город Ростов-на-Дону |
|
13 мая 2021 г. |
дело N А53-24859/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области: представитель Курочкин В.И. по доверенности от 09.12.2020, удостоверении ТО N 061720;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аксаймелиорация"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 20.02.2021 по делу N А53-24859/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аксаймелиорация" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аксаймелиорация" (далее - ООО "Аксаймелиорация", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным и отмене постановления от 27.07.2020 N 19.01-07-72/2020 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в сумме 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Аксаймелиорация" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не было установлено время совершения административного правонарушения, что не позволило решить вопрос об истечении сроков давности привлечения к административной ответственности. Административный материал не содержит документов, свидетельствующих о производстве добычных работ обществом за пределами предоставленного лицензией горного отвода.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления указал на законность и обоснованность оспариваемого решения, ООО "Аксаймелиорация" явку представителей не обеспечило, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.05.2020 прокуратурой Аксайского района, с участием государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Ростовской области, заместителя начальника Аксайского отдела Управления Росреестра по РО, кадастрового инженера МУП АР БТИ, проведена проверка соблюдения законодательства о недрах в деятельности ООО "Аксаймелиорация" на земельном участке с кадастровым номером 61:02:0600010:11083.
На данный земельный участок общество имеет лицензию на право пользования недрами РСТ 80289 ТР с целевым назначением и видами работ "геологическое изучение, разведка и добыча песков и известняков-ракушечников на участке Большелогский 6".
Земельный участок с КН 61:02:0600010:11083 принадлежит на праве собственности доли гр. Котовой Н.Я., о чем в ЕГРН 14.11.2017 сделана запись регистрации
61:02:0600010:11083-61/003/2017-4,
доли гр. Волошковой Е.В., о чем в ЕГРН 14.11.2017 сделана запись регистрации
06:02:0600010:11083-61/003/2017-3, относится к категории: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - карьеры, предприятия по добыче гравия, песка, глины.
Между ООО "Аксаймелиорация" и собственниками земельных участков заключен договор аренды.
Согласно заключению кадастрового инженера МУП АР БТИ, фактически карьер расположен на трех земельных участках с кадастровыми номерами 61:02:0600010:11083, 61:02:06000010:3114, 61:02:0600010:11082, а также частично на территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в границах кадастрового квартала 61:02:0600010, площадью 8 767 кв.м. (в соответствии со схемой расположения).
В нарушение норм действующего законодательства директором общества не представлены документы, послужившие основанием для использования земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в границах кадастрового квартала 61:02:0600010, площадью 8 767 кв.м.
Выявленное нарушение послужило основанием для вынесения прокурором Аксайского района Ростовской области постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. При вынесении постановления присутствовал директор общества Котов Г.В., которому были разъяснены права и обязанности и вручена копия постановления под подпись.
27.07.2020 начальник Аксайского отдела Управления Росреестра, в присутствии директора общества Котова Г.В., вынес постановление N 19.01-07-72/2020, которым ООО "Аксаймелиорация" привлечено к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наказанием в виде административного штрафа в сумме 100 000 руб. Копия постановления вручена директору общества под подпись.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, в размере от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного названной статьей, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что лицо самовольно занимает земельный участок, либо использует земельный участок без оформления правоустанавливающих документов.
Субъектом правонарушения, предусмотренного данной нормой, является лицо, самовольное занявшее земельный участок или часть земельного участка, в том числе использовавшее земельный участок, не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Анализ объекта и объективной стороны указанного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что самовольным занятием земельного участка или части земельного участка лицом, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, следует понимать пользование земельным участком, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с главами III, IV Земельного кодекса Российской Федерации земля может находиться в собственности, ограниченном пользовании (сервитут), аренде и безвозмездном пользовании.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации (право собственности, аренда земельных участков, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), безвозмездное пользование земельными участками, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 и пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации. Права на земельные участки граждан и юридических лиц удостоверяются документами так же в соответствии с Законом о регистрации.
В соответствии пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. В то же время данную норму следует применять в контексте пункта статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Согласно части 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Особенности приобретения прав на земельный участок установлены Земельным кодексом Российской Федерации и прежде всего главой V "Возникновение прав на землю".
В отношении земельных участков законодательством установлен особый порядок возникновения прав на их использование, сопряженный с необходимостью образования земельных участков, как объектов земельных отношений и государственной регистрации прав на них, как объектов земельных отношений и государственной регистрации прав на них в качестве недвижимого имущества формирование земельного участка, решение о предоставлении земельного участка (в определенном праве, заключение и государственная регистрация соответствующих договоров, удостоверение возникшего права).
