г. Киров |
|
14 мая 2021 г. |
Дело N А82-19116/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, ИНН 7604040739, ОГРН 1027600689621
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.02.2021 по делу N А82-19116/2020
по иску муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство" Некрасовского муниципального района (ИНН 7621005491 ОГРН 1027601596483)
к департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН 7604040739, ОГРН 1027600689621),
третьи лица: Правительство Ярославской области, департамент финансов Ярославской области,
о взыскании убытков в виде невыплаты субсидии,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Водопроводно-канализационное хозяйство" Некрасовского муниципального района (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент, ответчик, заявитель) о взыскании 1 831 079 руб. 02 коп. задолженности по выплате субсидии за период с января по август 2020 года.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 28.02.2021 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на статью 78 БК РФ, пункт 2.2.6 Порядка предоставления субсидий, пункты 2.1, 6.1 договора на возмещение субсидий и указывает, что Департамент производит выплату субсидий по мере бюджетного финансирования, то есть исполнения доходной части бюджета Ярославской области, в пределах средств, предусматриваемых в областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств. Задолженность подлежит оплате при поступлении бюджетного финансирования.
Истец в отзыве отклонил доводы заявителя, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 24.03.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 26.03.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ярославской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
27.05.2020 Департамент (главный распорядитель) и Предприятие (получатель субсидии) заключили договор, предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2020 году Предприятию субсидий на возмещение убытков, возникающих в связи с установлением регулирующим органом области льготных тарифов в соответствии с законами Ярославской области от 02.12.2013 N 64-з "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ярославской области" и от 02.12.2013 N 65-з "О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ярославской области".
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 договора в редакции дополнительного соглашения от 13.10.2020 субсидия предоставляется из областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке главному распорядителю на предоставление субсидий в 2020 году.
Размер субсидии, предоставляемой в соответствии с договором, составляет 2 774 589 руб.
Главный распорядитель средств ежеквартально, не позднее последнего рабочего дня, перечисляет субсидии в соответствии с договором в пределах утвержденного кассового плана расходов областного бюджета на текущий квартал на расчетный счет получателя субсидии, открытый в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации. Перечисление субсидии осуществляется по платежным реквизитам получателя субсидии, указанным в разделе 8 договора (пункты 3.2, 3.3 договора).
Письмом от 08.06.2020 ответчик сообщил истцу о предоставлении субсидии из областного бюджета за период с января по апрель 2020 года на сумму 1 222 204 руб. 52 коп.
Письмом от 19.10.2020 ответчик сообщил истцу о предоставлении субсидии из областного бюджета за период с мая по август 2020 года на сумму 1 208 874 руб. 50 коп.
Поскольку денежные средства истцом получены не были, Предприятие обратилось к Департаменту с претензией от 23.10.2020, в которой предложило перечислить денежные средства в размере 2 431 079 руб. 02 коп. за период с января по август 2020 года.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, в предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения вреда и размера понесенных убытков. Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
Для наступления у органа публичной власти гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо установление совокупности всех вышеуказанных элементов составляющих убытки. При этом отсутствие хотя бы одного из элементов не может привести к наступлению для публичного субъекта гражданско-правовой ответственности в виде убытков.
24.07.2014 Постановлением Правительства Ярославской области утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций N 721-п (далее - Порядок N 721-п), который определяет цели, условия и механизм предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций. Целью предоставления субсидий является возмещение убытков, возникающих в связи с установлением регулирующим органом области льготных тарифов в соответствии с Законами Ярославской области от 02.12.2013 N 64-з "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ярославской области" и от 02.12.2013 N 65-з "О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ярославской области".
В соответствии с пунктами 1.3, 1.4, 2.2 Порядка N 721-п субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям: теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в процессе осуществления деятельности которых возникают убытки, связанные с установлением льготных тарифов, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, иностранных юридических лиц. Главным распорядителем бюджетных средств является департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области. Субсидии предоставляются на основании договора, ежемесячных отчетов и документов, подтверждающих размер недополученных доходов коммунальных ресурсов (услуг).
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями (пункт 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 Постановления N 87 (далее - постановление Пленума N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 постановления Пленума N 87).
В силу пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 названной статьи, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Ссылка заявителя на то, что оплата субсидий осуществляется по мере бюджетного финансирования, несостоятельна, поскольку данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.02.2021 по делу N А82-19116/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-19116/2020
Истец: МУП "ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО" НЕКРАСОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ЭНЕРГЕТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