г. Санкт-Петербург |
|
12 мая 2021 г. |
Дело N А56-3879/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Нестерова С.А., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): Сулейманов Рамл Камал - оглы паспорт (генеральный директор);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7607/2021) общества с ограниченной ответственностью "Щит - техническая служба безопасности" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2021 по делу N А56-3879/2021, принятое
по заявлению отдела надзорной деятельности и профилактической работы Пушкинского района Главного управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по городу Санкт-Петербургу,
к обществу с ограниченной ответственностью "Щит - техническая служба безопасности"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по городу Санкт-Петербургу, отдел надзорной деятельности и профилактической работы Пушкинского района (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Щит - техническая служба безопасности" (далее - Общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2021 суд первой инстанции привлек ООО "Щит - техническая служба безопасности" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, ООО "Щит - техническая служба безопасности" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на отсутствие в его действиях события вменяемого административного правонарушения; контрактом не предусмотрен ежедневный или ежечасный контроль смонтированных установок пожарной сигнализации.
Также податель жалобы ссылается на то, что Общество не осуществляло проектирование и монтаж извещателей и светильников, поскольку контрактом возложена обязанность по техническому обслуживанию.
В судебном заседании представитель ООО "Щит - техническая служба безопасности" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Управление, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, при проведении плановой выездной проверки объекта защиты - общественного здания (высокий риск), расположенного по адресу: 196621, Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая, д. 51, литера А, правообладателем которого является государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении, школа-интернат N 68 Пушкинского района Санкт-Петербурга (ГБОУ школа-интернат N 68 Санкт-Петербурга),установлено, что между ГБОУ школа-интернат N 68 Санкт-Петербурга в качестве заказчика (далее - школа-интернат N 68, Заказчик) и ООО "Щит - Техническая служба безопасности" в качестве исполнителя (далее - Исполнитель) заключен контракт N Ф.68.2/2020 (идентификационный код закупки (ИКЗ) 192782200557278200100100420018020000) от 23 декабря 2019 года (далее - Контракт), подписанный электронной цифровой подписью.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта ООО "Щит -Техническая служба безопасности" обязуется оказать услуги по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности (КСОБ) для государственных бюджетных образовательных учреждений Пушкинского района Санкт-Петербургу в 2020 году.
Пунктом 3.2 и приложением N 2 контракта регламентировано, что место оказания услуг: Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая, д. 51, литера А.
Пунктом 4.1.2 контракта предусмотрено, что исполнитель обязан оказать услуги в полном объеме и в сроки, установленные контрактом и приложениями N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7.
Согласно приложению N 2 к контракту в перечень оборудования, находящегося на балансе Заказчика и передаваемого на техническое обслуживание входят система пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
При обследовании 21 декабря 2020 г. в 11 час. 50 мин. автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации при пожаре, смонтированных в здании по адресу: 196621, Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая, д. 51, лит. А в рамках указанной выше плановой выездной проверки установлены следующие нарушения:
- п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации чувствительные элементы пожарных извещателей, расположенных в коридоре второго этажа дошкольной образовательной части здания, заклеены лентой, в результате чего не обеспечивается работоспособность автоматической установки пожарной сигнализации в части отсутствия возможности формирования сигнала о пожаре из данного помещения;
- п. 13.5.1 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (п. 12.29, п. 12.33 НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования.") излучатель и приемник (приемопередатчик и отражатель) линейного дымового пожарного извещателя установлены на стенах актового зала школы - интерната, таким образом, что их оптическая ось проходит на расстоянии более 0,6 м от уровня перекрытия;
- п. 13.5.2 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (п. 12.30 НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования.") излучатель и приемник (приемопередатчик и отражатель) линейного дымового пожарного извещателя смонтированы в актовом зале школы-интерната таким образом, что в зоне обнаружения пожарного извещателя при его эксплуатации попадает элемент сценической кулисы помещении актового зала, перекрывая это зону;
- п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации в помещении актового зала школы-интерната автоматическая установка пожарной сигнализации находится в неработоспособном состоянии (в помещении актового зала в зоне обнаружения линейного дымового пожарного извещателя при его эксплуатации смонтирован элемент сценической кулисы помещении актового зала (перекрывая эту зону), однако сигнал о сработке пожарного извещателя на приемный прибор не проходит);
- п. 13.3.6 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" в комнатах с круглосуточным пребыванием людей здания школы-интерната, горизонтальные расстояния от дымовых пожарных извещателей автоматической установки пожарной сигнализации (далее - АУПС) до электросветильников менее 0,5 м.
По факту выявленных нарушений 15.01.2021 в отношении Общества составлен протокол N 41-1-3 об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении, и иные материалы проверки направлены Управлением в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи, с чем привлек Общество к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, назначив наказание в виде в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в области лицензируемого вида деятельности.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" (далее - Положение о лицензировании) лицензированию МЧС России подлежит вид деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Исполнитель имеет лицензию МЧС России N 78-Б/02290 от 12.07.2018 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и, следовательно, обязано соблюдать лицензионные требования, установленные для данного вида деятельности.
Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основанные на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования (статья 3 Закона N 99-ФЗ).
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (статья 8 Закона N 99-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 утверждено положение о лицензировании данной деятельности (Далее - Положение о лицензировании).
В силу подпункта "д" пункта 4 Положения о лицензировании, действовавшего в период проверки Общества, лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются, в том числе, выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ).
В соответствии с абзацем 1, 4 статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности определены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ, Технический регламент).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (часть 2). К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 3).
К указанному выше нормативно-правовому акту относится Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
Приказом Госстандарта от 14.07.2020 N 1190 утвержден "Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Пунктом 44 данного перечня отражен свод правил 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009).
Следовательно, положения названного нормативного документа, касающиеся деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима в Российской Федерации), относятся к лицензионным требованиям, обязательным для исполнения лицензиатами.
Судом установлено и материалами дела подтверждаются нарушение Обществом лицензионных требований при осуществлении деятельности по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности здания (автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре).
Несоблюдение указанных требований свидетельствует о грубом нарушении лицензионных требований и условий, поскольку влечет за собой угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации и образует в его действиях событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно условиям приложения N 2 к контракту в перечень оборудования, находящегося на балансе Заказчика и передаваемого на техническое обслуживание входят система пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что Общество осуществляет обслуживание в здании ГБООУ школа - интернат N 68 Санкт - Петербурга по адресу: 196621, Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая д. 51 литера А, с нарушением требований подпункта "д" пункта 4 Положения.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 29.12.2020 N 41-1-256, протоколом об административном правонарушении от 15.01.2021.
Невыполнение данных требований, согласно пункту 4 Положения, является грубым нарушением лицензионных требований, повлекшие возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объект посягательства и характер совершенного правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ судом первой инстанции, апелляционным судом не установлено.
Размер административного штрафа проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, ниже низшего предела инкриминируемой статьи. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких основаниях оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2021 по делу N А56-3879/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3879/2021
Истец: Главное управление надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по городу Санкт-Петербургу, отдел надзорной деятельности и профилактической работы Пушкинского района
Ответчик: ООО "ЩИТ-ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ"