г. Санкт-Петербург |
|
13 мая 2021 г. |
Дело N А56-104012/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Пампу Н.Б.,
при участии:
от истца: Антаносян А.С. по доверенности от 13.01.2021,
от ответчика: Кононенко О.В. по доверенности от 09.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10309/2021) ООО "Управляющая Компания "Единение" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2021 по делу N А56-104012/2020, принятое
по иску ООО "Управляющая Компания "Единение"
к АО "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области"
о признании договора заключенным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Единение" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" (далее - ответчик, Компания, региональный оператор), в котором просит: признать бездействие Компании по принятию мер по урегулированию разногласий к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) для потребителей Ленинградской области от 01.11.2019 N 160Ж/18 недобросовестным поведением; о признании договора заключенным на типовых условиях с 18.11.2020.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2021 в иске отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, иск удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, судом не учтено отсутствие доказательств рассмотрения вопроса и принятия соответствующих мер по урегулированию разногласий, возникших при заключении договора.
Вопреки выводу суда первой инстанции, избранный истцом способ защиты нарушенного права, по его мнению, является надлежащим, направлен на восстановление прав, на исключение возможности извлечения ответчиком незаконной финансовой выгоды.
В судебном заседании представитель истца поддержал свою позицию, представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возразил.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Компании присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО и определена зона его деятельности - Ленинградская область.
Между субъектом Российской Федерации "Ленинградская область", в лице Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, и Компанией 24.04.2018 заключено Соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории зоны деятельности "Ленинградская область" (далее - Соглашение), которым установлены следующие сроки начала деятельности по обращению с ТКО на всей территории Ленинградской области: МО Призерский муниципальный район Ленинградской области - не позднее 01.04.2019; МО Выборгский муниципальный район Ленинградской области - не позднее 01.06.2019; МО Лужский муниципальный район Ленинградской области - не позднее 01.07.2019; МО Всеволожский муниципальный район Ленинградской области - не позднее 01.10.2019; МО остальных муниципальных районов Ленинградской области - не позднее 01.11.2019.
Истец является исполнителем коммунальных услуг, лицом, обязанным заключать соответствующие договоры, в том числе и на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С условиями представленного Компанией на подписание договора Общество не согласилось, и, в свою очередь, направило Компании протокол разногласий от 10.12.2019 к проекту договора, предложив принять пункты 2.3, 3.2, 3.8, 5.4, 8.7 договора в предложенной им редакции.
Поскольку проект договора с учетом урегулированных разногласий Обществу региональным оператором направлен не был, Общество, ссылаясь на наличие в бездействии регионального оператора признаков недобросовестного поведения и на уклонение Компании от заключения публичного договора, обратился в Арбитражный суд с иском о признании бездействия Компании по принятию мер по урегулированию разногласий к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) для потребителей Ленинградской области от 01.11.2019 N 160Ж/18 недобросовестным поведением; о признании договора заключенным на типовых условиях с 18.11.2020.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 11, 12, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, в иске отказал, сославшись на то, что договор является заключенным в соответствии с нормами действующего законодательства, условия его соответствуют условиям типового договора, что согласовано с пунктом 8 (14) Правил 1156.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта в связи со следующим.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В целях реализации задач, предусмотренных Законом N 89-ФЗ, а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12.11.2016 принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N 89 ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона N 89 ФЗ предусмотрено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Правилами N 1156.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО для регионального оператора, как было отмечено, является обязательным.
Согласно пункту 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Соглашением об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории зоны деятельности "Ленинградская область" (далее - Соглашение), для Выборгского муниципального района Ленинградской области установлен срок начала деятельности по обращению с ТКО не позднее 01.06.2019.
Региональным оператором соответствующая информация размещена на сайте www.uklo-lenobl.ru, а также 20.03.2019 в официальном источнике публикации правовых актов Ленинградской области - Газета "Вести" N 21 (4499) (дополнение от 30.09.2019 Газета "Вести" N 66 (4544).
Направленный в адрес истца договор, соответствующий по всем условиям форме типового договора, утвержденного Правилами N 1156, не подписан им, Оператору направлены на рассмотрение разногласия.
В пункте 8(13) Правил N 1156 установлено, что подписанный потребителем договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, мотивированный отказ от подписания проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с приложением к нему предложений о внесении в указанный проект договора изменений в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, потребитель направляет региональному оператору любым способом, позволяющим подтвердить их получение региональным оператором.
Согласно пункту 8(14) Правил N 1156, региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил (пункт 8(15) Правил N 1156).
Вопреки позиции истца, представленная между сторонами переписка опровергает то обстоятельство, что ответчик не рассматривал разногласия к договору. Однако, даже в случае отсутствия ответа на требование о рассмотрении разногласий, данное бездействие не являлось бы нарушением норм действующего законодательства. Договор, в таком случае, правомерно признан заключенным на условиях, указанных Оператором, поскольку соответствует типовому договору, утвержденному Правилами N 1156.
При этом, следует отметить, что как обоснованно указано судом первой инстанции, наличие правовых оснований, позволяющих Обществу обратиться в арбитражный суд с требованием о понуждении заключить договор на основании положений части 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, не установлено, договор считается заключенным в порядке, сроки и на условиях, установленных Правилами N 1156.
Истец просил считать договор заключенным с 18.11.2020, вместе с тем, доказательств того, что до указанной даты обязательства по сбору и вывозу ТБО на спорных объектах осуществляла в рамках договорных отношений иная организация, в нарушение требований 65 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Согласно пункту 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Тарифы, в соответствии с которыми выставлены ответчиком счета, утверждаются Комитетом по тарифам, АО "УК по обращению с отходами в ЛО" регулирующим органом не является. Доказательств того, что ответчик не приступил к исполнению договора в установленные сроки, не имеется.
Истец также полагает, что начисление платы за обращение с ТКО должно было осуществляться напрямую собственникам жилых помещений в МКД, управляемых ООО "УК "Единение".
Вместе с тем, Истец - исполнитель коммунальных услуг и в соответствии с пунктом 148(8) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "е" пункта 148(11) настоящих Правил, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала вывоза твердых коммунальных отходов по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному управляющей организацией с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного управляющей организацией с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Как отметил ответчик в заседании, в спорный период истец осуществлял начисление собственникам помещений плату за вывоз ТБО.
Таким образом, ссылка на то, что региональный оператор, уклоняясь от заключения договора на оказание услуг с истцом, извлекает преимущества, финансовую выгоду на рынке соответствующего вида услуг, также правомерно отклонена, поскольку не основана не материалах дела.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2021 по делу N А56-104012/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-104012/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЕДИНЕНИЕ"
Ответчик: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"