Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 сентября 2021 г. N Ф09-6194/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
14 мая 2021 г. |
Дело N А76-48066/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Колясниковой Ю.С., Жернакова А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.03.2021 по делу N А76-48066/2020.
Публичное акционерное общество "Челябинский трубопрокатный завод" (далее - ПАО "ЧТПЗ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий, выразившиеся в уклонении от утверждения акта о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны инвентарный номер 74/0103-59 (202000136), реестровый федеральный номер П13740000782, номер реестра в МЧС 39739, расположенного по адресу: г.Челябинск, ул.Машиностроителей,21; обязании Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения Акта о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны инвентарный номер 74/0103-59 (202000136), реестровый федеральный номер П13740000782, номер реестра в МЧС 39739, расположенного по адресу: г.Челябинск, ул.Машиностроителей,21.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 09.03.2021 (резолютивная часть от 01.03.2021) требования удовлетворены в полном объеме.
С указанным решением суда не согласилось МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апеллянт полагает, что поскольку спорное защитное сооружение передано на ответственное хранение и в безвозмездное пользование заявителю, акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) подлежит утверждению руководителем ПАО "ЧТПЗ".
До начала судебного заседания от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал на то, что Управление уже исполнило решение суда, представил соответствующий акт, утвержденный Управлением, просил решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.01.1996 между АО "ЧТПЗ", Комитетом по управлению государственным имуществом Челябинской области и Администрацией Ленинского района заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов имущества гражданской обороны, а также выполнения мероприятий гражданской обороны, согласно п. 1 которого акционерное общество "ЧТПЗ" принимает по акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны (л.д.64-68).
Согласно выписке из федерального имущества N 328/1 от 18.03.2019 защитным сооружением гражданской обороны является убежище гражданской обороны N 19 под зданием цеха мясных, рыбных и кондитерских полуфабрикатов, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Машиностроителей, 21, реестровый федеральный номер П13740000782, номер реестра в МЧС 39739, инвентарный номер 74/0103-59 (202000136) (л.д.18).
В соответствии с требованиями приказа МЧС России от 15.12.2002 N 586 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" приказом от 01.03.2019 N 032 ПАО "ЧТПЗ" создана комиссия по обследованию состояния объекта гражданской обороны в целях подготовки документов по снятию его с учета. В состав комиссии включены представители общества, Главного управления МЧС России по Челябинской области, МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях (л.д.22).
Согласно Техническому заключению по результатам детального (инструментального) комплексного обследования технического состояния защитного сооружения гражданской обороны инв.N 74/0103-59 (202000136), реестровый NП13740000782, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Машиностроителей, 21, ограждающие и несущие строительные конструкции в результате физического износа утратили расчетные защитные свойства, инженерные системы убежища вышли из строя, восстановление убежища экономически нецелесообразно, дальнейшая эксплуатация объекта как убежища не представляется возможной, рекомендуется снять с учета защитное сооружение (л.д.23-26).
По результатам работы комиссии составлен Акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны инвентарный номер 74/0103-59 (202000136), реестровый федеральный номер П13740000782, номер реестра в МЧС 39739, расположенного по адресу г. Челябинск, ул. Машиностроителей, 21 в связи с утратой расчетных защитных свойств и экономической нецелесообразностью восстановления. Указанный акт подписан членами комиссии и согласован комиссией ГУ МЧС РФ по Челябинской области (л.д.30-31).
26.08.2019 обществом "ЧТПЗ" в адрес МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях указанный акт направлен для утверждения (л.д. 9).
04.09.2019 письмом N 11407 Управлением возвращен акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны, в связи с тем, что в соответствии с заключенным договором "О правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны" от 18.04.1996 N 215 акты о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны подлежат утверждению руководителем ОАО "Челябинский трубопрокатный завод", а не руководителем Межрегионального территориального управления (л.д.10).
09.09.2019 общество повторно направило акт о снятии с учета защитного сооружения, указав, что в соответствии с п. 2.11 Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" согласованные акты о снятии с учета защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) утверждаются для ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, Росимуществом (территориальным органом Росимущества) (л.д.12).
20.11.2019, 24.08.2020 ПАО "ЧТПЗ" в адрес Управления повторно направлялся для утверждения акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны инвентарный номер 74/0103-59 (202000136), реестровый федеральный номер N П13740000782, номер в реестре МЧС 39739, расположенного по адресу: 454129, Российская Федерация, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Машиностроителей, д. 21 (л.д.13-14).
24.09.2020 письмом N 74-КН/12678 Управление, возвратив акт о снятии с учета, сообщило, что письмом от 13.09.2019 N 11839 МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях в Росимущество было направлено обращение по вопросу утверждения Межрегиональным территориальным управлением акта о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны, инвентарный номер 74/0103-59 (202000136), РНФИ П13740000782, номер в реестре МЧС 39739, расположенного по адресу: 454129, Российская Федерация, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Машиностроителей, д. 21, на которое из Росимущества письмом от 20.12.2019 N 06/43434 поступил ответ о том, что согласно разъяснениям Росимущества от 31.10.2017 N ИБ-06/41811 акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны подлежит утверждению руководителем ПАО "Челябинский трубопрокатный завод" в связи с тем, что в отношении вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны заключен договор "О правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны" от 18.04.1996 N215 (л.д.16).
Полагая действия МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, выразившиеся в уклонении от утверждения акта о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны, неправомерными, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", пришел к выводу об обязанности территориального органа Росимущества утвердить акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны, находящегося в федеральной собственности.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Законом о гражданской обороне, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 3 указанного закона).
Согласно части 1 статьи 9 Закона о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в числе прочего, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны (часть 1.1 статьи 11 Закона о гражданской обороне), которым является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила N 583).
Учет защитных сооружений ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитных сооружений, в журнале учета защитных сооружений (пункт 2.1 Правил N 583).
Согласно п. 2.5 Правил N 583 ЗС ГО снимаются с учета, в том числе, при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно.
В пунктах 2.6 - 2.8 Правил N 583 определено, что в целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО (изменения типа ЗС ГО) создается комиссия, в том числе решением руководителя организации - в отношении ЗС ГО, закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
В состав комиссии, создаваемой для снятия с учета ЗС ГО, включаются по согласованию представители главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет ЗС ГО соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данное ЗС ГО.
Комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО (изменению типа ЗС ГО), оценивает готовность ЗС ГО к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО (приложение N 20 к настоящим Правилам) или акт об изменении типа ЗС ГО (приложение N 23 к настоящим Правилам), или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО (изменении типа данного ЗС ГО).
До утверждения акты о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) с прилагаемой документацией направляются на согласование в МЧС России (пункт 2.10 Правил N 583).
В силу пункта 2.11 Правил N 583 согласованные акты о снятии с учета ЗС ГО утверждаются для ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, - Росимуществом (территориальным органом Росимущества); для ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится снимаемое с учета ЗС ГО; для ЗС ГО, находящихся в собственности организации, - руководителем этой организации.
Как следует из материалов дела, обществом "ЧТПЗ" в адрес Управления неоднократно направлялся Акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны инвентарный номер 74/0103-59 (202000136), реестровый федеральный номер П13740000782, номер реестра в МЧС 39739, расположенного по адресу г. Челябинск, ул. Машиностроителей, 21 в связи с утратой расчетных защитных свойств и экономической нецелесообразностью восстановления, согласованный комиссией ГУ МЧС РФ по Челябинской области (л.д. 9, 12-14,30-31).
Утрата расчетных защитных свойств и невозможность дальнейшей эксплуатации спорного ЗС ГО как убежища подтверждена техническим заключением по результатам детального (инструментального) комплексного обследования технического состояния защитного сооружения гражданской обороны инв. N 74/0103-59 (202000136), реестровый NП13740000782, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Машиностроителей, 21 (л.д.23-26), и ответчиком не оспаривается.
Факт нахождения спорного защитного сооружения в федеральной собственности подтвержден выпиской из федерального имущества N 328/1 от 18.03.2019 (л.д.18) и Управлением не опровергнут.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Межрегиональном территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, утвержденного Приказом Росимущества от 16.12.2016 N 452 территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что на Управление, осуществляющее полномочия собственника от имени Российской Федерации, в силу закона возложена обязанность по утверждению акта о снятии с учета названного защитного сооружения.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны, является МЧС России, в силу чего методическое руководство и контроль за созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны Правительством Российской Федерации отнесено к безусловной компетенции МЧС России.
Таким образом, рекомендации Росимущества, на которые ссылается заинтересованное лицо, не является органом, уполномоченным на разъяснение вопросов в сфере гражданской обороны и режима защитных сооружений, и не имеют более высокую юридическую силу, чем действующий приказ уполномоченного на решение этого вопроса МЧС России.
Доводы апеллянта подлежат отклонению апелляционным судом как основанные на неверном толковании норм материального права.
С учетом изложенных мотивов решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.03.2021 по делу N А76-48066/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-48066/2020
Истец: ПАО "Челябинский трубопрокатный завод"
Ответчик: МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях