Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 июля 2021 г. N Ф03-3442/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
14 мая 2021 г. |
А04-572/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
при участии в заседании: в отсутствие представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 11.03.2021
по делу N А04-572/2021
Арбитражного суда Амурской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спецэкомаш" (ОГРН 1185476011181, ИНН 5448951953)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное
жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745)
о взыскании 25 289,93 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецэкомаш" (далее - ООО "Спецэкомаш", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, учреждение, ответчик) с исковыми требованиями о взыскании 25 289,93 руб., составляющих основной долг по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 04.03.2019 N ГУ/19-11 за период с 01.04.2019 по 30.06.2019 в размере 9 985,68 руб.; неустойку за период с 11.06.2019 по 05.04.2020 в размере 400,95 руб.; основной долг по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ГУ/19-11/1 за период с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 14 546,28 руб. неустойку за период с 13.08.2019 по 05.04.2020 в размере 357,02 руб.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 11.03.2021 исковые требования удовлетворены в заявленном размере, а также с ответчика в пользу истца взысканы расходы по госпошлине 2 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, не соответствием выводов суда фактическим обстоятельства дела, необходимость учета объема твердых коммунальных отходов на основании актов о фактически оказанных услугах, несоразмерность неустойки, необходимость применения к взыскиваемой неустойки положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, необоснованном отнесении расходов по госпошлине.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2021 апелляционная жалоба принята к рассмотрению в судебное заседание на 13.05.2021 в 09 час. 40 мин., информация об этом размещена публично на официальном сайте арбитражного суда в сети интернет.
Истец, представил письменные возражения, в котором доводы жалобы отклонил как несостоятельные, просил оставить решение без изменения. Привел доводы о необходимости учета твердых коммунальных отходов только исходя из нормативов накопления либо количества и объема контейнеров для накопления отходов. Возражал против снижения пени, поскольку в расчете общества применена наименьшая ставка неустойки 1/300 ключевой ставки Банка России вместо 1/130 ставки.
Участвующие в деле лица, извещенные о рассмотрении дела, явку представителей не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствовало проведению заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Спецэкомаш" на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Кластер N 1 (г. Зея, г. Тында, Сковородинский район, Зейский район, Магдагачинский район, Тындинский район)" Амурской области, с учетом дополнительного соглашения от 16.11.2020, наделен статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 10-летний период, начиная с 01.04.2019.
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления, Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 1 статьи 24.7, части 2 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156) предусматривающими обязанность регионального оператора на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами отходы в определенных объемах и местах и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с действующим Порядком накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 24.08.2017 N 408 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Амурской области", региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Из положений Закона N 89-ФЗ, Правил N 1156 собственники отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Такой договор является публичным и заключается на основании публичной оферты.
Во исполнение вышеупомянутых Правил N 1156 (пункты 8.12, 8.15), между ООО "Спецэкомаш" (региональный оператор, РО) и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (потребитель) заключались договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе, договор N ГУ-19-11 от 04.03.2019, договор N ГУ/19-11/1 от 28.10.2019.
По договору N ГУ/19-11 дата начала оказания услуг по обращению с ТКО определена с 01.04.2019 (пункт 1.5 договора). Договор действует по 30.06.2019, если за 30 дней до окончания срока действия договора ни одна из сторон не выразила намерения о расторжении договора, то договор автоматически пролонгируется на следующий год на тех же условиях (пункт 8.1 договора).
По договору N ГУ/19-11/1 дата начала оказания услуг по обращению с ТКО определена с 01.07.2019 (пункт 4 договора). Договор заключается на срок до 31.12.2019 (пункт 35 договора).
Согласно условиям договоров, региональный оператор обязуется принимать ТКО, согласно классификационного каталога отходов утвержденного Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, "Отходы коммунальные твердые" (код 73100000000) и подобные коммунальным на производстве, в объеме и в месте первичного сбора отходов, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором.
Согласно пункту 2.3 договора N ГУ/19-11, пункта 7 договора N ГУ/19-11/1 потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Места сбора, накопления и источников образования ТКО установлены в приложении N 1 к договорам, находятся в г. Зея, г. Тында, г. Сковородино, п. Уруша, п. Магдагачи.
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области N 130-пр/у от 30.11.2018 установлен тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей ООО "Спецэкомаш" на 2019 год Кластер 1: г. Зея, г. (Тында, Сковородинский район, Зейский район, Магдагачинский район, Тындинский район) и составляет для иных потребителей, населения - 596,16 руб./куб.м.
Истец как региональный оператор оказывал деятельность по вывозу ТКО от мест первичного сбора и накопления ответчика, в адрес ответчика направлялись универсальные передаточные документы (УПД) счета-фактуры на объемы оказанных услуг, счета на оплату.
Ответчика подписал УПД, производил оплату услуг, но не в полном объеме. Между сторонами велась переписка об оплате задолженности, по просьбе учреждения региональным оператором частично производилась корректировка платежных документов.
В результате у потребителя сложилась задолженность, в том числе за период с 01.04.2019 по 30.06.2019 по договору N ГУ/19-11 в размере 9 985,68 руб., по договору N ГУ/19-11/1 за период с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 14 546,28 руб.
