г. Москва |
|
13 мая 2021 г. |
Дело N А41-60009/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Главного управления "Государственная жилищная инспекция Московской области" и ООО УК "ЖКХ-Онлайн" на решение Арбитражного суда Московской области от 19.02.2021 по делу N А41-60009/20 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "В лесу" к администрации городского округа Красногорск Московской области о признании, третьи лица: ООО УК "ЖКХ-Онлайн", Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области",
при участии в заседании:
от ООО "В лесу" - Семашко А.В. по доверенности от 11.01.2021;
от администрации городского округа Красногорск Московской области - Ильин И.С. по доверенности от 30.04.2021;
от ООО УК "ЖКХ-Онлайн" - Погорельцева Е.В. по доверенности от 14.01.2020;
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Крюков Д.А. по доверенности от 11.01.2021;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "В лесу" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Красногорск Московской области с требованиями о признании незаконными действий по организации и проведению открытого конкурса (извещение от 23.06.2020 N 230620/0999939/01) на право заключения договора управления МКД расположенного по адресу: Московская обл., г. Красногорск, п. Отрадное, ул. Лесная, д. 16, д. 17, д. 18, и признании недействительными результатов конкурса (извещение от 23.06.2020 N 230620/0999939/01) по отбору управляющей организации для управления МКД расположенного по адресу: Московская обл., г. Красногорск, п. Отрадное, ул. Лесная, д. 16, д. 17, д. 18.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует: ООО УК "ЖКХ-Онлайн", Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.02.2021 по делу N А41-60009/20 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах третьи лица просят решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представители ООО УК "ЖКХ-Онлайн", Госжилинспекции и администрации в судебном заседании поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представитель ООО "В лесу" в судебном заседании возражал против доводов апелляционных жалоб, по основаниям, изложенным в отзывах на них, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Изучив апелляционные жалобы, отзывы на них, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
ООО "В лесу" управляет многоквартирными домами по адресам: Московская область, г. Красногорск, п. Отрадное, ул. Лесная д. 16, д. 17, д. 18 с 2016 года.
Согласно Протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в форме очно-заочного голосования от 16.09.2016 N Л17-1/2016 заявитель был выбран управляющей компанией многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Московская обл., г. Красногорск, пос. Отрадное, ул. Лесная, д. 17. С собственниками помещений дома заключен Договор управления многоквартирным домом от 30.09.2016 N Л17/И.
На основании Протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 16.01.2020 N Л17-1/2020 принято решение о подтверждении полномочий управляющей компании ООО "В лесу".
27.01.2020 обществом в Госжилинспекцию направлено заявление о внесении изменений в Реестр лицензий Московской области.
Решением от 24.03.2020 N 1155 во внесении изменений в Реестр лицензий Московской области обществу отказано.
Вступившим 08.10.2020 в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 16.07.2020 по делу N А41-27180/20, решение Госжилинспекции N 1155 от 24.03.2020 признано незаконным и на Госжилинспекцию возложена обязанность внести изменения в Реестр лицензий Московской области, включив сведения об управлении ООО "В лесу" многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская обл., г. Красногорск, пос. Отрадное, ул. Лесная, д. 17.
Согласно протоколам внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах проведенного в форме очно-заочного голосования от 03.12.2019 N Л16-1/2019, от 03.12.2019 N Л18-1/2019, ООО "В лесу" выбрано управляющей компанией многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Московская обл., г. Красногорск, пос. Отрадное, ул. Лесная, д. 16, 18.
На основании протоколов внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах от 03.12.2019 N Л16-1/2019, от 03.12.2019 N Л18-1/2019 принято решение о подтверждении полномочий управляющей компании ООО "В лесу".
При этом ранее с ноября 2016 года управление спорными МКД осуществляло ООО "В лесу", вопрос о выборе управляющей организации на собрании собственников помещений не ставился, однако ими было решено "подтвердить полномочия" ООО "В лесу".
Обществом в Госжилинспекцию направлены заявления о внесении изменений в Реестр лицензий Московской области. Решением от 24.03.2020 N 2612 во внесении изменений в Реестр лицензий Московской области обществу отказано.
