г. Тула |
|
14 мая 2021 г. |
Дело N А09-10091/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.05.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Григорьевой М.А., Мосиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бахбергеновой К.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БГ-СтройТранс" на определение Арбитражного суда Брянской области от 23.03.2021 по делу N А09-10091/2020 (судья Супроненко В.А.),
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы России по Брянской области 19.10.2020 обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением, в котором просило (с учетом уточнения) признать общество с ограниченной ответственностью "БГ-Стройтранс" (ИНН 3255510490) несостоятельным должником (банкротом); включить в реестр требований кредиторов задолженность в размере 2 317 152 руб. 49 коп., в том числе: 1 539 805 руб. 41 коп. - основной долг, 707 152 руб. 15 коп. - пеня, 70 194 руб. 93 коп. - штраф; назначить арбитражного управляющего из числа членов Ассоциации "Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих" (680020, г. Хабаровск, пер. Доступный, д. 13, офис 6).
Определением суда от 04.12.2020 к участию в деле о банкротстве привлечены руководителя должника - Горбачев Михаил Анатольевич, и его учредитель - Буриличева Ольга Григорьевна.
Определением суда от 23.03.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "БГ-СтройТранс" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда от 23.03.2021, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" и от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба (ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
По сведениям уполномоченного органа, задолженность ООО "БГ-Стройтранс" по налогам и страховым взносам, просроченная свыше трех месяцев, составляет 2 317 152 руб. 49 коп.
Заявителем принят весь комплекс мер принудительного взыскания задолженности в соответствии с действующим законодательством.
В порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом приняты меры по принудительному исполнению должником обязанности по уплате налогов посредством обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банке.
В связи с отсутствием денежных средств на счетах ООО "БГ-Стройтранс" приняты решения о вынесении постановления о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов).
Указанные постановления налогового органа направлены в подразделение судебных приставов Бежицкого района г. Брянска, где на их основании возбуждены исполнительные производства.
По сведениям официального сайта Службы судебных приставов на исполнении в ССП находится 54 текущих исполнительных производства на сумму 4 301 287 руб. В рамках исполнительного производства судебным приставом направлены запросы в регистрирующие органы и кредитные организации. 21.09.2017, 19.06.2018, 27.07.2019 вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства на счете. 17.10.2017, 16.06.2018, 06.05.2019, 19.06.2019 вынесены постановления о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств.
Не получив удовлетворение своих требований в полном объёме, ФНС России в лице УФНС России по Брянской области обратилась в суд с заявлением о признании ООО "БГ-Стройтранс" несостоятельным должником (банкротом).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 1 статьи 62 Закона о банкротстве установлено, что если иное не предусмотрено названным Федеральным законом, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном статьей 48 названного Федерального закона.
Согласно пункту 3 статьи 48 Закона о банкротстве определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным пунктом 2 статьи 33 названного Федерального закона, признано обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда, установлено наличие оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 названного Федерального закона, либо заявление должника соответствует требованиям статьи 8 или 9 названного Федерального закона.
Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 33 Закона о банкротстве).
В силу пункта 2 статьи 3 Закона о банкротстве юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 6 Закона о банкротстве, требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
В обоснование заявленного требования уполномоченным органом суду представлены справка о задолженности по обязательным платежам перед Российской Федерацией; налоговые декларации; требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов; решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций (абзац 2 пункта 2 статьи 4 Закона о банкротстве).
Как следует из материалов дела, а также пояснений представителя уполномоченного органа, задолженность ООО "БГ-Стройтранс" по обязательным платежам, без учёта установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций, подтвержденная решениями о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника, составляет 1 539 805 руб. 41 коп. Указанные требования не исполнены должником в течение более трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
С учетом изложенного суд области пришел к верному выводу об обоснованности требований заявителя о признании должника несостоятельным (банкротом).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 59 Закона о банкротстве в случае, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом или соглашением с кредиторами, все судебные расходы, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, расходы на включение сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование таких сведений в порядке, установленном статьей 28 названного Федерального закона, и расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в деле о банкротстве и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди.
В случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника, за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.
Как следует из разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве", поскольку финансирование деятельности уполномоченного органа осуществляется из федерального бюджета, в случае подачи им заявления о признании должника (в том числе отсутствующего) банкротом применительно к статье 41 Закона о банкротстве он обязан приложить к заявлению доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.
В качестве доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. В том случае, если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания.
В качестве доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения у должника в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, УФНС России по Брянской области представило сведения, согласно которым за ООО "БГ-Стройтранс" зарегистрированы:
автомобиль (автобетоносмеситель) ВОЛЬВО FL10 360, 1997 года выпуска;
транспортное средство МИТСУБИСИ PAJERO 3.0, 2012 года выпуска;
транспортное средство МАН 32 322, 1993 года выпуска;
транспортное средство ВИС 23452-0000010, 2005 года выпуска.
Таким образом, заявителем представлены доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества должника, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.
При таких обстоятельствах суд области правомерно ввел в отношении должника процедуру банкротства - наблюдения.
Одновременно с требованием о признании ООО "БГ-Стройтранс" несостоятельным должником (банкротом), уполномоченным органом, заявлено требование о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в сумме 2 317 152 руб. 49 коп., в том числе: 1 539 805 руб. 41 коп. - основной долг, 707 152 руб. 15 коп. - пени, 70 194 руб. 93 коп. - штрафы, из них:
во вторую очередь: 690 968 руб. 19 коп. (налоги),
в третью очередь: 848 837 руб. 22 коп. (налоги), 707 152 руб. 15 коп. (пени), 70 194 руб. 93 коп. (штрафы).
Пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве установлено, что состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", в силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3-5 статьи 71, пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.
Установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные заявителем доказательства, учитывая отсутствие мотивированных возражений относительно заявленного требования со стороны должника, суд области пришел к верному выводу об обоснованности требования уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам в общей сумме 2 317 152 руб. 49 коп.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (статья 3 названного Закона).
Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, специальные правила исчисления накопительной пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"), недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на этот вид обязательного социального страхования, и предоставляемым гражданам страховым обеспечением, судам следует исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
В связи с этим требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения; они не предоставляют право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 этого Закона (пункт 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом ВС РФ от 20.12.2016).
Согласно разъяснений, изложенных в пункте 41.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", удерживаемые должником при выплате текущей заработной платы суммы налога на доходы физических лиц как налоговым агентом (статья 226 Налогового кодекса Российской Федерации) или членских профсоюзных взносов (пункт 3 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и статья 377 Трудового кодекса Российской Федерации) уплачиваются им в режиме второй очереди текущих платежей.
Требование об уплате должником таких сумм, удержанных им до возбуждения дела о банкротстве, относится к реестровым требованиям второй очереди и предъявляется в деле о банкротстве уполномоченным органом или, соответственно, профсоюзной организацией.
Исходя из указанных разъяснений, требование ФНС России в лице УФНС России по Брянской области в сумме 690 968 руб. 19 коп. - основной долг по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и основной долг по НДФЛ, правомерно включено судом области во вторую очередь реестра требований кредиторов должника.
Согласно пункту 1 статьи 137 Закона о банкротстве при определении требований кредиторов третьей очереди учитываются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
С учетом изложенного требование ФНС России в лице УФНС России по Брянской области в сумме 1 626 184 руб. 30 коп., в том числе 848 837 руб. 22 коп. (налоги), 707 152 руб. 15 коп. (пени), 70 194 руб. 93 коп. (штрафы), правомерно включено судом области в реестр требований кредиторов ООО "БГ-Стройтранс" с очередностью удовлетворения в третью очередь в соответствии с абзацем 4 пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве.
Процедура наблюдения вводится с целью обеспечения сохранности имущества должника и проведения независимого анализа его финансового состояния до момента принятия по делу решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или вынесения определения о введении внешнего управления, или утверждения мирового соглашения. В то же время введение процедуры наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными статьей 64 Закона о банкротстве.
Для осуществления процедуры наблюдения в отношении ООО "БГ-Стройтранс" заявленная уполномоченным органом Ассоциация "Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих" представила арбитражному суду на утверждение в качестве временного управляющего должника кандидатуру Юдина Анатолия Сергеевича, который, по её сведениям, соответствует требованиям, установленным статьями 20 и 20.2 Закона о банкротстве, и изъявил согласие быть утвержденным в качестве временного управляющего ООО "БГ-Стройтранс".
В соответствии с пунктом 5 статьи 45 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 названного Федерального закона, или кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.
Суд области пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований, препятствующих утверждению временным управляющим должника Юдина Анатолия Сергеевича.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, недоказанность имеющих значение для рассмотрения дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в определении, обстоятельствам дела, неправильное, по мнению апеллянта, применение судом норм материального и процессуального права. Утверждает, что в заявлении ФНС содержатся только общие итоговые суммы пени и штрафов, при этом подробный расчёт задолженности уполномоченным органом в материалы дела не представлен. Указывает, что установленная по решению суда стоимость автомобиля ВОЛЬВО, принадлежащего ООО "БГ-СтройТранс" в размере 2 140 000 рублей и исполнительный лист о взыскании с действующей строительной компании ООО "СтройГарант" в пользу ООО "БГ-СтройТранс" полностью возмещают задолженность ООО "БГ-СтройТранс" перед Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области. Считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований ФНС о признании должника банкротом и введении в отношении должника процедуры наблюдения не имеется.
Доводы жалобы апелляционной коллегией рассмотрены и отклонены, поскольку они основаны на ошибочной оценке фактических обстоятельств дела и неверном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные вопросы применительно к установленным судом обстоятельствам.
В обоснование заявленного требования уполномоченным органом представлены документы, подтверждающие наличие задолженности, в том числе справки, требования, решения, постановления налогового органа.
Кроме того, во исполнение определения Арбитражного суда Брянской области от 03.02.2021 уполномоченным органом в суд представлены пояснения относительно имеющейся задолженности по обязательным платежам перед Российской Федерацией (наименование налога, сумма и период образования задолженности).
ИФНС России по г. Брянску (место налогового учета должника) 19.02.2021 обществу "БГ-Стройтранс" направлен акт сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 18.02.2021. Согласно почтовому идентификатору N 24199256016757 корреспонденция получена ООО "БГ-Стройтранс" 24.02.2021.
Так же в целях подтверждения в арбитражном суде информации о размере имеющейся задолженности по обязательным платежам, подлежащей включению в реестр требований кредиторов ООО "БГ-Стройтранс", 11.03.2021 уполномоченным органом представлена копия указанного акта сверки расчетов в электронном виде.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем апелляционной жалобы не представлены в материалы дела надлежащие и бесспорные доказательства в обоснование своей позиции.
Должником не представлено в материалы дела доказательств, опровергающих наличие задолженности перед уполномоченным органом по обязательным платежам, не даны пояснения относительно того, с какими именно начислениями он не согласен, контррасчет не представлен.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Брянской области от 23.03.2021 по делу N А09-10091/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
М.А. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-10091/2020
Должник: ООО "БГ-СтройТранс"
Кредитор: УФНС России по Брянской области, Федеральная налоговая служба
Третье лицо: Ассоциация "Дальневосточная СОМРАУ", Буриличева О.Г., в/у Юдин А.С., Горбачев М.А., Управление по вопросам миграции УМВД России по Брянской области
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2784/2021