Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 августа 2021 г. N Ф02-4339/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
14 мая 2021 г. |
Дело N А19-12375/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ангарского городского округа на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2021 года по делу N А19-12375/2020 по заявлению Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, ИНН 3800000220) к Администрации Ангарского городского округа (ОГРН 1153850021797, ИНН 3801131762) о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа:
от Администрации Ангарского городского округа: Мезенцев П.А., представитель по доверенности от 07.11.2019, представлен диплом о наличии высшего юридического образования.
от Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (далее - заявитель, ПАО "Иркутскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия администрации Ангарского городского округа (далее - администрация АГО, ответчик) по не проведению мероприятий по исключению из границ населенного пункта и изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:26:041305:612, расположенного по адресу: Иркутская область, Ангарский городской округ, г. Ангарск, второй промышленный массив, квартал 41, строение 3; обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2021 года заявленные требования Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации Ангарского городского округа о не проведении мероприятий по исключению из границ населенного пункта и изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:26:041305:612, расположенного по адресу Иркутская обл., Ангарский городской округ, г. Ангарск. Второй промышленный массив, квартал 41, строение 3. Суд обязал администрацию Ангарского городского округа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации в соответствии с нормами действующего законодательства. Взысканы с администрации Ангарского городского округа в пользу Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2021 года по делу N А19-12375/2020 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, истец, обращаясь в администрацию Ангарского городского округа с заявлением об исключении земельного участка из границ населенного пункта, поскольку он используется для складирования золошлаковых отходов, ссылался на положения пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Вместе с тем, названная норма Федерального закона действовала и до дня возникновения права собственности у ПАО "Иркутскэнерго" на спорный земельный участок, однако ПАО "Иркутскэнерго" до 2020 года не обращалось с заявлением о проведении мероприятий по исключению из границ населенного пункта город Ангарск спорного земельного участка. По мнению администрации Ангарского городского округа, исключение из границ населенного пункта используемого истцом спорного земельного участка под золоотвал, само по себе не предотвращает вредного воздействия отходов производства на здоровье человека и окружающую среду. Кроме того, исключение земельного участка из границ населенного пункта повлечет изменение его кадастровой стоимости и суммы исчисляемого к уплате налога, что, по мнению ответчика, фактически свидетельствуют о злоупотреблении правом ПАО Иркутскэнерго".
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором истец с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.04.2021.
Истец представителей в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного истца.
Представитель ответчика в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.01.2016 ПАО "Иркутскэнерго" принадлежит на праве собственности промышленный объект - золоотвал, назначение нежилое, объем 12000000 куб.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Ангарский городской округ, г. Ангарск, второй промышленный массив, квартал 41, строение 3, с кадастровым номером 38:26:000000:338, о чем в Единой государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15.01.2016 г. внесена запись регистрации N 38-01/01-28/2002-194.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 06.04.2012 г ПАО "Иркутскэнерго" принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и размещения энергетического и вспомогательного производства ТЭЦ-10, общая площадь 4 550 257 кв.м., адрес объекта: Иркутская область, г. Ангарск, в 3000 метрах юго-восточнее земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, второй промышленный массив, квартал 41, строение 3, с кадастровым (условным) номером 38:26:041305:612, о чем в Единой государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.04.2012 г. внесена запись регистрации N 38-38-02/021/2012- 034.
ПАО "Иркутскэнерго" в целях реализации права, предусмотренного частью 10 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ и статьей 4.1 федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" 06.04.2020 г. обратилось в администрацию АГО с заявлением (вх.N205/106-06/498) об исключении из границ населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым (условным) номером 38:26:041305:612, с приложением документов, а именно: кадастрового паспорта от 21.11.2011 N 3800/601/11-109550, копии доверенности от 14.02.2018 N38АА 2467700, копии свидетельства о государственной регистрации права от 06.04.2012 N 38АД720425.
Администрации Ангарского городского округа письмом от 30.04.2020 N 2/06-2340 сообщила о том, что решением Думы Ангарского городского округа от 27.11.2019 N 546-75/01рД в Генеральный план внесены изменения, и о том, что на период 2020-2022 гг. ассигнования в бюджете администрации АГО по внесению изменений в Генеральный план не предусмотрены.
ПАО "Иркутскэнерго" полагая, что бездействие администрации АГО в рассмотрении заявления, а именно: не подготовке и не направлении в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ заключения о возможности и целесообразности исключения земельного участка из границ населенного пункта и изменения вида разрешенного использования земельного участка; не проведении публичного слушания по данному вопросу; не подготовки заключения о результатах публичных слушаний и не направлении всех имеющихся документов в исполнительный орган государственной власти субъекта для принятия положительного или отрицательного решения не соответствует требованиям закона, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно абзацу восьмому пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путём установления или изменения границ населённых пунктов в порядке, установленном указанным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населённых пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена компетенция органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
Включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется в порядке, установленном статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В силу пункта 4 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (ред. от 24 июня 2014 г.) орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта.
Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления:
1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;
2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
Затем в порядке пункта 13 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (ред. от 24 июня 2014 г.) орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 18 указанной статьи исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Из указанного следует, что юридическое лицо, заинтересованное в исключении земельного участка из границ населённого пункта, вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением и необходимым перечнем документов, орган местного самоуправления обязан подготовить и направить в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ заключение о возможности и целесообразности исключения земельного участка из границ населенного пункта и изменения вида разрешенного использования земельного участка, провести публичные слушания по данному вопросу, подготовить заключения о результатах публичных, направить все имеющиеся документы в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ для принятия положительного или отрицательного решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПАО "Иркутскэнерго" являясь собственником промышленного объекта - золоотвала, расположенного по адресу: Иркутская область, Ангарский городской округ, г. Ангарск, второй промышленный массив, квартал 41, строение 3, с кадастровым номером 38:26:000000:338 и земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и размещения энергетического и вспомогательного производства ТЭЦ-10, общей площадью 4 550 257 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, второй промышленный массив, квартал 41, строение 3, с кадастровым (условным) номером 38:26:041305:612, обратилось в администрацию АГО с заявлением о внесении изменений в Генеральный план путем исключения земельного участка с кадастровым номером 38:26:041305:612 из границ населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка, на котором располагается промышленный объект - золоотвал заявителя и представил администрации следующие документы: кадастрового паспорта от 21.11.2011 N 3800/601/11-109550, копии доверенности от 14.02.2018 N38АА 2467700, копии свидетельства о государственной регистрации права от 06.04.2012 N 38АД720425.
В ответе от 30.04.2020 N 2/06-2340 администрация Ангарского городского округа сообщила о том, что решением Думы Ангарского городского округа от 27.11.2019 N 546-75/01рД в Генеральный план внесены изменения, но на период 2020-2022 гг. ассигнования в бюджете администрации АГО по внесению изменений в Генеральный план не предусмотрены.
Судом первой инстанции установлено, что администрация АГО не исполнила установленный действующим законодательством порядок по рассмотрению направленного заявления от 06.04.2020 г., а именно не подготовила и не направила в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ заключение о возможности и целесообразности исключения земельного участка из границ населенного пункта и изменения вида разрешенного использования земельного участка, не провела публичные слушания по данному вопросу, не подготовила заключение о результатах публичных слушаний и не направила все имеющиеся документы в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ для принятия положительного или отрицательного решения.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что в оспариваемом решении не была дана оценка доводам ответчика, а лишь прописана процедура, которая должна быть совершена в соответствие с нормами Градостроительного кодекса РФ.
Отклоняя указанные доводы, исходя из предмета заявленных требований, апелляционный суд приходит к выводу, что обстоятельства, изложенные в апелляционной жалобе, в любом случае не могут влиять на обязанность Администрации по рассмотрению заявления общества от 06.04.2020. Неосуществление указанных мер в установленном порядке является нарушением, как прав заявителя, так и указанных норм права, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Администрация обязана исполнить возложенные на нее указанными нормативными актами обязанности и в установленном порядке устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации в соответствии с нормами действующего законодательства.
Каких-либо доказательств невозможности исполнения установленного действующим законодательством порядка рассмотрения направленного заявления ответчиком в нарушение положений части 5 статьи 200 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Ссылка на то, что на период 2020-2022 гг. ассигнования в бюджете администрации АГО по внесению изменений в Генеральный план не предусмотрены, правомерно не принята судом первой инстанции, поскольку отсутствие ассигнований не может являться основанием для не рассмотрения и не принятия в установленном законом порядке решения по заявлению общества.
Учитывая отсутствие доказательства правомерности оспариваемых бездействий, суд первой инстанции правомерно посчитал бездействия незаконными.
Довод ответчика о том, что суд первой инстанции неправомерно обязал Администрацию принять решение об исключения земельного участка из границ населенного пункта и изменения вида разрешенного использования земельного участка апелляционным судом отклоняется. Поскольку судом первой инстанции указано на обязание администрации АГО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, следовательно, на администрацию возложена обязанность по рассмотрению заявления общества в установленном законом порядке.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2021 года по делу N А19-12375/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12375/2020
Истец: ПАО Иркутское энергетики и электрификации "Иркутскэнерго"
Ответчик: Администрация Ангарского городского округа
Третье лицо: 4ААС