Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 июля 2021 г. N Ф05-16727/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
13 мая 2021 г. |
Дело N А40-243323/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
В.А. Свиридова, Ж.В. Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 19)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 февраля 2021 года по делу N А40-243323/20 (108-5930)
по заявлению ООО "Энергоэффективный город"
к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 19)
о признании недействительным уведомления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Рабцевич А.В. по дов. от 09.11.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергоэффективный город" (далее - заявитель, плательщик, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным принятого Государственным учреждением - Московским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации N 19 (далее также - ответчик, Фонд, ГУ МРО ФСС) уведомления от 22.05.2020 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и требование от 15.09.2020 N 4789 об уплате страховых взносов в сумме 7947,69 руб.; обязать Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить нарушенные права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "Энергоэффективный город" путем установления обществу с ограниченной ответственностью "Энергоэффективный город" на 2020 год тарифа страховых взносов в размере 0,9 % в соответствии с основным видом деятельности "Работы по сборке и монтажу сборных конструкций" (ОКВЭД 43.99.7), а также возврата обществу с ограниченной ответственностью "Энергоэффективный город" страховых взносов в сумме 7947,69 руб., уплаченных (взысканных) по требованию от 15.09.2020 N 4789.
Решением суда 25.02.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указал на то, что документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности представил позже установленного срока.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель поддержал решение суда первой инстанции, возражал против доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании ответчик доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявитель ООО "ЭЭГ" зарегистрирован в Государственном Учреждении - Московском Региональном Отделении Фонда социального страхования РФ филиале N 19 (далее - Филиал N 19 Отделения Фонда) в качестве страхователя - регистрационный номер 7717020532 с 01.09.2018 Фондом 22.05.2020 в отношении общества было выставлено уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В данном уведомлении указано, что Заявителю установлен размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 1.7 процентов на основании кода ОКВЭД 30.30.5 "Производство частей и принадлежностей летательных и космических аппаратов" (15 класс профессионального риска).
ООО "ЭЭГ" обязано было предоставить документы для подтверждения основного вида экономической деятельности не позднее 12 мая 2020 г.
Общество 14.04.2020 по телекоммуникационным каналам связи через оператора ООО "Такском" (далее по тексту ТКС) направило в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности с заявленным кодом ОКВЭД 43.99.7 Фондом было отказано в принятии заявления с указанием на ошибку обработки сообщения, "Отсутствует ЭП".
В подтверждение наличия сертификата ЭП и своевременной отправки отчета заявителем приложено подтверждающее письмо от ООО "Такском", а также состояние документооборота по отчету 4-ФСС, отправленному и принятому ФСС 14.04.2020, из которого видно, что сертификат ЭП у ООО "ЭЭГ" на момент отправки был и ФСС принял по этому сертификату другой отчет.
Следовательно, документы не были приняты со стороны Фонда по причинам, не зависящим ООО "ЭЭГ".
22.05.2020 в адрес ООО "ЭЭГ" поступило уведомление о размере страхового тарифа на 2020 год, которым Фонд установил основной вид экономической деятельности по тарифу 1,7% на основании ОКВЭД 30.30.5 "Производство частей и принадлежностей летательных и космических аппаратов", что не соответствует заявленному ООО "ЭЭГ" ОКВЭД 43.99.7 Работы по сборке и монтажу сборных конструкций и тарифу 0,9%. ООО "ЭЭГ" повторно направило пакет документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности 43.99.7, почтовой корреспонденцией (письмом с объявленной ценностью), что подтверждается Описью и квитанцией об отправке от 09.06.2020.
Документы были доставлены в ФСС 15.06.2020.
14.08.2020 Фондом был составлен акт камеральной налоговой проверки, по результатам которой были доначислены страховые взносы по максимальному страховому тарифу в размере 1,7 %, на основании ОКВЭД 30.30.5.
В ходе рассмотрения результатов камеральной проверки общество снова предоставило документы и пояснительную записку, подтверждающие фактический вид экономической деятельности ОКВЭД 43.99.7.
На основании акта было вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 4789 от 21.09.2020.
Данным решением обязанность Общества по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определены исходя из тарифа страховых взносов 1,7% к начисленной оплате труда, в связи с чем, Общество привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 26.29 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в общей 7 947,69 руб., из них: недоимка в размере 6 590,64 руб., штраф в размере 1 318, 13 руб., пени в размере 38,92 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 3 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к Порядку; справку - подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ N 239) установлены нерабочие дни в период с 4 по 30 апреля.
Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - Указ 294) установлены нерабочие дни в период с 6 по 8 мая 2020 года.
При этом действия Указов N 239, 294 не распространяются на ряд организаций (работодателей и их работников).
