г. Челябинск |
|
17 мая 2021 г. |
Дело N А07-28607/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Армманек групп" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.03.2021 по делу N А07-28607/2020.
Арбитражный суд Республики Башкортостан обратился Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей (далее - заявитель, Комитет, административный орган) с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Армманек групп" (далее - лицо, привлекаемое к административной ответственности, ООО "Армманек групп", общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено, ООО "Армманек групп" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Податель апелляционной жалобы полагает, что объект отвечает признакам предприятия общественного питания.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Армманек групп" (далее Общество) имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания серии Б N 172378, регистрационный номер N 02РПО0001910 от 09.06.2018 сроком действия до 08.06.2021, предоставляющую право на осуществление лицензируемого вида деятельности в обособленном подразделении по адресу: 450004, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Террасная, д. 1д (буфет).
31.08.2020 Государственным комитетом Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей (далее Комитет) на основании приказа от 28.08.2020 N 406 осуществлено наблюдение, в ходе которого установлено нарушение Обществом лицензионных требований, установленных пунктом 4 статьи 16, пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закона N 171-ФЗ), а именно: торговый объект не является объектом общественного питания в соответствии с требованиями ГОСТа 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", что является нарушением лицензионных требований.
По результатам проверки составлен акт от 31.08.2020, протокол осмотра от 31.08.2020, фототаблица, протокол об административном правонарушении от 19.10.2020 N 646-Л-20 по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ.
На основании ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Комитет обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Армманек групп" к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Армманек групп" состава вменяемого правонарушения.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Пунктом 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено право должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3.16 Постановления Правительства Республика Башкортостан от 14.03.2013 N 87 "Об утверждении Положения о государственном комитете Республика Башкортостан по торговле и защите прав потребителей" Комитет осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, протокол составлен уполномоченным органом.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота данной продукции.
Объективная сторона правонарушения состоит в ведении деятельности по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований и условий.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Пунктом 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ установлено, что под оборотом указанной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа.
В силу пункта 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ, под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Пунктом 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ определено, что под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Пунктом 10 статьи 16 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что организации, (за исключением бюджетных учреждений), осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции), при оказании услуг общественного питания должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.
Согласно пункту 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036 (далее - Правила оказания услуг общественного питания), услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества (пункт 6 Правил оказания услуг общественного питания).
Общие требования и классификация предприятий (объектов) общественного питания различных типов устанавливает ГОСТ 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", введенный в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1676-ст (далее - ГОСТ 30389-2013), который распространяется на предприятия (объекты) общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ 30389-2013 под предприятием (объектом) общественного питания понимается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
В пункте 5.3 ГОСТ 30389-2013 предусмотрено, что на предприятиях (объектах) общественного питания различных типов должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей, сохранность их имущества и выполняться требования нормативных правовых актов, нормативных правовых и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.
Буфет - это предприятие (объект) общественного питания, реализующее с потреблением на месте ограниченный ассортимент продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности, в том числе холодные и горячие блюда, закуски, мучные кулинарные, хлебобулочные и кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары (пункт 3.6 ГОСТ 30389-2013; пункт 31 "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения", утвержденный Приказом Росстандарта от 27.06.2013 N 191-ст).
В таблице Б.1 ГОСТ 30389-2013 приведены минимальные требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов, в том числе и буфетам, в частности требования к зданиям, к помещениям для потребителей.
Обязательным требованием к помещениям буфета является наличие туалетных комнат, оборудованных туалетными кабинами, умывальниками с зеркалом, электророзетками, туалетной бумагой, мылом или диспенсером с жидким мылом, бумажными полотенцами или электрополотенцами, крючками для одежды, корзиной для мусора.
Комитетом при визуальном осмотре установлено, что обособленном подразделении Общества по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Террасная, д. 1д, отсутствуют характерные для предприятия общественного питания признаки: в буфете отсутствует зал обслуживания посетителей; не осуществляется приготовление ограниченного ассортимента изделий, напитков несложного приготовления, из полуфабрикатов и готовых изделий промышленного изготовления. В объекте отсутствует кухня, посуда и столовые приборы, столовое белье, предметы декора, винная карта и прейскурант цен на алкогольную продукцию. Отсутствуют условия для соблюдения правил личной гигиены для посетителей, а именно: сантехнический узел для посетителей отсутствует. Услуги общественного питания не оказываются.
В ходе осмотра объекта Комитетом установлено, что Общество имеет одну входную группу, снаружи на входе расположена вывеска "Азык-тулек, всегда свежее, "Мечта", продукты", ООО "Армманек групп", ОГРН 1180280014012, ИНН 0274935380, время работы: 8.00-01.00 без перерыва и выходных".
