г. Ессентуки |
|
17 мая 2021 г. |
Дело N А63-16918/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Семенова М.У. и Белова Д.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.02.2021 по делу N А63-16918/2020, в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
Казьминское хуторское казачье общество Средне-Кубанского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - казачье общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление, регистрирующий орган), в котором просило:
- признать незаконным отказ в государственной регистрации договора аренды от 25.02.2020 земельного участка с кадастровым номером 26:15:130202:3, приведенного в сообщении от 18.08.2020 N 26/147/001/2020-1036;
- обязать регистрирующий орган провести государственную регистрацию договора от 25.02.2020 земельного участка с кадастровым номером 26:15:130202:3, заключенного между обществом и администрацией Кочубеевского муниципального района Ставропольского края.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Кочубеевского муниципального района Ставропольского края.
Решением суда от 26.02.2020 требования общества удовлетворены, распределены судебные расходы.
Не согласившись с судебным актом, регистрирующий орган обратился в арбитражный апелляционный суд с жалобой. В апелляционной жалобе указывает на несоблюдение публичной процедуры при предоставлении обществу земельного участка. Извещение о предоставлении участка в аренду в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, регистратору не представлено. Названное обстоятельство послужило причиной для приостановления государственной регистрации. В течение срока приостановления причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, не устранены, что послужило основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Судом не принято во внимание, что льготный порядок предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения не может быть использован в целях ограничения прав иных категорий субъектов, заинтересованных в предоставлении таких земель, а также обхода публичных процедур предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Фактически договор аренды заключен в обход предусмотренных законодательством публичных процедур.
В отзыве казачье общество просит рашение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 06.04.2021 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, казачье общество на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:15:130202:3 в аренду без проведения торгов.
В соответствии с уставом казачье общество является некоммерческой организацией, входящей в состав Средне-Кубанского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, осуществляет свою деятельность на территории с. Казьминское Кочубеевского района Ставропольского края. При этом основными целями казачьего общества являются возрождение и развитие казачества, обеспечение его единства.
Казачье общество внесено в государственный реестр казачьих обществ (учетный номер 2615010140, реестровый номер 829150013) и подтверждается свидетельством, выданным Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю 03.08.2015.
25 февраля 2020 года администрация (арендодатель) и казачье общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка площадью 32271 кв.м с кадастровым номером 26:15:130202:3, предназначенного для сельскохозяйственного использования, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир с западная окраина село Вревское, адрес ориентира: край Ставропольский край, Кочубеевский район.
При осуществлении процедуры государственной регистрации данной сделки управление в уведомлении от 24.07.2020 N 26/147/001/2020-1036 сообщило о приостановлении государственной регистрации договора аренды в связи с отсутствием извещения, опубликованного в установленном порядке, о возможности предоставления в аренду земельного участка, а также информации о том, что иные лица с заявлением о предоставлении участка в аренду не обращались (т. 1, л. д. 58-60).
Сообщением от 18.08.2020 N 26/147/001/2020-1036 управление уведомило об отказе в государственной регистрации договора аренды, указав, что срок приостановления осуществления государственной регистрации истек, обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, не устранены (т. 1, л. д. 8-9).
Казачье общество, полагая, что названный отказ управления не соответствует закону, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают принадлежащие им права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Частью 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой регистрации.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд приостановления и (или) отказа в государственной регистрации прав прямо закреплена в части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу заключается на торгах (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Без проведения торгов договор аренды может быть заключен, в том числе с казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (подпункт 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Согласно части 3 статьи 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (в применимой редакции) договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, в границах муниципального района и (или) городского округа, на территории которых действуют соответствующие казачьи общества.
Апелляционным судом установлено, что казачье общество внесено в государственный реестр казачьих обществ и осуществляет деятельность на территории Кочубеевского района Ставропольского края. Анализ содержания совокупности представленных в дело доказательств позволил суду сделать вывод о правомерном заключении с казачьим обществом договора аренды от 25.02.2020 без проведения торгов на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о несоответствии оспариваемого отказа управления нормам действующего законодательства и правомерно удовлетворил заявленные требования (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Ссылаясь на нарушение публичного порядка предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения, управление не учитывает, что казачье общество соответствует критериям, названным в подпункте 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Условия для применения правил статьи 39.18 Земельного кодекса, регламентирующей особенности предоставления земельных участков в иных целях, в данном случае отсутствовали.
Кроме того, цель предоставления земельного участка в аренду казачьему обществу соответствует виду его разрешенного использования.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в этой связи вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.02.2021 по делу N А63-16918/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-16918/2020
Истец: Казьминское хуторское Средне-Кубанского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КОЧУБЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