г. Ессентуки |
|
9 февраля 2024 г. |
Дело N А15-2525/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2024.
Полный текст постановления изготовлен 09.02.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Марченко О.В. и Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем Днепровским А.О., при участии в судебном заседании представителя государственного унитарного предприятия "Дылымское" (ИНН 0513005438) - Шикхаибова М.А. (доверенность от 03.04.2023), в отсутствие представителя администрации Муниципального образования "Хасавюртовский район" Республики Дагестан (ИНН 0534010598), представителя Правительства Республики Дагестан, представителя Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан, представителя Министерства финансов Республики Дагестан и Финансовое управление муниципального образования "Хасавюртовский район", рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия "Дылымское" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.10.2023 по делу N А15-2525/2023,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Дылымское" (далее - истец, предприятие, ГУП "Дылымское") обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Хасавюртовский район" Республики Дагестан (далее - ответчик, администрация) о взыскании 39 741 876 руб. в качестве возмещения за изъятие в пользу ответчика земельного участка с кадастровым номером 05:05:000000:3188 площадью 40 га, из которых рыночная стоимость права аренды за 35 лет составляет 32 213 394 руб., а упущенная выгода - 7 528 482 руб.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Правительство Республики Дагестан, Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан, Министерство финансов Республики Дагестан и Финансовое управление муниципального образования "Хасавюртовский район".
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.10.2023 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае имело место фактическое изъятие спорного земельного участка по инициативе органов исполнительной власти Республики Дагестан без выплаты предприятию (арендатору) соответствующего возмещения (составляющего рыночную стоимость права). Суд пришел к выводу о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, предприятие обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Апеллянт ссылается на то, что именно муниципальное образование, явившееся инициатором изъятия земельного участка у предприятия, и выгодоприобретателем от этого изъятия, является надлежащим ответчиком по делу. Заявитель жалобы указывает о том, что размер рыночной стоимости возмещения за изъятие земельного участка, определен отчетом ООО "Институт профессиональной оценки" от 30.01.2023 N 2023-01/02.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 26.12.2023 судебное заседание откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 28.12.2023 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 АПК РФ и с этого момента является общедоступной.
В судебном заседании представитель ГУП "Дылымское" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав пояснения представителя предприятия, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Дагестан от 28.11.2006 N 478-р переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования ГУП "Дылымское" земельным участком площадью 300 га с кадастровым номером 05:05:000141:0006, расположенным на территории Хасавюртовского района, на право аренды сроком на 49 лет для ведения отгонного животноводства (том 1, л.д. 12).
На основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Дагестан от 28.11.2006 N 478-р между министерством (арендодатель) и ГУП "Дылымское" (арендатор) заключен договор аренды от 25.12.2006 N 241 согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 300 га с кадастровым номером 05:05:000141:0006 (том 1, л.д. 13-16).
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Дагестан от 21.04.2010 N 168-р внесены изменения в распоряжение от 28.11.2006 N 478-р, а именно: заменено указание "площадью 300 га" указанием "площадью 3 021 605 кв.м" (том 1, л.д. 17).
В соответствии с распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Дагестан от 18.10.2011 N 643-р в связи с уточнением площади и границ земельного участка и изменением сведений в государственном кадастре недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 05:05:000141:0006 площадью 3 021 605 кв.м., в реестр государственного имущества Республики Дагестан внесен земельный участок площадью 3 017 766 кв.м. с кадастровым номером 05:05:000141:10, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Хасавюртовский район, вместо земельного участка площадью 3 021 605 кв.м. с кадастровым номером 05:05:000141:0006 (том 1, л.д. 18). Данным распоряжением из реестра государственного имущества исключен земельный участок площадью 3 021 605 кв.м. с кадастровым номером 05:05:000141:0006.
Выпиской из Единого государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) от 10.12.2022 N КУВИ-001/2022-220327164 подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 05:05:000141:0006 снят с кадастрового учета 25.04.2012 (том 1, л.д. 20-21).
Распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан от 30.04.2015 N 252-р утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории площадями 2 900 000 кв.м. и 117 756 кв.м., образованных при разделе земельного участка с кадастровым номером 05:05:000141:10 площадью 3 017 766 кв.м., расположенного по адресу: Республика Дагестан, Хасавюртовский район, для ведения отгонного животноводства (том 1, л.д. 19).
Земельный участок с кадастровым номером 05:05:000141:10 снят с кадастрового учета 01.07.2015, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 20.12.2022 N КУВИ-001/2022-225540238 (том 1, л.д. 22-23).
08.06.2015 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 05:05:000141:633 площадью 117 757+/-3003 кв.м., категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", с видом разрешенного использования "для ведения отгонного животноводства", расположенный по адресу: Республика Дагестан, Хасавюртовский район (том 1, л.д. 24-26).
На указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Республики Дагестан, о чем 23.06.2015 внесена запись N 05-05/001-05/140/001/2015-7367/1 (том 1, л.д. 25-26).
08.06.2015 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 05:05:000141:634 площадью 2 900 000+/-14 901 кв.м., категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", с видом разрешенного использования "для ведения отгонного животноводства", расположенный по адресу: Республика Дагестан, Хасавюртовский район. На данный земельный участок зарегистрировано право собственности Республики Дагестан, о чем 23.06.2015 внесена запись N 05-05/001-05/140/001/2015-7366/1 (том 1, л.д. 29-30).
Согласно протоколу совещания Правительства Республики Дагестан от 15.11.2018 N 11/3-23 по вопросу о подготовке строительства обходов городов Хасавюрт и Дербент по федеральной автомобильной дороге (Р-217) "Кавказ" следует, что в срок до 30.11.2018 администрации совместно с Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан рекомендовано проработать вопрос переноса на новое место (в сторону Казбековского района) земельных участков препятствующих реконструкции автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" на участке км 718+800 - км 739+000 (обход г.Хасавюрт); рассмотреть совместно с обществом с ограниченной ответственностью "Экодор" и внести предложения по ситуации связанной с появлением в резервной части кладбища, расположенного в границах заказника "Андрейаульский" (том 1, л.д. 37-40).
В письме от 30.11.2018 N 95-1628/18 администрация сообщила Правительству Республики Дагестан о том, что в настоящий момент прорабатываются варианты изъятия земельных участков для строительства федерального объекта согласно положениям главы VII Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); вопрос переноса земельных участков, препятствующих реконструкции автодороги "Кавказ", может быть решен путем передачи Хасавюртовскому району республиканских земель отгонного животноводства. Для решения вышеуказанной проблемы администрация просила Правительство Республики Дагестан передать часть республиканских земель отгонного животноводства в собственность муниципального образования "Хасавюртовский район", для дальнейшего их предоставления землепользователям земельных участков, попадающих под полосу отвода объездной дороги (том 1, л.д. 41-42).
В письме Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан от 18.10.2019 N 12-02/2-18-308/19 указано, что согласно проекту строительства объездной дороги г. Хасавюрт часть земельного участка с кадастровым номером 05:05:000141:634 площадью 40 га, находящегося в пользовании ГУП "Дылымское", попадает под строительство данной дороги. В связи с этим министерство просило ГУП "Дылымское" согласовать вопрос изъятия указанной части земельного участка и предоставить соответствующее предложение (том 1, л.д. 104).
Письмом от 16.12.2019 N 95-2657/19 администрация просила Правительство Республики Дагестан дать поручение Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан образовать, а также подготовить проект распоряжения о передаче вышеуказанного участка в собственность администрации (том 1, л.д. 43).
Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 06.05.2020 N 103-р из земель отгонного животноводства исключен земельный участок площадью 40 га с кадастровым номером 05:05:000000:3188, расположенный в границах муниципального района Хасавюртовский район. Этим же распоряжением передан безвозмездно из собственности Республики Дагестан в собственность муниципального образования Хасавюртовский район земельный участок площадью 40 га с кадастровым номером 05:05:000000:3188 (том 1, л.д. 45).
Земельный участок площадью 40 га с кадастровым номером 05:05:000000:3188 передан администрации по акту приема-передачи основных средств от 07.07.2020 N 3 (том 1, л.д. 46-47).
