Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16 августа 2021 г. N Ф10-3363/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
17 мая 2021 г. |
Дело N А68-7783/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.05.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой И.В., при участии представителей истца - государственного учреждения - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Тула, ОГРН 1027100964945, ИНН 7107033629) - Калашниковой Н.В. (доверенность от 11.01.2021 N 1) и ответчика - Государственного учреждения здравоохранения "Тульская детская областная клиническая больница" (г. Тула, ОГРН 1027100690616, ИНН 7103015403) - Разореновой Е.В. (доверенность от 12.11.2020 N 02-04/2066), в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Бонадыченко Ольги Евгеньевны (г. Тула), извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения здравоохранения "Тульская детская областная клиническая больница" на решение Арбитражного суда Тульской области от 12.03.2021 по делу N А68-7783/2020 (судья Елисеева Л.В.),
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к первичной профсоюзной организации государственного учреждения здравоохранения "Тульская детская областная клиническая больница" о взыскании излишне выплаченного пособия по временной нетрудоспособности застрахованной Бонадыченко Ольги Евгеньевны (далее - Бонадыченко О.Е.) в сумме 154 388 рублей 55 копеек (с учетом уточнения требования).
Определением суда первой инстанции от 01.10.2020 произведена замена ненадлежащего ответчика на государственное учреждение здравоохранения "Тульская детская областная клиническая больница" (далее - ответчик), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Бонадыченко О.Е.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 12.03.2021 исковое требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает на то, что на него не возложена обязанность по проверке представленных работником сведений, необходимых для начисления пособия по временной нетрудоспособности.
От истца в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - постановление N 294) истец с 01.07.2019 участвует в реализации пилотного проекта "Прямые выплаты".
Страхователем (ответчиком) истцу направлены реестры сведений, в которых указаны данные, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности Бонадыченко О.Е.
Истец на основании поданного реестра сведений выплатил Бонадыченко О.Е. пособие по временной нетрудоспособности по следующим листкам нетрудоспособности в 2019 году:
- от 19.06.2019 N 337 174 145 998 - освобождение от работы с 20.06.2019 по 03.07.2019, сумма пособия составила 30 100 рублей 14 копеек (в том числе НДФЛ - 3913 рублей), сумма к выплате - 26 187 рублей 14 копеек;
- от 04.07.2019 N 910 008 298 045 - освобождение от работы с 04.07.2019 по 16.07.2019, сумма пособия - 24 725 рублей 13 копеек (в том числе НДФЛ - 3214 рублей), сумма к выплате - 21 511 рубль 13 копеек;
- от 17.07.2019 N 910 008 986 299 - освобождение от работы с 20.07.2019 по 31.07.2019, сумма пособия - 25 800 рублей 12 копеек (в том числе НДФЛ - 3354 рубля), сумма к выплате - 22 446 рублей 12 копеек;
- от 31.07.2019 N 910 009 396 827 - освобождение от работы с 01.08.2019 по 21.08.2019, сумма пособия - 45 150 рублей 21 копейка (в том числе НДФЛ - 5870 рублей), сумма к выплате - 39 280 рублей 21 копейка;
- от 02.12.2019 N 910 015 797 686 - освобождение от работы с 02.12.2019 по 14.12.2019, сумма пособия - 24 725 рублей 13 копеек (в том числе НДФЛ - 3214 рублей), сумма к выплате - 21 511 рублей 13 копеек.
Итого в 2019 году сумма назначенного пособия Бонадыченко О.Е. составила 150 500 рублей 73 копейки (в том числе НДФЛ - 19 565 рублей), выплачено - 130 935 рублей 73 копейки.
В 2020 году истец выплатил Бонадыченко О.Е. пособие по временной нетрудоспособности по следующим листкам нетрудоспособности: от 17.12.2019 N 910 016 597 207 - освобождение от работы с 18.12.2019 по 10.01.2020, сумма пособия - 51 600 рублей 24 копейки (в том числе НДФЛ - 6708 рублей), сумма к выплате - 44 892 рубля 24 копейки, а также от 14.01.2020 N 910 017 517 596 - освобождение от работы с 14.01.2020 по 24.01.2020, сумма пособия - 14 605 рублей 14 копеек (в том числе НДФЛ - 1899 рублей), сумма к выплате - 12 706 рублей 14 копеек.
Итого в 2020 году сумма назначенного Бонадыченко О.Е. пособия составила 66 205 рублей (в том числе НДФЛ - 8607 рублей), выплачено - 57 598 рублей 38 копеек.
Всего за 2019 - 2020 годы Бонадыченко О.Е. пособие по временной нетрудоспособности было назначено в общей сумме 216 706 рублей 11 копеек (в том числе НДФЛ - 28 172 рублей), выплачено - 188 534 рубля 11 копеек.
