г. Санкт-Петербург |
|
13 мая 2021 г. |
Дело N А42-9798/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8042/2021) Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.02.2021 по делу N А42-9798/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"
к 182 отделу государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - заявитель, ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления 182 Отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее- Отдел, административный орган, Минобороны России) от 29.10.2020 N 182/2020/54 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 100 000 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 29.01.2021 в виде резолютивной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
08.02.2021 судом изготовлено мотивированное решение суда.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Предприятие направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда первой инстанции от 08.02.2021, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не является застройщиком, заказчиком или техническим заказчиком.
Кроме того податель жалобы полагает, что в действиях Предприятия отсутствует вина во вмененном правонарушении, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Также Предприятие просит освободить заявителя от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 08.04.2019 между Министерством обороны Российской Федерации (далее- Государственный заказчик) и ФГУП "Главное строительное управление N 4 (далее-Генподрядчик) заключен государственный контракт N 1919187375562554164000000 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция системы водоснабжения поселка Белушья Губа, Архангельской области, арх. Новая Земля, 1 этап" (далее-Контракт).
Заказчиком строительства объекта является ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России".
В период с 31.08.2020 по 18.09.2020 в ходе проверки объекта капитального строительства "Реконструкция системы водоснабжения пос. Белушья Губа", 1 этап, шифр объекта Б-7/РВ, расположенного по адресу: Архангельская область, архипелаг Новая Земля, зафиксирован факт нарушения допущенного заявителем обязательных для исполнения требований нормативных документов в области строительства объекта капитального строительства, а именно:
- до начала производства работ не завершены работы подготовительного периода, отсутствует (не предоставлен) акт о соответствии выполненных внеплощадочных и внутриплощадочвых подготовительных работах требованиям безопасности труда и готовности объекта к началу строительства по приложению "И" СНиП 12-03-2001 (нарушение требований проекта Б-7/РВ-ВОД-ПОС ПЗ, альбом ПОС, лист 19).
- на объекте капитального строительства авторский надзор не осуществляется. Отсутствует журнал авторского надзора и подписи представителя лица, осуществляющего подготовку проектной документации, в актах освидетельствования (нарушение требований проекта Б-7/РВ-ВОД-ПОС ПЗ, альбом ПОС, лист 21).
- на участке водовода между опорами N 182 - 483 монтаж металлических свай под неподвижные и скользящие надземные опоры выполнен с применением трубы 159*5 из стали марки Ст20, проектной документацией предусмотрено применение труб из стали марки 09Г2С (нарушение требований проекта Б-7/РВ-ВОД КР.ПЗ, альбом КР, листы 10,11).
- на участке водовода между опорами N 182 - 483 монтаж металлических конструкций неподвижных и скользящих надземных опор выполнен с применением электродов типа Э50А, проектной документацией предусмотрено применение электродов типа Э42 (нарушение требований проекта Б-7/РВ-ВОД КР, альбом КР, листы 1, 3).
- на участке водовода между опорами N 41 - 483 заполнение пазух неподвижных и скользящих надземных опор в слое сезонного промерзания-оттаивания грунта выполнено цементно-песчаным раствором, проектной документацией предусмотрено применение песка средней крупности (нарушение требований проекта Б-7/РВ-ВОД КР.ПЗ, альбом КР, листы 10,11).
- производственный экологический контроль в ходе строительства не организован. Отсутствуют (не предоставлены) программа производственного экологического контроля, технологический регламент по обращению с твердыми отходами и инструкции по обращению с отходами применительно к конкретным видам отходов (нарушение требований проекта "Перечень мероприятий по охране окружающей среды", альбом ООС, листы 14,25,26,28).
Результаты проверки зафиксированы в соответствующем акте N 123/1 от 18.09.2020.
Установив, в действиях заявителя, нарушение действующего законодательства начальником отделения 182 отдела государственного архитектурного-строительного надзора 06.10.2020 в отношении ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" составлен протокол N 182/2020/54 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Постановлением от 29.10.2020 N 182/2020/54 по делу об административном правонарушении ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Предприятия состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ в связи, с чем отказал Предприятию в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Предприятия и отмены решения суда от 15.11.2020 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В силу части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 6 статьи 52 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В силу части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Согласно части 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
Частью 4 статьи 53 ГрК РФ предусмотрено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (часть 3 статьи 52 ГрК РФ).
Застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику (пункт 16 статьи 1 ГрК РФ).
Технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (пункт 22 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с частью 3 Положения о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
Как следует из материалов дела между Министерством обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) и ФГУП "Главное военно-строительное управление N 4 (Генподрядчик) заключен государственный контракт N 1919187375562554164000000 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция системы водоснабжения поселка Белушья Губа, Архангельской области, арх. Новая Земля, 1 этап".
ФКП "УЗКС МО РФ" распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 272-р определено единственным исполнителем, оказывающим услуги заказчика (застройщика) в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Минобороны России.
В соответствии с Уставом ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации N 290-р от 11 марта 2008 года с изменениями N 1119-р от 29 июня 2011 года оказание услуг Минобороны России в сфере организации строительства объектов, обеспечение проектно-сметной и разрешительной документацией является одной из целей деятельности предприятия.
В соответствии с Уставом, Региональное управление заказчика капитального строительства Западного военного округа (далее - РУЗКС ЗВО), является филиалом ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" (пункт 9).
Пунктом 11 данного распоряжения установлено, что для достижения цели, указанной в пункте 10 устава, предприятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет следующие виды деятельности, в том числе обеспечение проектно-сметной и разрешительной документации в отношении строительства и капитального ремонта объектов, в том числе объектов государственного оборонного заказа, выполнение работ по предпроектной подготовке, проектированию и организации строительства объектов, организация проектных, изыскательских, исследовательских, природоохранных, строительных, ремонтных, монтажных и иных работ, определение порядка и условий строительства.
Согласно подпункту "д" пункта 12 Устава предприятие вправе в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами РФ, выступать застройщиком, заказчиком, исполнителем работ и услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования и организации строительства.
Пунктом 2.5 государственного контракта, Государственный заказчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с Генподрядчиком передал исполнение части своих функций ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России", именуемое Заказчик. Обязанности ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" по осуществлению строительного контроля и технического надзора за строительством объекта закреплены в разделе 7 государственного контракта.
В разделе 7 государственного контракта установлено, что Заказчик осуществляет контроль и технический надзор за выполнением строительно-монтажных Работ (объемами, качеством, стоимостью и сроками выполнения Работ), используя при этом качественные критерии, заложенные в существующих в Российской Федерации строительных нормах и правилах, технических условиях и стандартах, применяемых при строительстве, условиям Контракта
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, правовой статус Предприятия определен Правительством Российской Федерацией в распоряжении от 03.03.2010 N 272-р, следует из целей создания ФКП "УЗКС МО РФ", отраженных в Уставе Предприятия, а также из условий Контракта.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы Предприятия о том, что оно не является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку Предприятие, выполняющее функции технического заказчика на Объекте обязано было осуществлять контроль за выполнением Генподрядчиком работ на Объекте.
Факт правонарушения (наличие перечисленных в оспариваемом постановлении нарушений требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований к зданиям и сооружениям при строительстве объектов капитального строительства) установлен административным органом и судом первой инстанции, подтверждается материалами дела (акт проверки от 07.02.2020 N 6/1) и Предприятием документально не опровергнут. Устранение нарушений после проведения проверки и выявления правонарушения, не свидетельствует об отсутствии события правонарушения. Кроме того, доказательства устранения перечисленных в оспариваемом постановлении нарушений в материалы дела не представлены.
Следовательно, материалами дела подтверждается наличие в действиях Предприятия объективной стороны состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Предприятием требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Предприятием необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения и осуществление надлежащего контроля и технического надзора за проведением работ на Объекте, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Предприятия во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Предприятия состава вмененного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Нарушения процедуры привлечения Предприятия к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ, судом не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено, лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, в пределах сроков, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Исходя из характера допущенного нарушения, суд не усмотрел оснований для применения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и считает обоснованным назначение Предприятию наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. Указанный штраф является минимальной санкцией, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств, соответствует тяжести совершенного правонарушения, является соразмерным. Оснований для снижения штрафа ниже низшего предела судом не установлено.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.02.2021 по делу N А42-9798/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-9798/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: 182 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации