Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 августа 2021 г. N Ф06-7049/21 настоящее постановление оставлено без изменения
28 апреля 2021 г. |
Дело N А65-25380/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от Жилищно-строительного кооператива "Химик-1" - представитель не явился, извещено,
от Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан - представитель Сабирова Айсинэ Мидехатовна (доверенность от 11.01.2021),
от МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - представитель Стахиева Кристина Юрьевна (доверенность от 18.12.2020),
от Некоммерческой организации "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" - представитель не явился, извещено,
от Муниципального унитарного предприятия "Служба технического надзора за реализацией городских программ по содержанию жилищно-коммунального хозяйства и внешнего благоустройства" - представитель не явился, извещено,
от Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 апреля 2021 года в помещении суда апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Химик-1" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 февраля 2021 года по делу N А65-25380/2020 (судья Бредихина Н.Ю.)
по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Химик-1", г. Казань (ОГРН 1021603279510, ИНН 1658017319)
к ответчикам
- 1. Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, г.Казань (ОГРН 1021602858243, ИНН 1653015798) о признании незаконными бездействия ответчика, выраженного в не рассмотрении для согласования актов о приемке выполненных работ за июнь 2017 г., за июль 2018 г., за август 2017 г., за июнь 2018 г., за май 2019 г., об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - провести согласование ранее представленных актов о приемке выполненных работ и представить в ЖСК "Химик-11" в 10 - дневный срок документы о таком согласовании;
2. Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, г. Казань (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554)
3. Муниципальному казенному учреждению "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань (ОГРН 1061655000054, ИНН 1655065579) о признании незаконными бездействия ответчиков, выраженных в не рассмотрении для согласования актов о приемке выполненных работ за июнь 2017 года, за июль 2018 года, за август 2017 года, за июнь 2018 года, за май 2019 года, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем проведения согласования ранее представленных актов о приемке выполненных работ и представления в десятидневный срок документов о таком согласовании;
4. Некоммерческой организации "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан", г. Казань, (ОГРН 1131600004337, ИНН 1655258891) о признании незаконными бездействия, выраженные в не направлении в организацию, осуществляющую строительный контроль для согласования актов о приемке выполненных работ за июнь 2017 г., июль 2018 г., август 2017 г., июнь 2018 г., май 2019 г., об обеспечении согласования ранее представленных актов о приемке выполненных работ и представлении ЖСК "Химик-11" в 10-дневный срок документы о таком согласовании,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора -
1.Муниципального унитарного предприятия "Служба технического надзора за реализацией городских программ по содержанию жилищно-коммунального хозяйства и внешнего благоустройства", г.Казань,
2. Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив "Химик-1" (далее по тексту - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее по тексту - ответчик) о признании незаконными бездействия ответчика, выраженного в не рассмотрении для согласования актов о приемке выполненных работ за июнь 2017 г., за июль 2018 г., за август 2017 г., за июнь 2018 г., за май 2019 г., об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - провести согласование ранее представленных актов о приемке выполненных работ и представить в ЖСК "Химик-11" в 10-дневный срок документы о таком согласовании.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.12.2020 с учетом положений ч.ч.2, 2.1 ст. 130 АПК РФ дела N А65-25381/2020, N А65-25378/2020, А65-25380/2020 были объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением арбитражному делу номера А65-25380/2020.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст.51 АПК РФ привлечены Муниципальное унитарное предприятие "Служба технического надзора за реализацией городских программ по содержанию жилищно-коммунального хозяйства и внешнего благоустройства", Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Жилищно-строительный кооператив "Химик-1" просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Считает, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. Полагает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, установленные пунктами 1,4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", частью 4 статьи 8 Закона Республики Татарстан N 52-ЗРТ от 25.06.2013 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан", что согласно статье 270 АПК РФ является основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебное заседание представитель Жилищно-строительного кооператива "Химик-1" не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители Некоммерческой организации "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан", Муниципального унитарного предприятия "Служба технического надзора за реализацией городских программ по содержанию жилищно-коммунального хозяйства и внешнего благоустройства", Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЖСК "Химик-1" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: РТ, г.Казань, ул. Батыршина, д.17 на основании протокола общего собрания и договора управления МКД.
Письмом N 2 от 05.02.2020 заявитель обратился в адрес ответчика N 1 с заявлением о необходимости согласования капитальных работ по ремонту внутридомовой инженерной системы отопления вышеуказанного многоквартирного дома, которые выполнены ранее запланированного срока без привлечения бюджетных средств и средств регионального оператора на сумму 2 439 393,59 руб., приложив акты выполненных работ, платежные поручения.