В тоже время в соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020 г. N 316 "Об определении порядка продления действия мер санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ N 316) за исполнительными органами субъектов Российской Федерации закреплено право приостанавливать (ограничивать) деятельность организаций с целью обеспечения благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Как верно установлено судом, Фондом приняты меры к исполнению оспариваемого решения и выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в выше указанном размере.
К заявлению о пересмотре Обществом были приложены документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка, а именно: Бухгалтерский баланс за 2019 год на 31.12.2019; отчет о финансовых результатах за январь- декабрь 2019 года; заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с протоколом ошибок; заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с кодом 43.99.7; справка-подтверждение основного вида экономической деятельности за 2019 год от 14.04.2020.
Таким образом, Общество подтвердило перед Фондом, что в 2019 году основным видом деятельности Общества выступала деятельность по коду ОКВЭД 43.99.7 "Работы по сборке и монтажу сборных конструкций и тарифу 0,9%".
Согласно Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска (утв. Приказом Минтруда России от 30.12.2016 N 851н) вид деятельности по коду ОКВЭД 43.99.7 "Работы по сборке и монтажу сборных конструкций и тарифу 0,9%." относится к 8 классу профессионального риска.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27.12.2019 N 445-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" в 2020 году размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в процентах по 1 классу профессионального риска составляет 0,9%.
Следовательно, с учетом представленных Обществом Фонду документов на 2020 год Обществу должен был быть установлен страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,9%.
Письмом N 04-11/04-9205 от 21.09.2020 Фонд отказал в пересмотре установленного Обществу на 2020 год класса профессионального риска и размера страхового тарифа.
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что Фонд незаконно и в противоречии со сформулированной Верховным Судом Российской Федерации позицией отказал Обществу в пересмотре класса профессионального риска и размера страхового тарифа, установленного Обществу на 2020 год, чем нарушил его права в сфере предпринимательской деятельности, так как применение решения, содержащегося в Уведомлении, повлечет доначисление Обществу страховых взносов в повышенном размере, исходя из страхового тарифа, соответствующего виду деятельности, фактически не осуществляемому Обществом.
Документы Заявителя в подтверждение основного вида экономической деятельности подлежат обязательной оценке Фондом и их учету при принятии Фондом решения об определении размера страхового тарифа.
Более того, документы, поступившие после принятия Фондом решения, также подлежат обязательной оценке, так как право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности не является санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов.
Согласно п. 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с п. 9 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 г. N 713 (далее - Правила N 713).
Суд пришел к верному выводу, что Фонд безосновательно определил вид деятельности Общества по наиболее высокому классу профессионального риска.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии, с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившейся по видам экономической деятельности страхователя.
Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска.
Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пункт 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска от 01.12.2005 N 713 предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил от 01.12.2005 N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании положений пункта 11 Правил от 01.12.2005 N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок подтверждения от 31.01.2006 N 55.
В силу пункта 2 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил от 01.12.2005 N713.
В соответствии с пунктом 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 в действующей с 26.02.2017 редакции, в случае, если страхователь, осуществляющий 6 свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 01 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил от 01.12.2005 N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил от 01.12.2005 N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации.
Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение); фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Отсутствие в нормативных правовых актах утверждённой процедуры порядка пересмотра размера страхового тарифа, на основе представленных страхователем сведений для подтверждения основного вида деятельности не является основанием для возложения на страхователя обязанности по уплате страховых взносов в повышенном размере.
Сам факт представления документов о подтверждении основного вида деятельности за пределами установленного срока (но в пределах расчетного периода, и более того - в пределах срока камеральной проверки расчета за первый отчетный период) не может не учитываться Фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности, ставки страховых взносов (согласно подп. 7 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
При этом фактически при получении указанных сведений Фонд получает данные, свидетельствующие как об осуществляемых в действительности страхователем видах деятельности, так и о том, какой из них является основным.
В пункте 13 Правил использована формулировка, не связанная со сроком подтверждения основного вида экономической деятельности, а именно: "если страхователь... не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности....", вместо формулировки "если страхователь...не подтверждает основной вид экономической деятельности в установленный срок".
Тем самым, содержащееся в п. 13 Положение не исключает возможности такого подтверждения в "соответствующем году", то есть исходя из установленного ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ расчетного периода по страховым взносам.
В указанной связи, суд пришел к обоснованному выводу о том, что подтверждение основного вида экономической деятельности было представлено страхователем позже срока, по независящим от общества причинам.
Основной вид деятельности Заявителя - "Работы по сборке и монтажу сборных конструкций" (ОКВЭД 43.99.7), относящимся к 8 классу профессионального риска и ставкой страхового тарифа 0,9 процентов к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 февраля 2021 года по делу N А40-243323/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-243323/2020
Истец: ООО "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЙ ГОРОД"
Ответчик: ГУ МРО ФСС РФ филиал N19, ГУУ МРО ФСС РФ ФИЛИАЛ N19