участке расположен канал без названия, сведения о котором в реестре отсутствуют.
В этой связи, суд апелляционной инстанции также читает необходимым отметить следующее.
В силу п. 4 ст. 1 ВК РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Статьей 5 ВК РФ предусмотрено, что водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
К поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники (п. 2 ст. 5 ВК РФ).
В силу ч. 1 ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. Согласно ч. 2 указанной статьи на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено ВК РФ.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 1 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 5, ч. 1, 2 ст. 6 ВК РФ).
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров (ч. 6 ст. 6 ВК РФ).
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе (пункт 4 статьи 39.8 Земельного кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
На основании пункта 11 статьи 35 Градостроительного кодекса в состав зон рекреационного значения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Согласно подпункту 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса (в редакции, действующей с 01.03.2015) земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если он относится к землям общего пользования или расположен в границах земель общего пользования (территорий общего пользования).
Предоставление в аренду земельного участка, образованного за счет территории общего пользования, воспрепятствует реализации неограниченным кругом лиц права на беспрепятственное ее использование; возможность единоличного использования земельного участка арендатором противоречит правовому режиму территории общего пользования.
В пункте 4 статьи 39.8 Земельного кодекса закреплено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Таким образом, федеральный законодатель допустил возможность заключения договора аренды земельного участка в береговой полосе водного объекта общего пользования, но при условии обеспечения арендатором свободного доступа граждан к такому объекту и его береговой полосе.
Реализация арендатором этого условия является определяющим критерием, исключающим договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, из установленного законом запрета на предоставление территорий общего пользования в аренду конкретному лицу.
Возможность доступа неограниченного круга лиц к водному объекту не доказана, из договоров указанное также не следует, равно как и не следует установление водоохранной зоны, что также является основанием для вывода о нарушении порядка предоставления участков в аренду.
При таких обстоятельствах, правильным является вывод суда о том, что договоры аренды от 02.06.2020 N 1000008079 и от 02.06.2020 N 1000008080 являются недействительными (ничтожными) сделками.
В связи с недействительностью (ничтожностью) договоров аренды и отсутствия у администрации как публичного собственника участка и его арендодателя необходимости в восстановлении владения им, подлежат применению указанные прокурором последствия недействительности договора аренды путем корректировки реестра (заявлены как признание права аренды земельного участка отсутствующим) (статья 167 ГК РФ), направленные на аннулирование в ЕГРН регистрационной записи о праве аренды земельного участка.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).
Учитывая изложенное, суд обоснованно счел необходимым обязать предпринимателя возвратить администрации земельные участки с кадастровыми номерами 23:10:0105000:1634 и 23:10:0105000:1636.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились) оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В силу правил статьи 167 ГК РФ и разъяснений, приведенных в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", подлежат применению последствия недействительности сделки путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости записей о государственной регистрации договоров аренды земельного участка от 02.06.2020 N 1000008079 и от 02.06.2020 N 1000008080 (регистрационные записи от 08.06.2020 N 23:10:0105000:1634-23/023/2020-2 и N 23:10:0105000:1636-23/023/2020-3).
Таким образом, признание отсутствующим обременения земельного участка в виде права аренды, зарегистрированного в ЕГРН на основании недействительной (ничтожной) сделки, является допустимой формой применения последствий недействительности ничтожной сделки и подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требованиям. Прочие доводы жалоб правомерность выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на неправильно понимании норм материального и процессуального права.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.01.2021 по делу N А32-36569/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36569/2020
Истец: заместитель прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Калининский район, Прокуратура КК
Ответчик: Администрация Калининского района, Админитсрация муниципального образования Калининский район, Глава КФХ Беляева Наталья Петровна, ИП глава КФХ Беляева Н.П.
Третье лицо: Кубанское бассейновое водное управление