Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 сентября 2021 г. N Ф01-4250/21 настоящее постановление оставлено без изменения
13 мая 2021 г. |
А39-8984/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Тарасовой Т.И., Новиковой Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Сидоровой В.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.03.2021, принятое по делу А39-8984/2020 по иску товарищества собственников жилья "Терем" (ОГРН 1032129002180 ИНН 2129048997) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (ОГРН 1091326001502 ИНН 1326211305), о взыскании платы за коммунальные услуги, содержание и текущий ремонт в сумме 20 199 руб. 69 коп. и пени в сумме 4059 руб. 75 коп. за просрочку их оплаты; взносов на капитальный ремонт в сумме 7569 руб. 83 коп. и пени в сумме 720 руб. 91 коп. за просрочку их оплаты.
В отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Товарищество собственников жилья "Терем" (далее - ТСЖ "Терем", истец) обратилось в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - МТУ Росимущества, Управление, ответчик) о взыскании платы за коммунальные услуги, содержание и текущий ремонт в сумме 20 199 руб. 69 коп. и пени в сумме 4059 руб. 75 коп. за просрочку их отплаты, взносов на капитальный ремонт в сумме 7569 руб. 83 коп. и пени в сумме 720 руб. 91 коп. за просрочку их оплаты.
Решением от 17.03.2021 Арбитражный суд Республики Мордовия взыскал с МТУ Росимущества в пользу ТСЖ "Терем" задолженность за коммунальные услуги, содержание и текущий ремонт в сумме 20 199 руб. 69 коп. и пени в сумме 4059 руб. 75 коп. за просрочку их отплаты, задолженность по взносам на капитальный ремонт в сумме 7569 руб. 83 коп. и пени в сумме 720 руб. 91 коп. за просрочку их оплаты, всего - 32 550 руб. 18 коп. и расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 2000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МТУ Росимущество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель ссылается на отсутствие признаков заключенности договора ресурсоснабжения с истцом и, как следствие, на отсутствие обязательств по оплате. Указывает, что истец не направлял в адрес МТУ Росимущества письмо о заключении договора.
Также полагает, что Управление не может являться лицом, неправомерно удерживающим денежные средства, либо уклоняющимся от их оплаты, поскольку в соответствии с положениями пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Просило о рассмотрении дела в отсутствие своего полномочного представителя.
Истец также заявил о разрешении жалобы без его участия.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно выписке из государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости N КУВИ-002/2020-27435489 от 07.10.2020 помещение (квартира) с кадастровым номером 21:01:000000:49797 по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Спиридона Михайлова, дом 1, кв. 46 является собственностью Российской Федерации и с 10.04.2019 принадлежит на праве оперативного управления Прокуратуре Чувашской Республики.
Право собственности за Российской Федерацией зарегистрировано 30 марта 2015 года.
По акту приема-передачи от 02.07.2018 Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области от Федерального государственного унитарного предприятия "Главный научно-исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы" приняло документы и ключи на указанную квартиру.
Из материалов дела судом установлено, что ТСЖ "Терем" осуществляет управление многоквартирным домом N 1, расположенным по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Спиридона Михайлова (протокол собрания N1 от 20.01.2003).
Как указал истец, в период с 01.07.2018 по 09.04.2019 истцом оказывались коммунальные услуги, услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, на оплату которых ответчику выставлялись квитанции.
Ответчиком оказанные услуги не оплачены. Также не оплачены ежемесячные взносы на капитальный ремонт за указанный период.
Направленная в адрес ответчика претензия от 21.10.2019 N 38 с требованием оплатить задолженность оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось истцу основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ей на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании пункта 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Судом установлено, что помещение с кадастровым номером 21:01:000000:49797 по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Спиридона Михайлова, дом 1, кв. 46 с 30.03.2015 является собственностью Российской Федерации и с 10.04.2019 принадлежит на праве оперативного управления Прокуратуре Чувашской Республики, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (от 08.09.2020 N КУВИ-002/2020-19347075).