Ответчик 17.02.2020 обратился к истцу с заявлением о проведении проверки обоснованности выдачи листков нетрудоспособности Бонадыченко О.Е. в связи с тем, что она в период с 31.05.2019 по 21.08.2019 одновременно осуществляла трудовую деятельность в другой организации - ГУЗ "Городская больница N 7 г. Тулы".
Истцом у ответчика и ГУЗ "Городская больница N 7 г. Тулы" проведены внеплановые проверки листков нетрудоспособности, выданных Бонадыченко О.Е., по вопросу соблюдения Порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н, по итогам которых установлено, что листки нетрудоспособности выданы Бонадыченко О.Е. обоснованно.
Однако истцом установлено, что для расчета пособия по временной нетрудоспособности Бонадыченко О.Е. представила ответчику справку от 23.05.2019 N 000-0481 по форме 182-н от ООО "Сибнефтегаз" (ИНН 6319166749, регистрационный N 7777226445), регистрационный номер которого не числится в Фонде социального страхования Российской Федерации, а ИНН принадлежит другой организации - ООО "КАНТ", зарегистрированной в г. Самара.
К тому же в справке от 02.11.2018 по форме 182-н в пункте 1 "данные о страхователе" указано "общество с ограниченной ответственностью "Сибнефтегаз", а на круглой печати на этой справке - "общество с ограниченной ответственностью "Сибнефтегаз Магистраль".
В соответствии с копией трудовой книжки Бонадыченко О.Е. она 15.01.2016 принята на должность повара 5 разряда в филиал г. Москва в ООО "Сибнефтегаз "Магистраль" г. Самара".
В связи с этим истцом сделан вывод о том, что представленная справка от 23.05.2019 N 000-0481 является подложным документом.
Ввиду представления истцу недостоверных сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, Бонадыченко О.Е. излишне начислены и выплачены за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности в общей сумме 154 388 рублей 55 копеек, в том числе, за 2019 год - 108 350 рублей 26 копеек и за 2020 год - 46 038 рублей 29 копеек.
В связи с указанными обстоятельствам истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
На основании части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу частей 1 и 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В пункте 6 части 2 статьи 12 данного закона установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Статьей 22 этого закона N 165-ФЗ определено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: лица, работающие по трудовым договорам.
Из пункта 1 части 1 статьи 2.1 этого закона усматривается, что страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим законом.
Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности) (часть 1 статьи 6 Закона N 255-ФЗ).
На основании пункта 2 постановления N 294 Тульская область с 01.07.2019 участвует в реализации пилотного проекта "Прямые выплаты".
Как следует из пункта 2 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным постановлением N 294 (далее - Положение), при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия.
В пункте 3 Положения сказано, что страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
В силу пункта 9 Положения выплата пособия по временной нетрудоспособности, осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в м числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
При этом в силу пункта 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Статьей 13 указанного закона установлено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Судом первой инстанции установлено, что ответчиком истцу направлены реестры сведений, в которых указаны данные, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности Бонадыченко О.Е.
Истец на основании поданного реестра сведений назначил Бонадыченко О.Е. за 2019 - 2020 годы пособие по временной нетрудоспособности в общей сумме 216 706 рублей 11 копеек (в том числе НДФЛ - 28 172 рубля), выплатил - 188 534 рубля 11 копеек.
В ходе проведения у ответчика внеплановой проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности, выданных Бонадыченко О.Е., истцом установлено, что листки нетрудоспособности выданы Бонадыченко О.Е. обоснованно. Однако для расчета пособия по временной нетрудоспособности Бонадыченко О.Е. предоставила ответчику справку от 23.05.2019 N 000-0481 по форме 182-н от ООО "Сибнефтегаз" (ИНН 6319166749, регистрационный N 7777226445), регистрационный номер которого не числится в Фонде социального страхования Российской Федерации, а ИНН - принадлежит другой организации - ООО "Кант", зарегистрированной в г. Самара.
К тому же в справке по форме 182-н от 02.11.2018 в пункте 1 "данные о страхователе" указано "общество с ограниченной ответственностью "Сибнефтегаз", а на круглой печати на данной справке - "общество с ограниченной ответственностью "Сибнефтегаз Магистраль".
В соответствии с копией трудовой книжки Бонадыченко О.Е. она 15.01.2016 принята в филиал г. Москва в общество с ограниченной ответственностью "Сибнефтегаз "Магистраль" г. Самара" на должность повара 5 разряда.
Сказанное свидетельствует о том, что представленная справка от 23.05.2019 N 000-0481 по форме 182-н содержала недостоверные сведения, в том числе относительно суммы заработной платы.
На основании пункта 4 части 1 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователи имеют право осуществлять проверку сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, путем направления запроса в территориальный орган страховщика по форме и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В пункте 2 Порядка направления запроса страхователя в территориальный орган страховщика для осуществления проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.01.2011 N 20н) сказано, что в случаях возникновения у страхователя, назначающего пособия, сомнений в подлинности справки и (или) достоверности содержащихся в ней сведений, страхователем направляется запрос в территориальный орган страховщика о проверке сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Согласно пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (далее - постановление N 101) выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей.
Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
При этом осуществление проверки сведений о страхователе, выдавшем застрахованному лицу справку о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, является правом страхователя, а не его обязанностью, а значит, для обращения в территориальный орган страховщика для осуществления проверки необходимо наличие оснований, прямо или косвенно указывающих на недостоверность или неточность сведений в справке о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений работника.
Действующий порядок выплат не снимает с работодателя обязанности проверять и оценивать представленные работником сведения, а также нести ответственность за наличие оснований для направления этих сведений в территориальное отделение фонда.
С учетом этого, как справедливо указано судом первой инстанции, в рассматриваемом случае вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что у ответчика имелись косвенные основания полагать, что сведения, указанные в справке от 23.05.2019 N 000-0481 по форме 182-н, недостоверны, вследствие чего до направления документов на выплату спорной сумм он обязан был проверить правильность оформления документов, выполнив предусмотренную пунктом 4 части 1 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ процедуру проверки сведений о заработной плате застрахованного лица.
Между тем ответчик не воспользовался своим правом по направлению запроса в территориальный орган истца для проверки сведений о страхователе (ООО "Сибнефтегаз" (ИНН 6319166749, регистрационный N 7777226445)), выдавшем работнику справку о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, то есть не выполнил процедуру проверки достоверности указанных сведений, предусмотренную пунктом 4 части 1 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ.
Ввиду представления истцу недостоверных сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, Бонадыченко О.Е. излишне начислены и выплачены за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности в общей сумме 154 388 рублей 55 копеек.
В силу части 4 статьи 15 Закона N 255-ФЗ суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
Статьей 15.1 этого закона определено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные расходы по смыслу части 2 данной статьи являются убытками, понесенными территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176).
Как верно указано судом первой инстанции, излишняя выплата истцом пособия в рассматриваемом случае произошла в связи с неправомерными действиями ответчика по представлению недостоверных сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности Бонадыченко О.Е.
Несмотря на то, что контроль за полнотой и достоверностью сведений, указанных в пункте 16 Положения, осуществляют территориальные органы Фонда в установленном порядке (пункт 17 Положения), осуществление страховщиком контроля за достоверностью представленных сведений не освобождает страхователя от ответственности за представление сведений.
В связи с тем, что действующее законодательство не предусматривает возможности проверки сведений в момент их поступления от страхователей, поскольку целью пилотного проекта ФСС является именно ускоренная выплата пособия, без проведения проверки документов, основываясь лишь на тех сведениях (реестре без вложений документов), которые представил работодатель, именно на него возложена ответственность за представление недостоверных сведений.
Ответчик, выступая страхователем, действуя с надлежащей степенью осмотрительности и добросовестности, имел возможность направить запрос в территориальный орган истца для проверки сведений о страхователе, выдавшем работнику справку о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений (ООО "Сибнефтегаз" (ИНН 6319166749, регистрационный N 7777226445)), и, в последующем, представить достоверные сведения, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, однако этого не сделал.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом того, что поскольку ответчик несет ответственность за недостоверность представленных истцу сведений, то именно на нем лежит обязанность возвратить излишне выплаченную сумму пособия, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика излишне выплаченного пособия в размере 154 388 рублей 88 копеек.
Довод апелляционной жалобы о том, что на ответчика не возложена обязанность по проверке представленных работником сведений, необходимых для начисления пособия по временной нетрудоспособности, подлежит отклонению ввиду следующего.
Пунктом 10 постановления N 101 установлено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
В соответствии с пунктом 18 этого постановления расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Сказанное свидетельствует о том, что ответчик, действуя разумно и осмотрительно, до передачи истцу сведений, необходимых для начисления пособия по временной нетрудоспособности, обязан был проверить их правильность, поскольку несет риск наступления неблагоприятных последствий в случае нарушения данной обязанности.
Ответственность за правильность начисления и расходования средств фонда социального страхования несет работодатель, принявший неправильно оформленный листок нетрудоспособности без надлежащей проверки.
Помимо этого апелляционная коллегия отмечает, что сведения о прежнем работодателе Бонадыченко О.Е. (общество с ограниченной ответственностью "Сибнефтегаз "Магистраль" г. Самара") указаны в ее трудовой книжке, ввиду чего ответчик, получив листок справку о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений Бонадыченко О.Е. от ООО "Сибнефтегаз", действуя разумно и осмотрительно, должен был направить истцу запрос о проверке данной справки.
Иные доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 12.03.2021 по делу N А68-7783/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-7783/2020
Истец: ГУ Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: ГУЗ "Тульская детская областная клиническая больница"
Третье лицо: Бонадыченко Ольга Евгеньевна