Решение Госжилинспекции от 24.03.2020 N 2612 об отказе во внесении изменений в реестр лицензии обжаловано заявителем в Арбитражном суде Московской области (дело N А41-27698/20). Вступившим 01.03.2021 в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 18.12.2020 по делу N А41-27698/20, решение Госжилинспекции от 24.03.2020 N 2612 признано незаконным и на Госжилинспекцию возложена обязанность внести изменения в Реестр лицензий Московской области, включив сведения об управлении ООО "В лесу" многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская обл., г. Красногорск, пос. Отрадное, ул. Лесная, д. 16, 18.
Решениями Красногорского городского суда по делам N N 2-2533/20, 2-2534/20 от 16.03.2020, договоры управления домами 16, 17 по ул. Лесная п. Отрадное г. Красногорска признаны действующими, а Решениями Красногорского городского суда по делам NN 2-1929/20, 2-1930/20 от 04.02.2020 и N 2-2973/20 от 07.07.2020 решения собственников помещений в д. 16, 18, 17 по ул. Лесная п. Отрадное г. Красногорска, подтвержденных протоколами, признаны действительными.
Таким образом, собственниками помещений в МКД по адресам: г. Красногорск, п. Отрадное, ул. Лесная, д. 16, д. 17, д. 18 приняты решения о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией ООО "В лесу", оформленные протоколами общего собрания собственником помещений N Л16-1/2019 от 03.12.2019, N Л17-1/2020 от 16.01.2020, N Л18-1/2019 от 03.12.2019.
Решение собственников помещений в указанных МКД реализовано, посредством заключенных с собственниками помещений договоров управления многоквартирным домом.
Несмотря на изложенное, администрацией на официальном сайте torgi.gov.ru опубликовано извещение N 230620/0999939/01 от 23.06.2020 о проведении открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирными домами по адресу Московская обл., г. Красногорск, п. Отрадное, ул. Лесная, д. 16, д. 17, д. 18.
Уведомление о проведении общих собраний, а также о принятом Арбитражным судом Московской области решении по делу N А41-27180/20 от 16.07.2020 направлено заявителем в адрес администрации письмами N 88 от 09.07.2020 и N 92/2 от 21.07.2020, соответственно, с приложением документов, подтверждающих выбор собственниками помещений способа управления многоквартирным домом и реализации решения о выборе способа управления спорным домом (т. 1 л.д. 7-8, 9-10).
Между тем, на сайте torgi.gov.ru в сети Интернет опубликованы итоги открытого конкурса по отбору управляющей организации.
В соответствии с Протоколом о рассмотрении заявок на участие в конкурсе N 2 от 26.08.2020 только один претендент признан участником конкурса - ООО УК "ЖКХ-Онлайн", договоры управления многоквартирными домами заключаются с указанной управляющей организацией на условиях, указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации (т. 1 л.д. 117-118).
Не согласившись с действиями по организации конкурса и результатами торгов, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании их незаконными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы ООО УК "ЖКХ-Онлайн" о том, что настоящие требования не подлежат рассмотрению в порядке главы 24 АПК РФ, основаны на ошибочном толковании норм права, поскольку предметом заявленных требований является именно признание незаконными действий по организации и проведению открытого конкурса, а не оспаривание торгов.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Из содержания постановления о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации следует, что основанием для проведения торгов послужил подпункт 3 пункта 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Правил N 75 конкурс проводится, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;
Согласно пункту 39 Правил N 75 следует, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
Согласно пункту 5 Правил N 75 нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
Частью 4 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Между тем, в рассматриваемом случае собственниками помещений выбор способа управления в установленном порядке и до истечения срока действия ранее заключенных договоров управления осуществлен и реализован, о чем свидетельствуют Протоколы общего собрания собственником помещений N Л16-1/2019 от 03.12.2019, N Л17-1/2020 от 16.01.2020, N Л18-1/2019 от 03.12.2019.
В период с 05.12.2019 по 16.01.2020 заявителем с собственниками помещений спорного многоквартирного дома заключены договоры управления.
При этом апелляционный суд обращает внимание на то, что документы о выборе способа управления, либо изменении способа управления, заключении договора, доверенности на передачу полномочий на заключение договоров, определенные законодательством, в соответствии Приказом N 938/пр, направлены обществом в установленном порядке в Госжилинспекцию (заявления от 27.01.2020 N 08Вх/04-115, от 10.02.2020 N 08Вх/04-2526 и от 11.02.2020 N 08Вх/04-2612).
Кроме того, администрация письмами N 88 от 09.07.2020 и N 92/2 от 21.07.2020 с приложением документов, подтверждающих выбор собственниками помещений способа управления многоквартирным домом и реализации решения о выборе способа управления спорным домом, уведомлена о проведении общих собраний, а также о принятом Арбитражным судом Московской области решении по делу N А41-27180/20 от 16.07.2020 (т. 1 л.д. 7-8, 9-10).
Однако, не смотря на представления достаточного объема доказательств, подтверждающих факт выбора собственниками помещений способа управления многоквартирным домом и реализации решения о выборе способа управления спорным домом, Конкурсная комиссия, выходя за рамки предоставленных полномочий и требований пункта 39 Правил N 75, пришла к необоснованному выводу о необходимости (обязанности) у ООО "В лесу" предоставления на ее обозрение полного комплекта документов, предусмотренных Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр, а равно на наличие у нее полномочий по оценке оформления указанных документов на соответствие требованиям к оформлению протоколов общего собрания собственников.
Вместе с тем доказательств наделения Конкурсной комиссии по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в городском округе Красногорск соответствующими полномочиями материалы дела не содержат, равно как отсутствуют ссылки на такие нормы права и в самом протоколе от 12.08.2020.
Выводы Комиссии, содержащиеся в пункте 2 протокола от 12.08.2020, противоречат фактическим обстоятельствам дела и содержанию первого листа данного протокола.
При этом пункт 39 Правил N 75 проведения открытого конкурса не содержит каких-либо требований к форме сообщения выбранной управляющей компании, адресованного в орган местного самоуправления, либо к перечню, прилагаемых к нему документов, в связи с чем, требование предоставить дополнительные документы и (или) сведения нормативно не обоснованно.
Следует отметить, что легитимность протоколов N Л16-1/2019 от 03.12.2019, N Л17-1/2020 от 16.01.2020, N Л18-1/2019 от 03.12.2019 общих собраний собственников помещений МКД по адресам: г. Красногорск, п. Отрадное, ул. Лесная, д. 16, д. 17, д. 18, подтверждена Решениями Красногорского городского суда по делам N N 2-2533/20, 2-2534/20 от 16.03.2020, по делам NN 2-1929/20, 2-1930/20 от 04.02.2020 и N 2-2973/20 от 07.07.2020.
То обстоятельство, что на момент проведения конкурса сведения об управлении ООО "В лесу" спорными МКД, не были включены в реестр лицензий Московской области, в том числе вследствие принятия Госжилинспекцией незаконного решения от 24.03.2020 N 1155 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области, вопреки доводам заинтересованного и третьего лиц, правового значения в рассматриваемом ситуации не имеет, поскольку выбор собственниками способа управления многоквартирными домами и его реализация путем заключения договоров управления с истцом исключает возможность проведения конкурса по выбору управляющей организации.
В силу приведенных норм права, с учетом установленных по делу обстоятельств выводы Конкурсной комиссии, содержащиеся в протоколе от 12.08.2020, являются несостоятельными, основанными на неверном применении норм жилищного законодательства.
В силу приведенных норм права, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае спорные многоквартирные дома не могут являться объектом конкурса ввиду отсутствия законных оснований.
Таким образом, на момент проведения открытого конкурса и подведения его итогов основания для проведения конкурса по спорным домам у органа местного самоуправления отсутствовали, а его проведение осуществлено с превышением предоставленных администрации частью 4 статьи 161 ЖК РФ полномочий и противоречит принятым собственниками помещений в МКД решениями.
В нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ заинтересованным лицом доказательства обоснованности действий по проведению открытого конкурса и выбора победителя торгов представлены не были.
Согласно буквальному толкованию пункта 39 Правил N 75 проведения открытого конкурса, орган местного самоуправления должен был отказаться от проведения конкурса.
Приведенная позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05.10.2020 N 305-ЭС20-12453 по делу N А41-59565/19.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционных жалоб, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителей, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителей с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.02.2021 по делу N А41-60009/20 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-60009/2020
Истец: Главное управление МО "ГЖИМО", ООО "В ЛЕСУ", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖКХ-ОНЛАЙН"
Ответчик: Администрация городского округа Красногорск Московской области
Третье лицо: Главное Управление "Государственная жилищная инспекция Московской области", АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20516/2021
13.05.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6257/2021
13.05.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5801/2021
19.02.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-60009/20