На указанное обращение заявителю направлен ответчиком N 1 ответ N 06-14/1536 от 27.02.2020 о том, что контроль при выполнении данных видов работ не осуществлялся, не согласовывался, акты выполненных работ подписывать не вправе. Заявителю также указано, что Постановлением Кабинета Министров утверждена региональная программа капитального ремонта от 31.12.2013 N 1146 всех многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Татарстан, в соответствии с которой капитальный ремонт будет осуществлен по указанному дому в 2043 году с выполнением работ по замене внутридомовых сетей центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, ремонту фасада, электрооборудования и замене лифтов, формирование муниципальной адресной программы осуществляется исполнительным комитетом муниципального образования г.Казани техническим заказчиком - службой технического надзора МУП города Казани "Служба технического надзора за реализацией городских программ по содержанию жилищно-коммунального хозяйства и внешнего благоустройства".
Заявитель направил в адрес ответчика повторное обращение от 10.09.2020 о необходимости согласования указанных работ.
25.09.2020 ответчик N 1 направил в адрес заявителя аналогичный ответ.
Письмами от 23.06.2020 N 8, от 03.07.2020 N 09, 10 заявитель обратился в адрес ответчиков N 2, 3 с заявлением о необходимости согласования капитальных работ по ремонту внутридомовой инженерной системы отопления вышеуказанного многоквартирного дома, которые выполнены ранее запланированного срока без привлечения бюджетных средств и средств регионального оператора на сумму 2 439 393,59 руб., приложив акты выполненных работ, платежные поручения.
Письмами от 29.07.2020 за N 1251/17, от 28.09.2020 N 1847/17 ответчик N 2, ссылаясь на ч.5 ст.189 ЖК РФ, Постановление КМ РТ от 30.09.2017 N 739 "Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме", отказал заявителю в согласовании капитальных работ по ремонту внутридомовой инженерной системы отопления вышеуказанного многоквартирного дома.
Письмом от 08.11.2019 N 11 заявитель обратился в адрес ответчика N 4 о произведении зачета денежных средств в размере 2 439 393,59 руб., потраченных на ремонт внутридомовой инженерной системы отопления, в счет исполнения обязательств по уплате взносов за капитальный ремонт дома.
В ответ на данное заявление ответчик N 4 направил в адрес заявителя письмо от 11.12.2019 N 1598-ф о том, что зачет произвести невозможно по причине несогласования актов приемки с органом местного самоуправления, ГЖИ РТ и уполномоченным органом.
Письмом N 15 от 10.09.2020 заявитель обратился в адрес ответчика N 4 с заявлением о необходимости согласования капитальных работ по ремонту внутридомовой инженерной системы отопления вышеуказанного многоквартирного дома, которые выполнены ранее запланированного срока без привлечения бюджетных средств и средств регионального оператора на сумму 2 439 393,59 руб., приложив акты выполненных работ, платежные поручения.
Письмом от 24.09.2020 ответчик N 4 сообщил заявителю, что работы по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения в многоквартирном доме N 17 по ул. Батыршина в г.Казани в рамках реализации Региональной программы ранее не проводились и заказчиком работ по предъявленным кооперативом документам ответчик N 4 не является. В связи с изложенным, зачет средств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений может быть осуществлен в соответствии с порядком, установленном Законом Республики Татарстан N 52-ЗРТ от 25.06.2013 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Республики Татарстан.
Ссылаясь на положения Закона РТ от 25.06.2013 N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" и проведение за свой счет капитального ремонта внутридомовой инженерной системы отопления многоквартирного дома, расположенного по адресу: РТ, г.Казань, ул. Батыршина, д.17, заявитель посчитал бездействием ответчиков N N 1-3 не рассмотрение для согласования актов о приемке выполненных работ за июнь 2017 г., за июль 2018 г., за август 2017 г., за июнь 2018 г., за май 2019 г., бездействием ответчика N 4 не направление в организацию, осуществляющую строительный контроль для согласования актов о приемке выполненных работ за июнь 2017 г., июль 2018 г., август 2017 г., июнь 2018 г., май 2019 г., чем нарушаются его права и законные интересы, и обратился в арбитражный суд с заявлениями.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих установленных по делу обстоятельств.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 указанной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
На основании части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7 статьи 170 ЖК РФ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона РТ от 25.06.2013 N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении трех календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 4.1 настоящей статьи.
Постановлением Кабинета Министров РТ от 10.06.2020 N 394 "О создании некоммерческой организации "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" возложено на некоммерческую организацию "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (далее - Фонд), осуществление деятельности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан (регионального оператора).
В силу пункта 1 части 1 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В силу части 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 названного Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона РТ от 25.06.2013 N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" зачет средств в случае, предусмотренном частью 4 настоящей статьи, осуществляется при обращении собственников помещений либо лиц, уполномоченных действовать от имени собственников помещений, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, к региональному оператору с заявлением об осуществлении зачета средств в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие оплату подрядной организации оказанных услуг и (или) выполненных работ, и акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, оформленные в соответствии с частью 3 настоящей статьи и согласованные с органом государственного жилищного надзора Республики Татарстан и уполномоченным органом.
Постановлением Кабинета Министров РТ от 30.09.2017 N 739 утвержден Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Республики Татарстан (далее -Порядок N 739 от 30.09.2017).
Настоящий Порядок применяется в целях принятия Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган) решений о необходимости (отсутствии необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 181 и частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае рассмотрения вопроса о включении, невключении или исключении из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, а также вопроса о переносе срока оказания услуг и (или) работ, предусмотренных региональной программой, на более ранний период.
Согласно пункту 1.3 Порядка N 739 от 30.09.2017 для подготовки решения о необходимости (отсутствии необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме уполномоченный орган создает комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - комиссия) и утверждает ее состав.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка N 739 от 30.09.2017 комиссия формируется из числа представителей уполномоченного органа, Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, некоммерческой организации "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (далее - региональный оператор), органа местного самоуправления муниципального образования Республики Татарстан, на территории которого находится многоквартирный дом, в отношении которого принимается решение о необходимости (отсутствии необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества (далее - орган местного самоуправления), Республиканского государственного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, лиц, уполномоченных действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме, представителей организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом или оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
На основании пункта 3.1 Порядка N 739 от 30.09.2017 указано, что для установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме лица, уполномоченные действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме, организации, осуществляющие управление многоквартирным домом (далее - заявители), представляют в уполномоченный орган заявление об установлении необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - заявление) с приложением следующих документов:
- обращения граждан или иных заинтересованных лиц о неудовлетворительных условиях проживания в многоквартирном доме - по усмотрению заявителя;
- заключение Республиканского государственного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о состоянии общего имущества в многоквартирном доме;
- протокол решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об установлении необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (не представляется в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3.7 Порядка N 739 от 30.09.2017 комиссия в срок не позднее 20 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 3.6 настоящего Порядка, утверждает и представляет в уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня утверждения одно из следующих заключений:
О необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Основаниями принятия указанного решения являются:
- превышение нормативных сроков службы конструктивных элементов и инженерных систем до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков) общего имущества в многоквартирном доме;
- наличие опасности нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности конструктивных элементов многоквартирного дома.
Данное заключение должно содержать указание на вид и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые необходимо произвести.
Об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Основаниями принятия указанного решения являются:
- непревышение нормативных сроков службы конструктивных элементов и инженерных систем до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков) общего имущества в многоквартирном доме;
- отсутствие опасности нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности конструктивных элементов многоквартирного дома.
Данное заключение должно содержать указание на вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме:
- произведенных ранее, повторное оказание и (или) выполнение которых в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуется (в случае, предусмотренном частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации);
- оказание и (или) выполнение которых не требуется (в случаях, указанных в пункте 1.2 настоящего Порядка, за исключением случая, предусмотренного частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4.1 Порядка N 739 от 30.09.2017 установлено, что на основании заключения комиссии уполномоченный орган в течение трех календарных дней со дня его получения принимает решение об установлении необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, содержащее сведения, указанные в абзаце четвертом пункта 3.7.1 настоящего Порядка, абзацах четвертом, шестом пункта 3.7.2 настоящего Порядка, которое оформляется приказом (далее - приказ уполномоченного органа). Приказ уполномоченного органа подлежит опубликованию на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение трех рабочих дней со дня его издания.
Согласно пункту 4.2 Порядка N 739 от 30.09.2017 приказ уполномоченного органа не позднее одного рабочего дня, следующего за днем издания, направляется в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
- в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан, в том числе в целях осуществления контроля за формированием фонда капитального ремонта в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;
- региональному оператору, в том числе для рассмотрения вопроса о зачете стоимости ранее оказанных услуг и (или) проведенных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в случаях и порядке в соответствии с частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- в орган местного самоуправления, в том числе для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в случае, предусмотренном частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров РТ от 31.12.2013 N 1146 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества всех многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Татарстан, в рамках которой в доме N 17 по ул. Батыршина г. Казани запланировано проведение капитального ремонта общедомовых систем центрального отопления, холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, ремонт фасада в 2043 году.
Между тем, по решению собственников спорного многоквартирного дома заявитель за свой счет провел капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы отопления, что подтверждается актами о приемке выполненных работ за июнь 2017 г., за июль 2018 г., за август 2017 г., за июнь 2018 г., за май 2019 г., платежными поручениями, приобщенными к материалам дела в электронном виде.
Суд первой инстанции верно отметил, что акты о приемке выполненных работ за июнь 2017 г., за июль 2018 г., за август 2017 г., за июнь 2018 г., за май 2019 г., составленные с участием представителей заявителя и подрядчика, не являются решением комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества.
Из материалов дела следует, что заявитель с заявлением в комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта спорного многоквартирного дома не обращался.
Акт технического осмотра объекта капитального строительства, составленный в составе председателя правления ЖСК "Химик-1", бухгалтера ЖСК и слесаря ЖСК, не является доказательством в необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Неотложность проведения ремонта внутридомовой инженерной системы отопления спорного многоквартирного дома, на которую ссылается заявитель, не отменяет порядок зачета стоимости проведенных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, установленный статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьей 8 Закона РТ от 25.06.2013 N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан".
Также Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.06.2016 N 378 утвержден порядок приемки выполненных работ и (или) оказанных услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме с участием лиц, уполномоченных действовать от имени собственников помещений (далее - Порядок N 378 от 09.06.2016).
Настоящий Порядок устанавливает общие правила приемки выполненных работ и (или) оказанных услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан (далее - капитальный ремонт) с участием лиц, уполномоченных действовать от имени собственников помещений, независимо от выбранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также регламентирует порядок создания и работы комиссии по приемке законченного капитальным ремонтом многоквартирного дома и урегулирования разногласий, возникающих в ходе приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту.
Согласно пункту 2.1 Порядка N 378 от 09.06.2016 приемка выполненных работ по договорам на выполнение строительно-монтажных и прочих работ по капитальному ремонту, за исключением работ и услуг, предусмотренных пунктами 2.2 - 2.4, 2.7 настоящего Порядка, осуществляется на основании:
- акта приемки выполненных работ (по форме N КС-2), подписанного сторонами договора и согласованного с исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, осуществляющим функции регионального государственного жилищного надзора, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющей строительный контроль на основании договора на осуществление строительного контроля, заключенного с региональным оператором, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме);
- акта приемки законченного капитальным ремонтом многоквартирного дома приемочной комиссией, подготовленного и согласованного в порядке, установленном разделом 3 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 2.6 Порядка N 378 от 09.06.2016 акты приемки выполненных работ и (или) оказанных услуг, предусмотренные абзацем вторым пункта 2.1 и пунктами 2.2 - 2.4 настоящего Порядка и согласованные в соответствии с настоящим Порядком, являются основанием для перечисления региональным оператором или владельцем специального счета средств по заключенным договорам в соответствии с порядком и сроками, предусмотренными договором (за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации и в пункте 2.7 настоящего Порядка).
Пунктом 3.3 Порядка N 378 от 09.06.2016 установлено, что в состав приемочной комиссии включаются:
- при приемке работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, - представители регионального оператора, организаций, осуществляющих проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядчик), Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, и (или) органов местного самоуправления исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан, осуществляющего функции регионального государственного жилищного надзора, организации, осуществляющей строительный контроль на основании договора на осуществление строительного контроля, заключенного с региональным оператором, лица, осуществляющие управление многоквартирным домом, и лицо, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме);
- при приемке работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на специальном счете, - представители владельца специального счета, подрядчика, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, и (или) органов местного самоуправления исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан, осуществляющего функции регионального государственного жилищного надзора, организаций, осуществляющих строительный контроль на основании договора на осуществление строительного контроля, и лицо, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).
Из представленных в материалы дела актов о приемке выполненных работ за июнь 2017 г., за июль 2018 г., за август 2017 г., за июнь 2018 г., за май 2019 г. судом первой инстанции установлено, что они подписаны заявителем (заказчиком) и подрядчиком.
В нарушение п.п.2.1, 3.3 Порядка N 378 от 09.06.2016 заявитель не согласовал с приемочной комиссией приемку выполненных работ по капитальному ремонту в спорном многоквартирном доме.
При этом вышеуказанные органы власти - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан, МУП "Служба технического надзора за реализацией городских программ по содержанию жилищно-коммунального хозяйства и внешнего благоустройства" строительный контроль при выполнении работ не осуществляли, в выборе подрядной организации не участвовали, при приемке работ по факту их выполнения также участия не принимали, соответственно, обязанность по согласованию актов о приемке выполненных работ за июнь 2017 г., за июль 2018 г., за август 2017 г., за июнь 2018 г., за май 2019 г. у ответчиков отсутствует.
Утверждение заявителя об отсутствии первоначальной приемки выполненных работ по капитальному ремонту спорного многоквартирного дома и не осуществления надзора ответчиками N N 1-4 судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание и признаны и не соответствующими нормам действующего законодательства, поскольку не отменяют порядок соблюдения Закона РТ от 25.06.2013 N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан", Постановления КМ РТ от 30.09.2017 N 739 "Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме", Постановления КМ РТ от 09.06.2016 N 378 "Об установлении Порядка приемки выполненных работ и (или) оказанных услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме с участием лиц, уполномоченных действовать от имени собственников помещений".
Заявитель не представил в адрес ответчиков N N 1-4 документы, установленные пунктом 5 статьи 8 Закона РТ от 25.06.2013 N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан", пунктом 3.1 Порядка N 739 от 30.09.2017 и пунктом 2.1 Порядка N 378 от 09.06.2016, в связи с чем у ответчиков N N 1-4 отсутствовали основания для рассмотрения вопросов согласования и направления в организацию, осуществляющую строительный контроль актов о приемке выполненных работ за июнь 2017 г., за июль 2018 г., за август 2017 г., за июнь 2018 г., за май 2019 г.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что бездействия, выразившегося в не рассмотрении и не направлении в организацию, осуществляющую строительный контроль для согласования актов о приемке выполненных работ за июнь 2017 г., за июль 2018 г., за август 2017 г., за июнь 2018 г., за май 2019 г., по существу ответчиками N N 1-4 допущено не было.
Доводы заявителя о том, что ответчиками допущено бездействие, выразившееся в не рассмотрении заявлений по существу, судом первой инстанции также верно признаны несостоятельными, поскольку бездействия как такового ответчиками допущено не было, заявления были рассмотрены и в адрес заявителя направлены ответы, при этом суд первой инстанции верно отметил, что отсутствие положительного ответа следует расценивать как ответ отрицательный, о чем подтвердили в ходе судебного разбирательства все ответчики, указав на отсутствие обязанности по согласованию актов, направленных заявителем.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание, так установлено, что по решению собственников спорного многоквартирного дома заявитель за свой счет провел капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы отопления, что подтверждается актами о приемке выполненных работ за июнь 2017 г., за июль 2018 г., за август 2017 г., за июнь 2018 г., за май 2019 г., платежными поручениями.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что акты о приемке выполненных работ за июнь 2017 г., за июль 2018 г., за август 2017 г., за июнь 2018 г., за май 2019 г., составленные с участием представителей заявителя и подрядчика, не являются решением комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества. Из материалов дела также следует, что заявитель в комиссию с заявлением по установлению необходимости проведения капитального ремонта спорного многоквартирного дома не обращался.
Акт технического осмотра объекта капитального строительства, составленный в составе председателя правления ЖСК "Химик-1", бухгалтера ЖСК и слесаря ЖСК не является доказательством в необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Неотложность проведения ремонта внутридомовой инженерной системы отопления спорного многоквартирного дома, на которую ссылается заявитель, не отменяет порядок зачета стоимости проведенных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, установленный статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьей 8 Закона РТ от 25.06.2013 N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан".
Из представленных актов о приемке выполненных работ за июнь 2017 г., за июль 2018 г., за август 2017 г., за июнь 2018 г., за май 2019 г. судом первой инстанции установлено, что они подписаны заявителем (заказчиком) и подрядчиком. В нарушение п.п.2.1, 3.3 Порядка N 378 от 09.06.2016 заявитель не согласовал с приемочной комиссией приемку выполненных работ по капитальному ремонту в спорном многоквартирном доме.
При этом вышеуказанные органы власти: Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, ГЖИ РТ, МУП "Служба технического надзора за реализацией городских программ по содержанию жилищно-коммунального хозяйства и внешнего благоустройства" строительный контроль при выполнении работ не осуществляли, в выборе подрядной организации не участвовали, при приемке работ по факту их выполнения также участия не принимали, соответственно, обязанность по согласованию актов о приемке выполненных работ за июнь 2017 г., за июль 2018 г., за август 2017 г., за июнь 2018 г., за май 2019 г. у ответчиков по делу отсутствует.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 февраля 2021 года по делу N А65-25380/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-25380/2020
Истец: Жилищно-строительный кооператив "Химик-1", г. Казань
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, Региональный оператор Некоммерческая организация "Фонд ЖКХ РТ"