На входе в объект размещено объявление: "Уважаемые покупатели! С целью недопущения распространения коронавирусной инфекции администрация магазина просит вас при совершении покупок в магазине соблюдать следующие правила: вход в магазин исключительно в масках и перчатках!".
Объект имеет торговый зал, оснащенный оборудованием для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Вся представленная в объекте продукция, в том числе, алкогольная, обозначены ценниками ООО "Армманек групп".
При входе в объект торговли располагаются покупательские корзины, стеллажи с табачной продукцией, установлены холодильные камеры с мороженым и продуктами глубокой заморозки - рыба, мясо, пельмени, голубцы и др.; пять холодильных камер с пивом, три холодильных стеллажа с молочной продукцией, колбасными и рыбными изделиями, стеллажи, используемые в качестве витрин для выкладки ассортимента реализуемых овощей, фруктов, бакалеи, печенья, вафли, хлеб, шоколад, чипсы, сухарики, макароны, крупы, чай, кофе, масло, сода, товары для животных, бытовая химия, средства личной гигиены, перчатки, нижнее белье, одежда, техника и другое. Розничная продажа осуществляется по системе самообслуживания.
На момент осмотра осуществляется розничная продажа алкогольной продукции 134 наименований в количестве 474 бутылок. Алкогольная продукция выставлена на витрине с ценниками Общества, с указанием на единицу потребительской тары, для дальнейшей продажи населению, что по своей сути является офертой о заключении договора купли-продажи.
Таким образом, объект Общества по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Террасная, д. 1д, не соответствует требованиям, установленным для предприятия общественного питания по типу "буфет", фактически не оказывает услуги общественного питания, реализует свою продукцию как торговый объект (магазин), что является нарушением требований пункта 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
В своей жалобе апеллянт указывает на то, что необходимый ассортимент товара, обязательный для типа предприятия общепита "буфет" в торговом объекте общества имеется.
При этом согласно ГОСТ 30389-2013 применительно к буфетам не устанавливает требования о наличии зала обслуживания, однако в силу пункта 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей. Под залом обслуживания понимается специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него (пункт 16 ГОСТ 31985-2013).
Пунктом 5 статьи 16 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что в объектах общественного питания не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением розничной продажи такой продукции, связанной с оказанием услуг общественного питания.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2016 N 46-АД16-5, несоответствие объекта общественного питания требованиям ГОСТа, устанавливающим требования к предприятиям общественного питания, позволяет сделать вывод, что такой объект по своей сути предприятием общественного питания не является.
В рамках производства по делу об административном правонарушении установлено, что торговый объект, расположенный по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Террасная, д. 1д, не имеет признаков предприятия общественного питания, установленных Минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов, утвержденных ГОСТ 30389-2013(не осуществляется приготовление блюд высокой степени готовности и напитков несложного изготовления, отсутствуют холодные и горячие блюда, закуски. В объекте отсутствует кухня, посуда и столовые приборы, столовое белье, прейскурант цен на алкогольную продукцию, в продаже имеются непродовольственные товары).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами административного органа о несоответствии торгового объекта предпринимателя категории предприятий общественного питания, в связи с чем, довод апелляционной жалобы об обратном является несостоятельным и подлежит отклонению.
На основании изложенного, следует признать доказанным наличие в действиях ООО "Армманек групп" события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Осуществляя предпринимательскую деятельность, связанную с оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, Общество должно было знать нормативные положения, регламентирующие порядок осуществления такой деятельности и соблюдать установленные им требования, а также предвидеть негативные последствия неисполнения этих требований. Обществом не были предприняты достаточные меры для предотвращения совершения правонарушения.
С учетом изложенного, суд посчитал подтвержденной вину ООО "Армманек групп" в совершении вмененного ему нарушения (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
С учетом изложенного, поскольку Обществом нарушены требования статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
По итогам оценки фактических обстоятельств дела, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания последствиям допущенного нарушения, суд первой инстанции не нашел оснований для освобождения Общества от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Поскольку признание правонарушения малозначительным отнесено к судейскому усмотрению, вывод суда первой инстанции в этой части основан на внутреннем убеждении, соответствует материалам дела и закону не противоречит, оснований для его переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Процедура привлечения к административной ответственности не нарушена. Процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа, ущемляющие права заявителя также отсутствуют.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок не пропущен.
В связи с отсутствием в деле сведений об отягчающих ответственность обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции посчитал возможным назначить обществу административный штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ в размере 50 000 рублей, без конфискации, то есть в пределах санкции статьи.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.03.2021 по делу N А07-28607/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Армманек групп" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-28607/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ТОРГОВЛЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Ответчик: ООО "АРММАНЕК ГРУПП"