г. Пермь |
|
12 мая 2021 г. |
Дело N А50-36830/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя, индивидуального предпринимателя Говорущенко С.В.: не явились;
от заинтересованного лица, Администрации города Березники Пермского края: Холодков А.В., паспорт, доверенность от 29.12.2020, диплом;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Говорущенко С.В.
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 января 2021 года по делу N А50-36830/2019,
принятое судьей Гилязетдиновой А.Р.
по заявлению индивидуального предпринимателя Говорущенко С.В. (ОГРНИП 304591114100066, ИНН 591107552504)
к Администрации города Березники Пермского края (ОГРН 1025901701616, ИНН 5911000244)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Говорущенко Сергей Викторович (далее - заявитель, предприниматель, перевозчик) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Администрации города Березники Пермского края (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным решения, оформленного в письме от 03.09.2020 N 10-01-10/534.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.01.2021 (резолютивная часть объявлена 20.01.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на незаконности решения, оформленного письмом от 03.09.2020 N 10-01-10/534, как не соответствующего части 3 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным 2 транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ). Полагает, что фактически имеет место корректировка сведений реестра муниципальных маршрутов без принятия решения об изменении маршрута, что противоречит положениям частей 2,4 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ.
Предприниматель в апелляционной жалобе приводит доводы о необходимости приостановления производства по делу в связи с тем, что определением Березниковского городского суда от 21.01.2021 наложены меры предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого в части постановления Администрации от 28.02.2017 N 365 в отношении административного истца (предпринимателя) до вступления в законную силу решения суда. В просительной части жалобы просит приостановить производство по настоящему делу до вступления в законную силу решения Березниковского городского суда Пермского края, не указывая номер дела.
Администрация представила отзыв с возражениями на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Участвующий в судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал изложенные в отзыве на апелляционную жалобу доводы. Возражая против приостановления производства по делу, представитель Администрации пояснил, что в настоящее время меры предварительной защиты, наложенные определением Березниковского городского суда от 21.01.2021, отменены.
Заявитель о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда не направил, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Судом апелляционной инстанции рассмотрено ходатайство о приостановлении производства по делу.
Обязательным основанием для приостановления производства по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является невозможность его рассмотрения до принятия решения по другому делу, рассматриваемому Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что обязательное приостановление производства по делу обусловлено наличием другого дела в любом суде, и правовой зависимостью между делами.
Обязанность суда приостановить производство по делу напрямую зависит от связи между делами, невозможности рассмотрения арбитражным судом спора до принятия решения по другому делу, то есть от наличия обстоятельств, препятствующих принятию решения по рассматриваемому делу.
Рассмотрев ходатайство заявителя, суд апелляционной инстанции оснований для приостановления производства по настоящему делу не установил, в удовлетворении ходатайства отказано.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Говорущенко С.В. осуществляет перевозки пассажиров на маршрутах N 11 "Околица - ул. Решетова" и N 38 "пл. Юбилейная - автостанция Березники" регулярных перевозок по регулируемым тарифам в г. Березники.
Предпринимателем получено уведомление управления городского хозяйства Администрации г. Березники от 03.09.2019 N 10-01-10/534 о планируемых с 01.03.2020 изменениях по маршрутам N 11 и N 38 (т.1 л.д. 13). В данном уведомлении предпринимателю сообщается, что на основании постановления Администрации от 28.02.2017 N 365 (в редакции постановления от 26.08.2019 N 2406) изменяется схема движения маршрута N 38 (новое наименование маршрута "Абрамово - д. Суханово"): ул. Ломоносова - ул. Юбилейная - ул. Свердлова - ул. Мира, ул. Юбилейная - ул. Сухановская - ул. пятилетки - ул. Набережная - ул. Пятилетки - ул. Свердлова - ул. Юбилейная - ул. Ломоносова; а также изменяется класс и (или) количество транспортных средств на маршруте N 11 (средний класс ТС - 8 единиц), на маршруте N 38 (средний класс ТС - 6 единиц).
Полагая, что решение, оформленное в письме от 03.09.2019 N 10-01-10/534, не соответствует законодательству Российской Федерации, нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в суд с заявлением о признании данного решения незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует требованиям законодательства и прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 200, статьей 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
С 14.07.2015 отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок урегулированы Федеральным законом N 220-ФЗ.
В силу действия части 1 статьи 11 Федерального закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
В части 2 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ указано, что муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.
Если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства (часть 3 статьи 12 Закона N 220-ФЗ).
Порядок организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам регламентирован статьей 14 Федерального закона N 220-ФЗ, в части 1 которой содержится положение о том, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В части 1 статьи 15 Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено, что регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1). Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2).
Карта муниципального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту (часть 3).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты, по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам N 11 и 38 предпринимателю были выданы на срок до 08.07.2018. После вступления в силу Федерального закона N 220-ФЗ, в соответствии со статьями 25 и 26 Федерального закона N 220-ФЗ, информация о маршрутах N 11 и N 38 была внесена в реестр маршрутов регулярных перевозок города Березники Пермского края.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона N 220-ФЗ ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившим данные маршруты уполномоченным органом местного самоуправления.
К сведениям, которые должны быть включены в реестры маршрутов регулярных перевозок, относится вид регулярных перевозок (пункту 8 части 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ).
Под видом регулярных перевозок понимаются регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам (пункт 16 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ).
В соответствии с пунктами 17, 18 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ регулярные перевозки по регулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке. Под регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
В части 1 статьи 18 Федерального закона N 220-ФЗ содержится положение о том, что изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.
Согласно статье 3 Федерального закона N 220-ФЗ под документом планирования регулярных перевозок понимается нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, установившие муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок, в отношении которых принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязаны уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
Таким образом, к полномочиям органа местного самоуправления относится изменение муниципальных маршрутов регулярных перевозок. Изменение вида регулярных перевозок допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок и об этом решении уведомлено лицо, осуществляющее регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
Как отмечено ранее, свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам N 11 и 38 предпринимателю были выданы на срок до 08.07.2018.
Постановлением Администрации от 28.02.2017 N 365 в соответствии с частью 4 статьи 2 Закона N 220-ФЗ утвержден Документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом города Березники (далее - Документ планирования), которым предусмотрено изменение вида регулярных перевозок по регулируемым тарифам на регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, в том числе, по маршрутам N 11 и 3 38 с 09.07.2018.
Постановлением Администрации от 09.04.2018 N 826 в Документ планирования внесены изменения. Изменение вида регулярных перевозок по регулируемым тарифам на регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по маршрутам N 11 и N 38 предусмотрено с 01.08.2019.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута.
Согласно части 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее, чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.
На основании пункта 1 части 4, части 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок по маршрутам N 11 и N 38 на срок до 29.02.2020.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Постановлением Администрации от 26.08.2019 N 2406 в Документ планирования, утвержденный постановлением Администрации г. Березники от 28.02.2017 N 365, внесены изменения, согласно которым изменения вида регулярных перевозок по маршрутам N 11 и N 38 с регулируемых на нерегулируемые не осуществляется.
Информация об изменении вида регулярных перевозок по маршрутам N 11 и N 38 в оспариваемом письме от 03.092019 N 10-01-10/534 не содержится.
Поскольку Документом планирования изменение вида регулярных перевозок по маршрутам N 11 и N 38 не предусмотрено, то отсутствует обязанность уполномоченного органа местного самоуправления уведомления перевозчика за 180 дней о принятом решении об изменении вида перевозок.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал, что о мероприятиях по маршрутам N 11 и N 38, запланированных к реализации с 01.03.2020 (впоследствии дата была изменена на 01.01.2021) предприниматель был уведомлен письмом от 03.09.2019, которое получено предпринимателем 06.09.2019, то есть более чем за 180 дней до даты проведения мероприятий, то есть заблаговременно.
При этом, срок действия свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту, выданных предпринимателю по маршрутам N 11 и N 38 закончился 08.07.2018.
Кроме того, судом учтено, что в настоящее время заявитель продолжает осуществлять деятельность по регулярным перевозкам пассажиров по маршрутам N 11 и N 38 на основании карт маршрутов, информация о маршрутах N 11 и N 38 внесена в реестр маршрутов регулярных перевозок города Березники Пермского края.
При таких обстоятельствах доводы заявителя о нарушении заинтересованным лицом срока направления уведомления об изменении маршрута, являются необоснованными.
Оснований для признания незаконным решения, оформленного в письме от 03.09.2019 N 10-01-10/534, у суда первой инстанции не имелось, в виду отсутствия нарушения Федерального закона N 220-ФЗ, а также нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выражают несогласие заявителя с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Дополнительно суд апелляционной инстанции отмечает, что вступившими в законную силу судебными актами по делу N А50-24206/2020, рассмотренному Арбитражным судом Пермского края, в котором оспаривалось решение Администрации, оформленное в письме от 23.06.2020 N 10-01-11/44, аналогичного по содержанию оспариваемому решению, в удовлетворении требований предпринимателю отказано.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 января 2021 года по делу N А50-36830/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Говорущенко Сергея Викторовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-36830/2019
Истец: Говорущенко Сергей Викторович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