г. Санкт-Петербург |
|
14 мая 2021 г. |
Дело N А56-94859/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Нестерова С.А., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Короткевич В.И.,
при участии:
от заявителя: Луценко О.А. по доверенности от 01.10.2020,
от ответчика: Блашкевич А.А. по доверенности от 12.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-330/2021) ООО "Ланс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2020 по делу N А56- 94859/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ланс"
к Комитету государственного экологического надзора Ленинградской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ланс" (далее - заявитель, Общество, ООО "Ланс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области (далее - Комитет) от 01.10.2020 N 40628-20/Д о назначении административного наказания, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Решением суда от 03.12.2020 оспариваемое постановление изменено в части размера административного штрафа, который уменьшен до 125 000 руб.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, проверка была проведена с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее- Закон N 294-ФЗ). Общество полагает, что проект освоения лесов не был подготовлен по не зависящим от него причинам.
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал; представитель Комитета жалобу не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве.
В судебном заседании произведена замена состава суда на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ), судья Денисюк М.И. заменена на судью Нестерова С.А.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитетом 26.08.2020 в ходе проведения планового (рейдового) осмотра, обследования на основании задания Комитета о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования от 25.08.2020 N 1-15-41027-20/3 на основании обращения (вх. От 02.07.2020 N К-04-1397/2020) об ограничении в Приозерском районе базой отдыха "Шишки на Лампушке" доступа граждан к землям лесного фонда и лесному озеру, установлено, что в лесных кварталах 78 и 79 Борисовского участкового лесничества Приозерского лесничества (Ленинградская область Приозерский район) ООО "Ланс" использует лесной участок, предоставленный по договору аренды лесного участка от 05.12.2008 N2-2008-12-27-Р для осуществления рекреационной деятельности, без специальных разрешений на использование данного участка: отсутствуют проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы, не подана лесная декларация.
Выявлено, что на территории лесных кварталов 78 и 79 Борисовского участкового лесничества Приозерского лесничества расположена база отдыха "Шишки на Лампушке". База отдыха используется: присутствуют персонал и посетители, оказываются платные услуги (аренда жилья, посещение зоопарка, парковка для автомобилей, кафе-бар и т.д.).
Часть объектов расположена на лесном участке, предоставленном ООО "Ланс" по договору аренды лесного участка от 05.12.2008 N 2-2008-12-27-Р: дома для проживания, дорожно- тропиночная сеть, парковка для автомобилей. Данный участок имеет кадастровый номер 47:03:1102003:14 (Ленинградская область, Приозерский район, Приозерское лесничество, Борисовское участковое лесничество квартал 78 выдела 19-21(ч.), 25(ч.), 31,32,35 (ч.), 36(ч.), 37,38,39(ч.), 40(ч.), 41(ч.), квартал 79 выделы 8(ч.), 11-13(ч.), 30-33, 43(ч.). Категория земель: Земли лесного фонда. Уточнённая площадь: 250 000 кв. м.).
В соответствии с данными Портала ЕГАИС учёта древесины и сделок с ней, действующая лесная декларации об использовании указанного лесного участка отсутствует. Последняя поданная лесная декларация поступила 28.12.2017.
По результатам проведения планового (рейдового) осмотра, обследования составлен акт от 26.08.2020 N 1-15-41027-20/З с приложением фотоматериалов.
В соответствии с письмом (вх. от 31.08.2020 N К-03-1629/2020) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, органа исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющего на территории Ленинградской области переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе в части проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов, ООО "Ланс", использующий лесной участок на основании договора аренды от 05.12.2008 N 2-2008-12-27-Р, проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы не предоставило.
Действия ООО "Ланс" квалифицированы как использование лесного участка, предоставленного по договору аренды от 05.12.2008 N 2-2008-12-27-Р, без специальных разрешений на использование данного участка (отсутствуют проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы и не подана лесная декларация), что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ. По данному факту Комитетом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 22.09.2020 N40628-20/Д.
Постановлением от 01.10.2020 N 40628-20/Д о назначении административного наказания Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением суда от 03.12.2020 оспариваемое постановление изменено в части размера административного штрафа, который уменьшен до 125 000 руб.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно статье 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет для юридических лиц наложение административного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлен приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года N 69 (далее - Приказ).
В соответствии с пунктом 3 Приказа проект освоения лесов содержит сведения о разрешённых видах и проектируемых объектах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (утверждены Приказом Рослесхоза от 21.02.2012 N 62) (далее - Правила), лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны составлять проект освоения лесов и осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Пунктом 8 Правил установлено, что размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений допускается в местах, определённых в проекте освоения лесов.
Комитетом установлено, что ООО "Ланс" использует лесной участок, предоставленный по договору аренды лесного участка от 05.12.2008 N 2-2008-12-27-Р, без специальных разрешений на использование данного участка (отсутствуют проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы, и не подана лесная декларация).
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного Комитетом административного правонарушения ввиду отсутствия у заявителя специальных разрешений на использование данного участка.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом заявителя о том, что специальные разрешения не были им подготовлены по не зависящим от него причинам.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с данными Портала ЕГАИС учёта древесины и сделок с ней, действующая лесная декларации об использовании указанного лесного участка отсутствует. Последняя поданная лесная декларация поступила 28.12.2017.
Приказом Комитета от 01.10.2018 года N 15 утвержден лесохозяйственный регламент по Приозерскому лесничеству Ленинградской области.
Между тем, согласно представленным материалам дела Общество заключило договор на выполнение работ по разработке проектной документации N 12/003-2020 с ФГБУ "Рослесинфорг" только 15.01.2020.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом лесного законодательства Российской Федерации (своевременного получения разрешений на использование лесного участка, в том числе разработки проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, и подачи лесной декларации) в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает законными и обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии в действиях Общества события и состава вмененного административного правонарушения.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд первой инстанции не установил оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
Указанный вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 и пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Довод Общества о том, что проверка была проведена с нарушением Закона N 294-ФЗ, отклоняется апелляционным судом, так как административное правонарушение было выявлено в рамках проведения планового (рейдового) осмотра, обследования. Плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий согласно части 1 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ относятся к мероприятиям, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал возможным уменьшить назначенный Обществу размер штрафа до 125 000 руб. Учитывая, что в каждом конкретном случае применение положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ является категорией оценочной, снижение административного штрафа, предусмотренного санкцией вменяемой статьи до суммы 125 000 руб. соответствует требованиям пунктов 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции. По мнению суда апелляционной инстанции, избранная судом мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 декабря 2020 года по делу N А56-94859/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ланс"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-94859/2020
Истец: ООО "ЛАНС"
Ответчик: Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области