09.07.2020 земельный участок с кадастровым номером 05:05:000000:3188 поставлен на кадастровый учет. На земельный участок зарегистрировано право собственности администрации, о чем 09.07.2020 внесена запись N 05:05:000000:3188-05/192/2020-3 (том 1, л.д. 35-36).
МУП "Дылымское", полагая, что незаконные действия ответчика повлекли изъятие у предприятия 40 га арендуемых земель без предоставления соответствующего возмещения, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с нормами статьями 15, 16, 1069 ГК РФ необходимым условием возмещения убытков является установленная незаконность действий (бездействия) должностного лица государственного органа и причинно-следственная связь между таким действием (бездействием) и возникновением убытков в испрашиваемом размере.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
Согласно статье 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Статья 281 ГК РФ устанавливает, что плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Из статьи 282 ГК РФ следует, что если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 281 ГК РФ с учетом положений статьи 280 ГК РФ, правообладатель изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как если бы такого изъятия не было.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что решение об изъятии спорного земельного участка не принималось, не регистрировалось, соглашение о выкупе изымаемого земельного участка истец не подписывал, компенсация за изъятие не выплачивалась. При этом, отсутствие решения об изъятии земельного участка (его части) или несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд само по себе не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества.
Суд первой инстанции верно установил, что действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих возможность изъятия субъектом Российской Федерации земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, для нужд муниципального образования.
Так, статьей 56.4 ЗК РФ предусмотрена возможность изъятия земельных участков для публичных нужд не только по инициативе уполномоченных органов, но и по ходатайству организаций, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 442 "Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд".
Пунктом 13 статьи 56.10 ЗК РФ установлено, что в случае изъятия земельных участков на основании ходатайства об изъятии организация, подавшая такое ходатайство, в частности, выплачивает возмещение за изымаемые земельные участки. С ходатайством об изъятии исключительно в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 56.4 Земельного кодекса, вправе обратиться орган государственной власти, государственное унитарное предприятие и (или) государственное учреждение.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, применительно к субъектному составу положения статьи 56.4 ЗК РФ в рассматриваемом деле не применимы.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что передача земельного участка с кадастровым номером 05:05:000000:3188 (для целей строительства автомобильной дороги федерального значения) не производилась по инициативе администрации.
В материалах отсутствуют доказательства того, что администрации было известно о том, что спорный земельный участок находится в аренде у ГУП "Дылымское".
Фактически в рассматриваемом случае произведено изъятие для строительства автомобильной дороги федерального значения земельного участка, ранее предоставленного предприятию в аренду без предоставления предприятию возмещения.
В рассматриваемом случае именно место фактическое изъятие спорного земельного участка по инициативе органов исполнительной власти Республики Дагестан без выплаты предприятию (арендатору) соответствующего возмещения (составляющего рыночную стоимость права).
Вопреки доводам апелляционной жалобы передача спорного земельного участка в собственность администрации состоялась по воле публичного собственника земли (субъекта Российской Федерации для реализации целей Республики Дагестан) в целях строительству автомобильной дороги федерального значения в обход г. Хасавюрт.
В данном случае именно согласованные действия органов исполнительной власти Республики Дагестан привели к нарушению прав предприятия.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что администрация является ненадлежащим ответчиком.
Согласно части 1 статьи 47 АПК РФ в случае, если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
03.10.2023 суд первой инстанции ставил на обсуждение ходатайство администрации о замене ненадлежащего ответчика надлежащим. Представитель ГУП "Дылымское" пояснил, что считает надлежащим ответчиком администрацию, о чем свидетельствует аудиозапись судебного заседания.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя, однако взысканию не подлежит, поскольку уплачена при обращении в суд.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.10.2023 по делу N А15-2525/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2525/2023
Истец: ГУП "ДЫЛЫМСКОЕ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ХАСАВЮРТОВСКИЙ РАЙОН" РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ И ИМУЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РД, Министерство финансов РД, Правительство РД, Финансовое управление администрации МО "Хасавюртовский район"