город Чита |
|
17 мая 2021 г. |
Дело N А58-7457/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Каминского В.Л.,
судей Бушуевой Е.М., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новиковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ы акционерного общества "Сахаэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2020 года по делу N А58-7457/2020 по иску государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) (межрайонное) (ИНН 1435267890, ОГРН 1131448000529) к акционерному обществу "Сахаэнерго" (ИНН 1435117944, ОГРН 1021401044830) о взыскании 1 994 296,10 руб.,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне истца - государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435117091, ОГРН 1021401059261),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) (межрайонное) (далее - истец, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Сахаэнерго" (далее - ответчик, АО "Сахаэнерго") о взыскании 1 994 296,10 руб. убытков.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2020 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения и принятии нового судебного акта об отказе в иске, полагая об отсутствии вины ответчика в причинении ущерба, и о наличии у Фонда возможности установить несоответствие сведений, представленных по форме СЗВ-М за март 2020 г., в сравнении с формой, представленной в апреле 2020 г. и в мае 2020 г., своевременно известить страхователя об устранении несоответствий и не принимать решения о доплате пенсии работающим пенсионерам.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, ссылаясь на их необоснованность, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Также Пенсионный фонд представил пояснения с приложением расчетов переплаты пенсий.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2021 года на основании части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена судьи Скажутиной Е.Н. на судью Бушуеву Е.М.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 03.02.2021, 12.03.2021, 31.03.2021.
Участвующие в деле лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, выразили свою правовую позицию, каких-либо ходатайств не заявил, дело апелляционный суд счел подготовленным для рассмотрения и, руководствуясь частью 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежаще извещенного истца. При этом апелляционный суд не оставляет без внимания наличие у сторон возможности в реализации их процессуальных прав путем подачи соответствующих документов в электронном виде по удаленному доступу посредством информационной телекоммуникационной сети "Интернет" через государственную систему "Мой арбитр".
Проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, выслушав представителя истца в судебном заседании, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в установленный законом срок не были представлены индивидуальные сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М в отношении 72 застрахованных лиц (л.д.10, т.1) за период март 2020 года.
В связи с непоступлением в ПФР сведений о работающих в АО "Сахаэнерго" лицах по форме СЗВ-М за март 2020 года, пенсионерам в соответствии со ст. 26.1. Закона N 400-ФЗ была осуществлена выплата страховой пенсии с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии с 01.03.2020 года.
За период с 01.03.2020 года по 31.07.2020 года 72 застрахованным лицам, указанным в списке (л.д.10) была начислена сумма страховой пенсии с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.
08.06.2020 года АО "Сахаэнерго" представило в Управление ПФР в г. Якутске Республики Саха (Якутия) с нарушением установленного законом срока сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М о застрахованных лицах, указанным в списке за март 2020 года, из которых следует, что застрахованные лица, указанные в списке не прекращали работать в АО "Сахаэнерго" в марте 2020 года, в связи с чем застрахованные лица, указанные в списке не имели право получение в марте 2020 года страховой пенсии с учетом индексации размера фиксированной выплаты к ней и корректировки размера пенсии.
Таким образом, несвоевременное представление ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении 72 застрахованных лиц, указанным в списке, повлекло за собой причинение ущерба бюджету Пенсионного фонда РФ в размере 1 994 296,10 руб., что подтверждается протоколами о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии.
Претензия истца от 16.09.2020 N ГА-0903/6782 о возмещении суммы переплаты оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца с иском в суд.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
С данными выводами суд апелляционной инстанции соглашается исходя из следующего.
При принятии решения суд первой инстанции правильно руководствовался положениями статей 1102, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида, либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н (далее - Правила N 885н), и учел правовую позицию, отраженную в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.02.2017 N 306-ЭС16-13489.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам: АО "Сахаэнерго" является страхователем, а работники ответчика (72 человека) - получателями страховой пенсии по старости.
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается, что 22.04.2020 ответчиком представлена форма СЗВ-М (отменяющая) за март 2020 (л.д.114-118, т.2) согласно Постановлению 83п отменяющая форма, подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В данном случае ответчик отменил поданные сведения о работающих застрахованных лицах, представленных 10.04.2020, путем направления отменяющей формы 22.04.2020 в отношении застрахованных в лиц, включая тех, которые являются пенсионерами.
22.04.2020 ответчиком представлена форма СЗВ-М (отменяющая) за март 2020
Довод ответчика со ссылкой на п. 88 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 N 885н, о том, что истец был извещен о факте работы лиц, в отношении которых возникла переплата, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку 22.04.2020 ответчиком представлена форма СЗВ-М (отменяющая) за март 2020 г., которая согласно Постановлению 83п, подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период. В связи с чем в данном случае ответчик отменил поданные сведения о работающих застрахованных лицах, представленных 10.04.2020, путем направления отменяющей формы 22.04.2020 в отношении застрахованных в лиц, включая тех, которые являются пенсионерами.