Ответчик, в свою очередь, осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества на территории Чувашской Республики в силу Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 07.10.2020 N КУВИ-002/2020-27435489.
Факт осуществления полномочий собственника в отношении спорного имущества ответчиком не оспаривается.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по оплате у собственника помещения возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичная обязанность собственника помещений многоквартирного дома предусмотрена правовыми нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (статьи 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.04.2016 N 10-П указал следующее: несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов), включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме - не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества. Это обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В силу прямого указания закона обязанность несения расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме возложена как на собственников квартир, так и на собственников иных нежилых помещений независимо от самостоятельного подписания договора на управление многоквартирным домом, фактического использования общего имущества, наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества.
На основании пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками
помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу частей 5 и 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за: коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении; и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что на общем собрании членов ТСЖ "Терем" многоквартирного дома по адресу: по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Спиридона Михайлова, дом 1, кв. 46 (протокол N 2 от 14.07.2017) утверждены размеры взносов на содержание и текущий ремонт общего имущества с учетом оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в размере 18 руб. с 1 кв.м.
Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
На основании части 2 статьи 44 Кодекса принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, а также использование фонда капитального ремонта (с 26.12.2012, Федеральный закон от 25.12.2012 N 271-ФЗ) относятся к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно протоколу собрания от 15.09.2014 собственники спорного МКД приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является истец.
Специальный банковский счет для формирования фонда капитального ремонта открыт в ПАО "Сбербанк России" N 40705810075000000086.
Факт открытия спецсчета по перечислению денежных средств ответчиком не оспорен.
Постановлением кабинета Министров Чувашской Республики N 503 от 14.12.2017 установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Чувашской Республики на 2018 год - 6,30 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме в месяц.
Постановлением кабинета Министров Чувашской Республики N 412 от 24.10.2018 установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Чувашской Республики на 2019 год - 6,30 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме в месяц.
Факт оказания истцом коммунальных услуг и услуг по управлению и содержанию общего имущества многоквартирного дома в период с 01.07.2018 09.04.2019 на сумму 20 199 руб. 69 коп. подтверждается материалами дела, в том числе квитанциями за период с июля 2018 по 09 апреля 2019 года.
Ответчик какие-либо претензии по объему, качеству и срокам выполнения услуг не предъявлял; стоимость услуг в срок, установленный в договоре, не оплатил.
В силу пункта 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Согласно пункту 2 статьи 9 названного Кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В связи с изложенным, требования истца о взыскании задолженности за коммунальные услуги и услуги по управлению и содержанию общего имущества многоквартирного дома обоснованно удовлетворены судом первой инстанции в сумме 20 799 руб. 90 коп.
Судом также взыскана задолженность по ежемесячным взносам на капитальный ремонт общего имущества в размере 7569 руб.83 коп. за период с 01.07.2018 по 09.04.2019 ( с учетом определения об исправлении опечатки от 11.05.2021).
Кроме того, за нарушение срока оплаты оказанных коммунальных услуг истец начислил ответчику пени за период с 01.08.2018 по 04.02.2020 в общей сумме 4059 руб. 75 коп.
Расчет судом был проверен и признан верным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
По правилам пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В пункте 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Поскольку, материалами дела подтверждено не исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика неустойку в размере 4059 руб. 75 коп.
За нарушение срока оплаты взносов на капитальный ремонт истец начислил ответчику пени за период с 29.07.2019 по 04.02.2020 в общей сумме 720 руб. 91 коп. Расчет судом был проверен и признан верным.
В силу части 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Поскольку, материалами дела подтверждено не исполнение ответчиком обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества, неустойка в размере 720 руб. 75 коп. также правомерно взыскана с ответчика.
Апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Несогласие заявителя с выводом суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом нормы права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос об отнесении расходов по государственной пошлине по жалобе не рассматривается, так как заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.03.2021, принятое по делу А39-8984/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.С. Родина |
Судьи |
Т.И. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-8984/2020
Истец: ТСЖ "Терем"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
Третье лицо: Первый арбитражный апелляционный суд