город Ростов-на-Дону |
|
11 мая 2021 г. |
дело N А32-46301/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "НЭСК-электросети" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2021 по делу N А32-46301/2020
по заявлению акционерного общества "НЭСК-электросети"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - заявитель, общество, АО "НЭСК-электросети") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (далее - административный орган, Управление) от 22.09.2020 N 692 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "НЭСК-электросети" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ранее АО "НЭСК-электросети" уже было привлечено к административной ответственности, а именно постановлением Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 13.08.2020 N 000468 по делу об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5 000 руб.; перечень нарушений со стороны АО "НЭСК-электросети" изложен идентично. Апеллянт полагает, что при таких обстоятельствах, общество будет привлечено к ответственности дважды за одно и то же административной правонарушение, что противоречит законодательству.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, проверкой, проведенной прокуратурой Центрального административного округа города Краснодара, установлено, что на территории муниципального образования город Краснодар за период с 06.07.2020 по 08.07.2020 произошло более 42 аварийных отключений электроэнергии, вследствие чего более 10 000 многоквартирных, домов и домовладений были лишены энергоснабжения.
Аварийное отключение цепи питания на П/С "Тургеневская" "ТГ-101" повлекло прекращение электроснабжения в период с 17 час. 10 мин. 06.07.2020 по 18 час. 17 мин. 07.07.2020, то есть более 24 часов подряд с населением в количестве 5 300 человек по улицам: Котовского, Фестивальной, Тургенева, Герцена, Олимпийской, Каляева, Атарбекова, Воровского, Гагарина, 1-я Линия. Кроме того, ввиду аварийного отключения на ПС "К-104" в сторону ТП - 2868п с выводом из работы 35 трансформаторных подстанций в период с 11 час. 41 мин. 01.07.2020 по 01 час. 31 мин. 02.07.2020 не предоставлялось электроснабжение населению в количестве 6 000 человек по улицам: Куликово поле, Карельской, Дагестанской, Интернациональной, Киргизской, Корчагинцев, Латышской, Революционной, Красивой, Правды, Атамана Бабича, Литовской, 1-го Мая, Бигдая, Уютной, Тебердинской, Городской, Эстонской, Пятигорской, Молдавской, Тверской, Осетинской, Российской, Новицкой, Митинской, Тепличной, Московской, Камчатской, Калужской, Сахалинской, переулкам Тополькевому, Гаражному. Также, в период с 13 час. 00 мин. 01.07.2020 по 02 час. 57 мин. 02.07.2020 не предоставлялось электроснабжение 7 300 потребителям, проживающих на улицах: Есенина, Агрохимической, Красюка, Аксайской, Рахманинова, Российской,. Шолохова, Адлерской, Алмазной, Хаджинова, Гомельской, Суздальской, Шаляпина, Климова, Дунаевского, Концевича, Прокофьева, Городской, Шолохова, Московской, Дружной, Чайковского, Ангарскому проезду ввиду аварийного отключений 22 трансформаторных подстанций, запитанных посредством ПС "РИП-412". Ввиду повреждения кабельного выхода 10 кВ. от ТП-893 в сторону KPHO-5 и отключения цепи питания: ПС "Калинино" "К-205", повлекших, неработоспособность 29 подстанций, более 24 часов не предоставлялось коммунальная услуга по электроснабжению населению (более 4 000 человек) по улицам: Грабина, Плотниченко, Петра Метальникова, 1-й проезд Светлый, 2-й проезд Светлый, Фшгацина, Алуштинской, Аральской, Астраханской, Белозерной, Светлой, Есаульской, Бульварной, Арбатской, Доброй, Ейской, Родной, Раздольной, Защитников Отечества, Российской, Седина, Силантьева, Бахчиванджи, 2-й Арбатской, Булгакова,. Живописной, Аршинцева, Бескровного, Кожедуба, Жигуленко, Ивана Рослого, Казачьей, Симонова, Агрохимической, Омской, Каравайной, Пономаренко, Балетной, Проточной, Пригородной, Книжной, Поселковой, проезд Восточный, Есенина, Ясной, проезд Южный, Ягодина, Янтарной, Буковой, Калининской, Бейсуговой, Договорной, пер. Зональный, Гришина, Мусоргского, проезд Пригородный, пер. Островной, Сумской, пер. Кризисный. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой по аварийным отключениям на объектах жизнедеятельности муниципального образования г. Краснодар 06.07.2020-07.07.2020, выданной Управлением гражданской защиты администрации муниципального образования г. Краснодар, и обществом по существу не оспаривалось.