На основании сведений, представленных ответчиком, у лиц отсутствовал признак "работающих пенсионеров" ввиду отсутствия сведений ответчика за март 2020 г. в отношении лиц, указанных в исковом заявлении.
08.06.2020 ответчиком представлена форма СЗВ-М (дополняющая) за март 2020 г. на работающих у него лиц.
22.04.2020 ответчиком представлена форма СЗВ-М (отменяющая) за март 2020 г.
Таким образом, переплата пенсий возникла за период с 01.03.2020 по 31.07.2020 вследствие непредставления ответчиком сведений о лицах, состоящих с ним в трудовых отношениях в марте 2020 г.
Сведения о том, что данные лица состоят с ответчиком в трудовых отношениях, были направлены в территориальный орган ПФР 08.06.2020, в то время как предельный срок предоставления сведений установлен 15.04.2020.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, поскольку в последующих месяцах сведения индивидуального (персонифицированного) учёта в отношении указанных лиц представлялись в предусмотренные законом сроки и приняты Фондом без замечаний, у истца отсутствовали основания для излишнего начисления и выплаты пенсии.
Между тем, из совокупного анализа частей 1, 3, 4, 6, 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27), пунктов 86, 88 и 90 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н), следует, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, выплачивается страховая пенсия и фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) без учета индексации (увеличения). Право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер. Выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности, то ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) подлежит пересмотру путем вынесения нового решения. Выплаты сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится соответствующее решение, без удержания за прошлое время.
Согласно статьям 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 28 Закона N 400 причиненный Пенсионному фонду ущерб в виде перерасхода средств на выплату пенсий и фиксированной выплаты к пенсии вследствие представления недостоверных сведений или несвоевременного представления сведений о работающем застрахованном пенсионере подлежит возмещению.
В рассматриваемом случае, сведения о работающих пенсионерах за март 2020 года Обществом в исходных формах СЗВ-М были представлены 08.06.2020.
Согласно сведениям по форме СЗВ-М последующие месяцы 2020 года, представленным страхователем в установленные сроки, застрахованные лица осуществляли трудовую деятельность.
В рассматриваемом случае период, за который просит взыскания Фонд, определен с 01.03.2020 по 31.07.2020, т.е. до момента с которого Фонд должен был прекратить и прекратил выплату индексированной пенсии.
Как следует из положений части 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
С учетом указанных норм права и установленных обстоятельств, при которых сведения на работающих пенсионеров ответчиком за март 2020 г. представлены не были, по мнению апелляционного суда, Фонд не располагал и не мог располагать сведениями о факте трудовых отношений. Также Фонд не вправе выйти за рамки процедуры перерасчета пенсий, установленных ст. 26.1. Закона N 400-ФЗ.
Наряду с изложенным, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что исходя из положений пункта 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), у истца была возможность проверить сведения, представленные ответчиком, в течение месяца: за март 2020 - до 15.04.2020, а в совокупности со сведениями, представленными впоследствии в апреле 2020 - до 15.05.2020, за май 2020 - до 15.06.2020. Поскольку решения по выплатам страховой пенсии произведены истцом 01.03.2020, а с 01.03.2020 года по 31.07.2020 спорные суммы зачислены на счета пенсионеров, с учетом сроков проверки сведений, к указанной дате сроки на проверку отчетов за март 2020 г. для выявления несоответствия не истекли, соответственно, фонд не мог располагать информацией о недостоверности представляемых ответчиком сведений применительно к марту 2020 г.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае именно непредставление ответчиком в установленный законом срок индивидуальных сведений за спорный период привело к возникновению излишней выплаты сумм страховых пенсий. Доказательств злоупотребления правом со стороны Фонда или застрахованных лиц суду не представлено.
Поскольку размер убытков, вина ответчика, причинно-следственная связь между его бездействием и причиненным ущербом, невозможность предотвращения истцом суммы ущерба, подтверждены материалами дела, суд первой инстанции правомерно резюмировал о наличии оснований для удовлетворения требований в заявленном размере.
Расчет ущерба судом проверен, признан верным, ответчиком надлежащими доказательствами не оспорен, контррасчет не представлен.
Доводы апелляционной жалобы проверены в полном объеме, не опровергают правильные выводы суда первой инстанции и не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, либо влияли на обоснованность и законность судебного решения.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в том числе и безусловные.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2020 года по делу N А58-7457/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Л. Каминский |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-7457/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха Якутия межрайонное
Ответчик: АО "Сахаэнерго"
Третье лицо: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Якутске РС Я