г. Санкт-Петербург |
|
14 мая 2021 г. |
Дело N А56-119130/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10832/2021) ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2021 по делу N А56-119130/2020 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к 961 Отдел государственного технического надзора (территориальный) Министерства обороны Российской Федерации
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления 961 Отдела государственного технического надзора (территориальный) Министерства обороны Российской Федерации (далее - Отдел) N 961/037/2020/02 от 08.12.2020.
Решением суда от 18.03.2021 требования Учреждения оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает на отсутствие вины во вмененном правонарушении, отсутствие состава правонарушения. Полагает возможным признать правонарушение малозначительным.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 301 военной прокуратурой гарнизона с привлечением специалистов 961 отдела государственного технического надзора (территориального), 03 октября 2020 года, проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации тепловых энергоустановок.
Проверка проводилась в отношении котельной N 52, расположенной по адресу: Ленинградская область, п. Тойворово, военный городок Гатчина-2 (далее - Котельная).
По результатам проведенной проверки были выявлены следующие нарушения:
1) Проверка знаний лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок котельной N 52, не проведена, лицо, замещающее ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок котельной, не назначено, справки о проведенных в 2019-2020 г.г. медицинских осмотрах персонала, средства индивидуальной защиты у персонала котельной отсутствуют. Нарушены требования п. 2.2.2, 2.3.15, 2.3.20, 2.3.23, 2.3.33 ПТЭТЭ, п.8.6 "Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7кгс/см2), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 338 К (115 С)" утвержденных Приказом Минстроя РФ от 29.08.1992 N 205 (далее Правила N 205) и п. 10 "Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок", утвержденных приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 17 августа 2015 г. N 551н (далее - ПОТЭТЭ).
2) Не проведены режимно-наладочные испытания установленных котлов, не проведено техническое освидетельствование котлов, не разработаны режимные карты работы котлов. Нарушены требования п. 2.6.1, 2.6.2, 5.3.4, 2.5.4, 5.3.7 ПТЭТЭ
3) Не проводятся периодические осмотры котлов. Нарушены требования п.2.6.7 ПТЭТЭ.
4) Отсутствуют таблички на оборудовании котельной с указанием требуемых характеристик. Нарушены требования п.5.3.25, 9.18 ПТЭТЭ, п. 3.18 Правил N 205. 5)Отсутствуют паспорта на паровые котлы, дымовую трубу и манометры, установленные в котельной. Нарушены требования п. 2.2.5, 2.9.11 ПТЭТЭ, п. 3.19, 8.4 Правил N 205.
6) Нарушены требования в отношении хранения и использования твердого топлива на территории котельной (не обеспечено раздельное хранение топлива в штабелях, место хранения топлива не предусматривает его защиту от повышенной влажности) Нарушены требования п.4.2.1,4.2.2, 4.2.10, 4.2.16 ПТЭТЭ.
7) Не проводится проверка исправности действия предохранительных клапанов, не обеспечены отводящие трубопроводы в безопасное место от предохранительных клапанов на котлах для защиты персонала от ожогов при их срабатывании. Нарушены требования п.п. 5.3.26, 5.3.66 ПТЭТЭ, п. 5.2.1, 5.2.3, 5.2.5 Правил N 205.
8) Химическая (механическая) чистка труб работающего котла не проводится. Удельная загрязненность внутренних поверхностей нагрева котла отложениями не определяется. Нарушены требования п. 12.14 ПТЭТЭ.
9) Установленные манометры с просроченным сроком поверки. Не проверяется исправность действия манометров, а так же не ведется журнал контрольных поверок манометров согласно требованиям нормативных документов. Нарушены требования п.п. 2.9.1, 5.4.3, 5.4.8, 5.5.1, Приложение N 4 ПТЭТЭ.
10) Перед котлами, в месте выгреба остатков из топки не устроена вытяжная вентиляция. Нарушены требования п. 4.23 Правил N 205.
11) Отсутствуют обозначения на арматуре и трубопроводах согласно требованиям нормативных документов. Нарушены требования п.5.2.9 ПТЭТЭ и п. 5.6.1 "Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7кгс/см ), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 338 К (115 С)" утвержденных Приказом Минстроя РФ от 29.08.1992 N 205 (далее Правила N 205).
12) В котельной не обеспечено освещение согласно требованиям нормативных документов, отсутствует аварийное освещение. Нарушены требования п.2.4.7 ПТЭТЭ, п.п. 4.9, 4.10 Правил N 205.
13) Водоподготовка и водно-химический режим (ВХР) установленных котлов не ведется. Режимные карты по ведению ВХР котлов отсутствуют. Контроль ВХР теплогенерирующих энергоустановок не ведется, оборудование водоподготовки котельной отсутствует. Нарушены требования п.п. 12.1, 12.2, 12.3 ПТЭТЭ.
14) Техническое освидетельствование здания котельной специализированной организацией не проводилось. Нарушены требования п. 3.3.9 ПТЭТЭ.
15) Отсутствует заземление на оборудовании котельной (насосы). Нарушены требования п. 3.2.1 ПТЭТЭ, п. 4.10 Правил N 205.
16) Котельная не оборудована системой вентиляции. Нарушены требования п. 4.26 Правил N 205.
17) Здание котельной не соответствует требованиям норм и правил (не плотности оконных проемов, трещины обрушения строительных конструкций). Нарушены требования п. 3.3.1, 3.3.25, 3.3.29 ПТЭТЭ.
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения заместителем военного прокурора 301 военной прокуратуры гарнизона майором юстиции Купкеновым И.Р. дела об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов административного дела начальником отдела вынесено постановление от 08.12.2020 N 961/037/2020/02, которым ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Учреждение оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Учреждения, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Статьей 9.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, Закон N 190-ФЗ) под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
При этом Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещении, сооружении и оборудования, а теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения
В соответствии с приказом Министерства обороны РФ от 02.03.2017 N 155 "О создании Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное Жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации", а также согласно уставу Учреждения от 03.03.2017 основной целью деятельности Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ, в том числе, производство, передачу и распределение тепловой энергии теплоносителя (в виде пара и горячей воды).
Актом приема-передачи от 01.04.2017 Котельная передана ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в оперативное управление. Таким образом, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ является эксплуатирующей организацией в отношении Котельной.
Факт эксплуатации Учреждением котельной с нарушением требований ПТЭТЭ установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Учреждением установленных законодательством требований, в силу чрезвычайных событий, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Учреждения во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения Учреждения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Вопреки доводам подателя жалобы оснований для признания вмененного правонарушения малозначительным у суда не имелось.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10), установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием.
Пунктом 18 названного Постановления Пленума ВАС РФ N 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В данном случае допущенные нарушения непосредственно затрагивают безопасную и бесперебойную работу котельной, обеспечение надежности теплоснабжения, а также несут существенную угрозу безопасности имущества, жизни и здоровью не только для лиц, работающих в вышеуказанных котельных, но и военнослужащих и других граждан, проживающих в непосредственной близости от объектов Минобороны России вышеназванной категории, в связи с чем апелляционный суд не находит оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Для этого должны быть установлены исключительные обстоятельства, которые в настоящем случае отсутствуют.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Учреждению наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В связи с вышеизложенным оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 марта 2021 года по делу N А56-119130/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-119130/2020
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: 961 Отдел государственного технического надзора (территориальный) Министерства обороны Российской Федерации