г. Хабаровск |
|
14 мая 2021 г. |
А37-80/2021 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Тищенко А.П.
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное)
на решение от 18.03.2021
по делу N А37-80/2021
Арбитражного суда Магаданской области,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт биологических проблем Севера Дальневосточного отделения Российской академии наук, (ОГРН 1024900960941, ИНН 4909003415) к государственному учреждению - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) (ОГРН 1024900962272, ИНН 4900008419) о признании недействительным решения от 10.12.2020 N 059S19200001759 в части назначения штрафа,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Магаданской области обратилось федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт биологических проблем Севера Дальневосточного отделения Российской академии наук (далее - страхователь, учреждение) с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное) (далее - пенсионный орган) от 10.12.2020 N 059S19200001759 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования, в части назначения штрафа в сумме, превышающей 1 000 руб.
Заявление было принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства, возбуждено производство по делу N А37-80/2021.
Решением от 18.03.2021 суд первой инстанции удовлетворил заявление, взыскал с пенсионного органа в пользу учреждения государственную пошлину в размере 3 000 руб.
Определением от 15.04.2021 Шестой арбитражный апелляционный суд принял к рассмотрению в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу пенсионного органа на вышеуказанное решение. Апелляционная жалоба выражает несогласие с судебным актом, требование об отмене решения и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение просило оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не установил изложенных в статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) оснований для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Учреждение (заявитель по делу) является страхователем и в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) обязано представлять сведения о застрахованных лицах.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчётным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) установленные сведения.
Пенсионным органом проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в отношении страхователя.
В связи с выявлением нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в адрес страхователя направлено приглашение о явке для подписания и получения акта проверки от 25.09.2020 N 02-1024ввс/18017.
29.10.2020 составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования N 059S18200001624.
Указанным актом страхователю предлагалось в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющего, представить в течение 15 дней письменные возражения и документы, их подтверждающие, кроме того страхователь извещён о рассмотрении материалов проверки 10.12.2020 в 11-00 (л. д. 11-13). Акт направлен по почте в адрес страхователя.
В установленный актом от 29.10.2020 N 059S18200001624 срок, страхователем представлены письменные возражения от 19.11.2020 N 16153-504 по материалам проверки.
На извещение об участии страхователя в рассмотрении материалов проверки от 29.10.2020 N 1624, учреждение представило ходатайство о рассмотрении материалов в своё отсутствие.
При рассмотрении 10.12.2020 материалов проверки установлено, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении 139 застрахованных лиц представлены страхователем 14.08.2020 по телекоммуникационным каналам связи. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона 27-ФЗ форма СЗВ-СТАЖ за 2019 год должна быть представлена страхователем не позднее 02.03.2020 (01.03.2020 выходной день).
По результатам рассмотрения материалов проверки пенсионным органом 10.12.2020 было принято решение N 059S19200001759 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок сведений о застрахованных лицах по форме СВЗ-СТАЖ за 2019 год в виде штрафа в сумме 69 500 рублей (139 * 500 руб.). Копия данного решения направлена страхователю 15.12.2020.
Не согласившись с решением пенсионного органа, учреждение обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным в части размера штрафа.
Суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, послужившие учреждению поводом для подачи заявления по настоящему делу, рассмотрел дело по правилам главы 24 АПК РФ, определил круг нормативных правовых актов, подлежащих применению в настоящем деле, оценил в соответствии со ст. 71 АПК РФ доказательства по делу, удовлетворил заявление, при этом руководствовался следующим.
По результатам камеральной проверки дополнительно представленных учреждением 14.08.2020 сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении 139 застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период, пенсионный орган пришёл к выводу о представлении учреждением сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в установленный срок.
При рассмотрении материалов проведённой проверки пенсионным органом было установлено и подтверждается материалами дела, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год были представлены учреждением по телекоммуникационным каналам связи дважды: сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) в отношении 1 застрахованного лица - 01.11.2019, сведения по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2019 год в отношении 139 застрахованных лиц - 14.08.2020.
В соответствии с абзацем 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьёй 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определённые настоящим Законом.
Судом учтено, что Законом N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять (то есть, вносить отсутствующие сведения) и уточнять (то есть, корректировать уже имеющиеся сведения) сведения о застрахованных лицах (то есть, это право установлено в отношении всех застрахованных лиц, как указанных, так и не указанных в исходных сведениях).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в первом абзаце пункта 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учёту, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учёте возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учётом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путём предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Иными словами, анализ приведённых положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочётов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные (уточнённые/исправленные) сведения.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым.
Учреждение самостоятельно выявило ошибку, исправив её представлением дополняющей формы, тем самым реализовал свое право, закрепленное абзацем 3 статьи 15 Закона N 27-ФЗ.
Пенсионный орган представление недостоверных сведений в отношении сотрудников учреждения выявил лишь после самостоятельного устранения учреждением представления недостоверной информации. Доказательства того, что дополнительные сведения были представлены страхователем после обнаружения ошибки пенсионным органом при проверке исходной формы СЗВ-СТАЖ за 2019 год, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции о наличии оснований не применять к учреждению финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Установил отсутствие оснований для привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного), суд принял правильное, законное и обоснованное решение по настоящему делу.
Государственная пошлина взыскана с ответчика в пользу заявителя на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.03.2021 по делу N А37-80/2021 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-80/2021
Истец: ФГБУ науки Институт биологических Проблем Севера ДВО РАН, ФГБУ науки Институт бологических проблем Севера Дальневосточного отделения Российской академии наук
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магадане Магаданской области межрайонное