Таким образом, право лица на земельный участок как юридический факт подлежит признанию только в случае государственной регистрации права в установленном законом порядке.
Право на земельный участок, приобретенное участником земельных правоотношений, удостоверяется правоустанавливающими документами.
Такими документами являются свидетельства о государственной регистрации права, либо зарегистрированный в установленном порядке договор аренды земельного участка, договор о размещении нестационарного торгового объекта, которые выдаются правообладателю, арендатору земельного участка.
Согласно части 3 статьи 1 Закона о регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Закона о регистрации, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно установленному пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации перечню оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки, могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок; приобретение имущества по допускаемым законом основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно частью 6 статьи 1 Закона о регистрации, государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
На основании пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду, договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Как следует из положений статей 40, 41, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статей 262, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации право на использование (пользование) соответствующего земельного участка принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимся его собственником. К таким лицам, согласно статьям 5, 41 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены землепользователи, землевладельцы, арендаторы и обладатели сервитутов (лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками).
Если законом установлена обязанность лица оформить права на земельный участок, предусмотренные законодательством РФ, пользование данным земельным участком без оформления таких прав образует состав правонарушения, предусмотренный статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что фактически ООО "Аксаймелиорация" самовольно заняло и использует часть земельного участка кадастрового квартала 61:02:0600010, государственная собственность на который не разграничена, общей площадью 8 767 кв.м., в отсутствие воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке, что является нарушением статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации и образует состав и событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина общества как субъекта названного административного правонарушения, заключается в неисполнении вышеуказанных требований земельного законодательства, а также в непринятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Общество, осуществляя свою деятельность по добыче недр на земельных участках, на которые распространяет действие полученная обществом лицензия, обязано было удостовериться в том, что образуемый при добыче полезных ископаемых карьер не выходит за границы соответствующих земельных участков.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что обществом допущено использование земельного участка при отсутствии прав на земельный участок, что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Риск негативных последствий, возникающих в ходе осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности, лежит на обществе.
Довод о том, что административный материал не содержит документов, свидетельствующих о производстве добычных работ обществом за пределами предоставленного лицензией горного отвода, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку факт совершения правонарушения подтверждается материалами административного дела, в том числе, актом проверки от 27.05.2020, справкой о результатах обследования от 01.06.2020.
Документов, послуживших основанием для использования земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в границах кадастрового квартала 61:02:0600010, площадью 8767 кв.м., обществом не представлено.
Довод общества о том, что в материалах дела об административном правонарушении не установлено время совершения административного правонарушения, что не позволяет решить вопрос о соблюдении сроков давности, является несостоятельным.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.07.2020 усматривается, что Прокуратурой района 27.05.2020 с участием государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Ростовской области, заместителя начальника Аксайского отдела Управления Росреестра по РО, кадастрового инженера МУП АР БТИ, проведена проверка соблюдения законодательства о недрах в деятельности ООО "Аксаймелиорация" на земельном участке с кадастровым номером 61:02:0600010:11083.
Таким образом, на рассмотрение дела об административном правонарушении административному органу был представлен пакет документов: акт проверки соблюдения земельного законодательства от 27.05.2020, постановление прокурора Аксайского района от 15.07.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении, определение от 21.07.2020 Управления Росреестра по Ростовской области о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, что позволило Управлению вынести постановление о назначении административного наказания по делу N 19.01-07-72/2020 от 27.07.2020 с соблюдением сроков, установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Время совершения административного правонарушения - 27.05.2020.
Таким образом, нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Размер штрафа соответствует пределам санкции и существу допущенного нарушения. Так как кадастровую стоимость земельный участок, расположенный в кадастровом квартале 61:02:0600010, не имеет, ООО "Аксаймелиорация" был назначен штраф в минимальном размере 100 000 руб.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое обществом постановление административного органа о привлечении к административной ответственности, является законным и обоснованным, представленные в материалы дела документальные доказательства в своей совокупности подтверждают наличие в деяниях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции принято законное решение от 20.02.2021.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.02.2021 по делу N А53-24859/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-24859/2020
Истец: ООО "АКСАЙМЕЛИОРАЦИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО РО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области