Претензия об оплате задолженности оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Разрешая спор по существу, арбитражный суд руководствовался нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ), регулирующей правоотношения по возмездному оказанию услуг, а также нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, регулирующие обращение с отходами производства и потребления.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Из существа спора и доводов ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России следует, что возник спор по способу определения размера оказанных услуг по обращению с ТКО.
Согласно позиции ответчика при подписании УПД (счетов-фактур) в части признаваемых объемов ТКО, учреждение руководствовалось распоряжением начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России "Об обеспечении контроля за своевременным, качественным и бесперебойным оказанием услуг по обращению с ТКО" N 1Р/3 от 15.01.2019 в соответствии с которым надлежащим подтверждением объемов оказанных услуг являются справки о фактически оказанных услугах, подписанные командирами восковых частей (начальниками воинских организаций).
Справки о фактически оказанных услугах предоставлялись командирами ежемесячно на основании пункта 9 Порядка организации деятельности по контролю за исполнением государственных контрактов в сфере коммунально-эксплуатационного обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации N 768 от 23.12.2019.
Давая оценку указанным доводам, апелляционный суд руководствуется следующей правовой позицией.
Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса правовое положение участников гражданского оборота определяет гражданское законодательство. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Гражданского кодекса гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Из положений Закона об отходах производства и потребления следует, что установление правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов относится к полномочиям Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505) коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Таким образом, предусмотрен коммерческий учет ТКО для собственников ТКО с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
При этом положениями пункта 6 Правил N 505 прямо определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, то есть расчетным путем - по нормативам накопления.
Коммерческий учет ТКО в соответствии с третьим абзацем подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, осуществляется только при раздельном накоплении ТКО (пункт 8 Правил N 505)
Заключая договоры, стороны в пункте 13 договора N ГУ/19-11/1 установили производить учёт объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов в соответствии с Правилами N 505 следующим способом - расчётным путём исходя из количества и объёма контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, а в случае их отсутствии в утвержденном реестре - исходя из нормативов накопления ТКО.
Пунктом 10.13 договора N ГУ/19-11 предусмотрено, при исполнении настоящего договора стороны обязуются руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе положениями Закона об отходах производства и потребления и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обращения с ТКО.
Таким образом, указанное учреждением распоряжение начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России N 1Р/3 от 15.01.2019, а также приказ Министра обороны Российской Федерации N 768 от 23.12.2019 касаются внутренней организации деятельности подведомственных Минобороны России воинским частям и не являются нормами права регулирующие порядок учета ТКО.
Как установлено условиями договоров, способом складирования ТКО является контейнеры, расположенные на контейнерных площадках по указанным в приложении N 1 адресам (пункт 1.3 договора N ГУ/19-11); способ складирования ТКО по договору N ГУ/19-11/1 является контейнеры, расположенные на контейнерной площадке согласно утвержденному реестру мест накопления, а в случае отсутствия контейнерной площадки бесконтейнерным способом (пункт 3 договора).
Поскольку договоры заключены на условиях типового договора, при соблюдении положений Закона N 89-ФЗ, Правил N 1156, Правил N 505 ссылка на справки о фактически оказанных услугах обоснованно не приняты судом первой инстанции.
Сложившаяся у ответчика задолженность по договору N ГУ/19-11 за период с 01.04.2019 по 30.06.2019 в размере 9 985,68 руб., по договору N ГУ/19-11/1 за период с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 14 546,28 руб. правомерно взыскана судом.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Предписаниями п.22 формы Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, предусмотрено
Право регионального оператора потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Банка России, предусмотрено пунктом 22 формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - типовой договор).
Условие начисление неустойки предусмотрено договором ГУ/19-11 (пункт 5.2) и договором ГУ/19-11/1 (пункт 20), а именно, в случае просрочки исполнения потребителем обязательств, предусмотренных договором, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств, предусмотренных договором, региональный оператор вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения потребителем обязательства, предусмотренного настоящим договором, начиная со дня, следующего после дня истечения, установленного настоящим договором срока исполнения обязательства, в размере 1/130 и 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от неуплаченной в срок суммы.
В связи с несвоевременным исполнением ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг истец начислил неустойку по договорам из расчета 1/300 ключевой ставки Банка России, что меньше 1/130.
По договору ГУ/19-11 за период с 11.06.2019 по 05.04.2020 неустойка составила 400,95 руб., договору ГУ/19-11/1 за период с 13.08.2019 по 05.04.2020 в размере 357,02 руб.
Сумма неустойки правомерно взыскана судом.
В соответствии с доводами ответчика размер неустойки подлежал снижению судом.
По правилам статьи 333 Гражданского кодекса, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательств и иные.
Между тем, по обстоятельствам дела, суд не усмотрел оснований для возможности снижения неустойки, поскольку ее размер принят в наименьшем размере 1/300 ключевой ставки Банка России.
В соответствии с общими принципами, определенными в статье 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
По настоящему делу истец понес судебные расходы по оплате госпошлины 2 000 руб. платежным поручением N 1896 от 17.11.2020, поэтому расходы возмещены за счет проигравшего ответчика.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.03.2021 по делу N А04-572/2021 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-572/2021
Истец: ООО "Спецэкомаш"
Ответчик: ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации
Третье лицо: Шестой арбитражный апелляционный суд (6464/20 2т, 572/21 2т)