Постановлением Прокуратуры Центрального административного округа г. Краснодара от 10.07.2020 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении АО "НЭСК-Электросети" по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы дела направлены для рассмотрения в Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю.
По результатам проверки Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю вынесено постановление от 22.09.2020 N 692 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону указанного правонарушения образуют нарушения требований, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, несоблюдение требований, предъявляемых к качеству товаров, работ и услуг.
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также механизм реализации этих прав.
В рассматриваемом случае, для привлечения общества к ответственности, предусмотренной названной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо установить как факт оказания реальной услуги, так и нарушение при этом конкретных требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 2300-1, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статей 6, 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства обязаны обеспечить выполнение технологических требований к техническим устройствам сетей, а также согласованные режимы работы Единой энергетической системы России, обеспечить бесперебойное и надежное функционирование электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей.
Как указано в пункте 1 статьи 28 Федерального закона N 35-ФЗ целями государственного регулирования безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
Согласно статье 38 Федерального закона N 35-ФЗ поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей.
Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 229 утверждены Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 1.1.5 Правил N 229, основной задачей электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей является производство, преобразование, распределение и отпуск электрической энергии и тепла потребителям.
Пунктом 1.1.9 Правил N 229 установлено, что энергосистемы должны осуществлять эффективную работу электростанций и сетей путем (снижения производственных затрат, повышения эффективности использования мощности установленного оборудования, выполнения мероприятий по энергосбережению и использованию вторичных энергоресурсов.
В силу статьи 4 Закона N 2300-1 продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения установления Межгосударственным стандартом ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (от 22 июля 2013 г. N 400-ст).
Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального N 35-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", полное ограничение режима потребления - ограничение режима потребления, предполагающее прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами.
В силу подпункта "з" пункта 2 Правил N 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления.
Внеплановые и аварийные ограничения электроснабжения направлены на восстановление исправного состояния электросетевых объектов для предотвращения воздействия на людей опасного производственного фактора, работы по устранению неисправностей, угрожающих нарушением нормальной работы оборудования, а также повреждений в результате воздействия на объекты электросетевого хозяйства неблагоприятных природных явлений (сильный ветер, снегоналипание на провода, падение деревьев), направленных действий сторонних лиц.
Сроки и время проведения ремонтов объектов электроэнергетики определяются на основании требований Правил N 229, Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 25.10.2017 N 1013, с учетом объемов планируемых работ, технологии производства работ, соблюдения мер по организации безопасного производства работ.
Согласно пункту 9 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг N 354, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, 24 часа - при наличии 1 источника питания.
Материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что АО "НЭСК-электросети" допущено нарушение требований, предъявляемых к надежности энергосистемы в части обеспечения бесперебойного энергоснабжения населения муниципального образования г. Краснодар, в связи с чем наличие в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является доказанным.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества выражается в непринятии всех необходимых и предусмотренных законом мер для соблюдения требований действующего законодательства.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции, учитывая допущенное обществом правонарушение, законодательство о защите прав потребителей, его направленность на защиту и обеспечение прав граждан, пришел к выводу о том, что вменяемое обществу правонарушение непосредственно посягает на права более 100 000 потребителей электроэнергии, проживающих на территории муниципального образования города Краснодара.
Факты длительных отключений электроснабжения потребителей в указанные временные периоды произошли на территории всех административных округов, города, что подтверждается справкой по аварийным отключениям на объектах жизнедеятельности МО г. Краснодар 06.07.2020-08.07.2020.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении общества к административной ответственности, не допущено.
Частью 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Вместе с тем, довод подателя апелляционной жалобы о том, что общество ранее привлекалось к административной ответственности за установленное правонарушение постановлением Государственной жилищной инспекции от 13.08.2020 N 000468 по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отклонению.
В рамках дела N А32-40847/2020 рассматривался вопрос о признании незаконным и отмене постановления от 13.08.2020 N 000468 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальной услугой по энергоснабжению.
В то время как в рамках настоящего дела рассматривается вопрос о признании незаконными и отмене постановления о привлечении АО "НЭСК-электросети" к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований, предъявляемых к надежности энергосистемы в части обеспечения бесперебойного энергоснабжения населения муниципального образования г. Краснодар.
Следовательно, указанные нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают административную ответственность за разные правонарушения, в связи с чем ссылка подателя жалобы на часть 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (повторность привлечения к ответственности) является необоснованной.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд апелляционной инстанции, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, также не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установив фактические обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции принято законное решение от 04.03.2021.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2021 по делу N А32-46301/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46301/2020
Истец: АО ""НЭСК-электросети"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю