г. Саратов |
|
12 мая 2021 г. |
Дело N А57-6537/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луевой Л.Ю.,
судей Антоновой О. И., Жаткиной С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рашевским Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФООД" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 декабря 2020 года по делу N А57-6537/2020
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФООД" (ИНН 6330082980, ОГРН 1186313065620)
к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 18 "Малыш" (ИНН 6439047920, ОГРН 1026401421650),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - комитета образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, администрации муниципального образования "Город Балаково",
о признании пункта Положения о закупке товаров, работ, услуг, а также заключенного договора недействительными,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ФООД" (далее - ООО "ФООД", общество) к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 18 "Малыш" (далее - МАДОУ Детский сад N 18, учреждение) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным пункта 7.2.7. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного образовательного учреждения МАДОУ Детский сад N 18 и обязании исключить из данного Положения пункт 7.2.7. "Оказание услуг по организации питания в образовательных учреждениях"; о признании совершенной закупки (торги) заказчика МАДОУ Детский сад N 18 по размещению заказа N 32008768991 с начальной ценой контракта в 3 633 489,62 руб. у единственного поставщика (исполнителя), договора от 16.01.2020, заключенного по результатам закупки с единственным поставщиком, недействительными.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: комитет образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, администрация муниципального образования "Город Балаково".
Решением Арбитражного суда Саратовской области 31.12.2020 производство по делу А57-6537/2020 в части исковых требований о признании совершенной закупки (торги) заказчика МАДОУ "Детский сад N 18 "Малыш" по размещению заказа N 32008768991 с начальной ценой контракта в 3 633 489,62 руб. у единственного поставщика (исполнителя) недействительной и признании договора от 16.01.2020, заключенного МАДОУ "Детский сад N 18 "Малыш" по результатам закупки N 32008768991 с единственным поставщиком (исполнителем), недействительными - прекращено.
В удовлетворении остальной части исковых требований было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что пункт 7.2.7 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАДОУ Детский сад N 18, предусматривающий возможность закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным и нарушает права и законные интересы ООО "ФООД", поскольку приводит к ограничению конкуренции. Считает, что судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права и не была учтена сложившаяся правоприменительная практика.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представил.
Лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 АПК РФ посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, МАДОУ Детский сад N 18 является дошкольным образовательным учреждением и при осуществлении своей деятельности нуждается в оказании услуг по приготовлению питания для воспитанников.
МАДОУ Детский сад N 18 осуществляет свою закупочную деятельность на основании Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ), Федерального закона "Об автономных учреждениях" от 03.11.2006 N 174-ФЗ (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ), Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАДОУ Детский сад N 18 г. Балаково Саратовской области (далее - Положение о закупках).
Протоколом Наблюдательного Совета МАДОУ Детский сад N 18 от 15.06.2020 N7 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 18 "Малыш" г. Балаково Саратовской области (далее - Положение о закупке МАДОУ Детский сад N 18).
Разделом 7 Положения о закупке предусмотрена закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Согласно пункту 7.1. раздела 7 Положения под закупкой у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается способ закупки, при котором заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику, исполнителю, подрядчику.
Пунктом 7.2. раздела 7 Положения о закупке установлен исчерпывающий перечень, когда заказчик вправе провести закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно: заказчик вправе осуществлять закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исключительно в следующих случаях: оказание услуг по организации питания в образовательных учреждениях (подпункт 7.2.7.).
В целях обеспечения питания воспитанников 16.01.2020 года ответчик в Единой информационной системе разместил извещение о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) N 32008768991 с начальной ценой договора 3 633 489, 62 руб., при этом закупка объявлена неконкурентная - у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
16.01.2020 года учреждение в Единой информационной системе разместило Протокол закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) N 32008768991-01.
В тот же день между ответчиком и ИП Болякиным В.Ю. был заключен гражданско-правовой договор на оказание услуг по организации питания N 1.
По мнению истца, проведенная заказчиком закупка у единственного поставщика была проведена с нарушением норм законодательства о закупках, выразившемся в проведении закупки без конкурентных процедур, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, руководствуется следующим.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (часть 5 статьи 17).
Однако по смыслу названной нормы, установленные ею ограничения распространяются на конкурентные способы закупки, а не на закупки, осуществляемые у единственного поставщика.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, бюджетными учреждениями (пункт 4).
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 названной статьи положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На основании части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).
В части 3 статьи 3 Закона о закупках раскрыто понятие конкурентной закупки.
Частью 3.2. данной статьи предусмотрено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Согласно статье 3.6. Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
Таким образом, Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе возможность закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Действующим законодательством заказчику предоставлено право самостоятельно определять способы закупки товаров (работ, услуг) в соответствии с положением о закупках, в том числе, условия и порядок заключения договора с единственным поставщиком, (исполнителем, подрядчиком).
В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В соответствии с Уставом учреждения целью его деятельности является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего образования. Учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников учреждения.
Поскольку ответчик является муниципальным автономным образовательным учреждением, при проведении закупок товаров он руководствуется нормами Закона о закупках, а также утвержденным в соответствии с этим законом Положением о закупках.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 02.10.2017 N 309-КГ17-7502, в отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.
Таким образом, предусмотрев в Положении о закупках возможность осуществления закупки товаров у единственного поставщика при организации питания в образовательном учреждении, ответчик действовал в рамках своей уставной деятельности; данное Положение разработано в соответствии с требованиями Закона о закупках и ему не противоречит.
Вопреки доводам жалобы проведение закупки данным способом с соблюдением всех требований действующего законодательства само по себе не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением Закона о защите конкуренции.
Довод апеллянта относительно антиконкурентного соглашения между МАДОУ Детский сад N 18 и исполнителем услуг питания ввиду значительного количества аналогичных исков ООО "ФООД" к иным заказчикам, у которых, по мнению истца, имеются идентичные нарушения, апелляционная коллегия считает несостоятельным, поскольку данные обстоятельства не относятся к предмету рассматриваемого спора.
Кроме того, наличие антиконкурентных соглашений устанавливается в ходе проверки антимонопольным органом.
ООО "ФООД" в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области с жалобой на действия ответчика, выразившиеся во включении в Положение пункта 7.2.7 как несоответствующего Закону о закупках, не обращалось, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Согласно позиции, изложенной в пункте 9 Обзора от 16.05.2018, в положении о закупке заказчика могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. Устанавливая такие способы закупки, заказчик должен руководствоваться принципами осуществления закупочной деятельности.
При этом, сам факт допустимости закупки у единственного поставщика - без каких-либо ограничений во всех случаях и при любых потребностях, без проведения конкурентных процедур на конкурентном рынке, является неправомерным.
Соответственно, закрепление заказчиком в положении о закупке условий, позволяющих осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка, создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.
Между тем ни одно из указанных обстоятельств не было установлено.
Так, в пункте 7.2 Положения о закупке содержатся критерии и случаи, допускающие закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), что не свидетельствует о возможности проводить закупку ответчиком во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур.
Согласно извещению о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) N 32008765000 закупка произведена на основании пункта 7.2, а именно: оказание услуг по организации питания в образовательных учреждениях (пункт 7.2.7).
Таким образом, заказчик, включив в Положение раздел 7, в частности, пункт 7.2.7, предусматривающий возможность проводить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с исчерпывающим перечнем критериев и случаев, допускающим такую закупку, не нарушил требований Закона о закупках.
Кроме того, как указано в пункте 9 Обзора от 16.05.2018 для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.
Соответственно, действующее законодательство не содержит четко ограниченный перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых закупка у единственного поставщика недопустима.
Непосредственно вид услуги по осуществленной ответчиком закупке не относится действующим законодательством к запрещенным по включению в положение о закупке в качестве предусматривающего возможность проведения такой закупки у единственного поставщика.
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих о наличии права у МАДОУ Детский сад N 18 самостоятельно определять способы закупки, предусмотренные законодательством, не ограничиваясь только конкурентными способами, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемый пункт Положения является законным.
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований истца судом первой инстанции правомерно отказано.
Доводы апелляционной жалобы не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и основаны на неверном толковании норм материального права, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 декабря 2020 года по делу N А57-6537/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л. Ю. Луева |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-6537/2020
Истец: ООО "ФООД"
Ответчик: МАДОУ "Детский сад 18 "Малыш"
Третье лицо: Администрация МО "Город Балаково", Комитет образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области