г. Санкт-Петербург |
|
17 мая 2021 г. |
Дело N А56-102237/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Нестерова С.А., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Короткевич В.И.,
при участии:
от заявителя: Муравьев А.В. по доверенности от 21.11.2019;
от ответчика: Кульбертинова А.Н. по доверенности от 04.03.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6587/2021) ПАО "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2021 по делу N А56-76979/2020, принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее - ПАО "Россети Ленэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, УФАС, ответчик) от 23.10.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-425/2020, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Решением суда от 03.02.2021 оспариваемое постановление Управления изменено в части назначения наказания, штраф снижен до 400 000 руб.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы в действиях Общества отсутствует состав правонарушения, поскольку Правила не предусматривают возможность переоформления документов в отношении части присоединенного объекта; кроме того, имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал; представитель Управления доводы жалобы отклонил по основаниям, приведенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Управление поступила жалоба (вх. N 2257 от 02.03.2020) АО "Ленинградская областная электросетевая компания" (далее - АО "ЛОЭСК") на действия (бездействие) Общества, содержащая сведения о нарушении Обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В ходе рассмотрения жалобы Управлением установлено, что 14.01.2020 АО "ЛОЭСК" направило заявку на переоформление документов о технологическом присоединении.
Поводом для обращения АО "ЛОЭСК" в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении послужило получение от общества с ограниченной ответственностью "Маг" в субаренду электросетевого имущества - КЛ-6кВ от ПС "Гатчина" до ИП-101 ф.2, КЛ-6 от ПС "Гатчина" до ТП101 ф.18, расположенного по адресу: Ленинградская обл., г. Гатчина, пр. 25 Октября, д. 42, на основании договора субаренды N 00-1095/2019АРХ от 05.11.2019.
В ответ на указанную заявку от 14.01.2020 в адрес АО "ЛОЭСК" направлены запросы от 23.01.2020 и 19.02.2020 N ЭСКЛ/16-01/3283 о необходимости предоставления договора аренды, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "МАГ" и обществом с ограниченной ответственностью "Ренессанс", а также сведения о его государственной регистрации.
Иных причин невозможности восстановления (переоформления) документов заявителем не указывалось.
Исходя из установленного пунктом 69 Правил N 861 срока выдачи переоформленных документов (7 дней), следует, что решение по заявлению о переоформлении документов (в том числе запрос дополнительных документов) должно быть принято сетевой организацией в 7-дневный срок.
В установленный законом 7-дневный срок акт об осуществлении технологического присоединения по заявке АО "ЛОЭСК" N 00-02/55 от 14012020 не поступил, что послужило основанием для обращения АО "ЛОЭСК" в антимонопольный орган.
По результатам проверки фактов, изложенных в обращении, Управление пришло к выводу о нарушении ПАО "Россети Ленэнерго" требований пункта 69 Правил N 861, в связи с чем определением от 13.03.2020 в отношении ПАО "Россети Ленэнерго" возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
Уполномоченным должностным лицом Управления 26.03.2020 в отношении Общества составлен протокол по делу N 047/04/9.21-425/2020 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 23.10.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-425/2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, вместе с тем посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер штрафа до 400 000 руб.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно части 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Указанные Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), а также порядок переоформления документов о технологическом присоединении (раздел VII Правил N 861).
Согласно пункту 57 Правил N 861 восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии, собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 861 заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств (далее - лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов, в том числе в случае переоформления документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Перечень документов, которые прилагаются к заявлению о переоформлении документов о технологическом присоединении, определен пунктом 62 Правил N 861.
В соответствии с пунктом 69 Правил N 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в", "г", "е" пункта 62 настоящих Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 настоящих Правил), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении, указанные в заявлении о переоформлении документов, с учетом особенностей, установленных пунктом 61 настоящих Правил.
За нарушение субъектом естественной монополии вышеназванных Правил предусмотрена административная ответственность по статьей 9.21 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, что АО "ЛОЭСК" направило Обществу заявление от 17.01.2020 N 20-641 на переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой владельца объектов электросетевого хозяйства, расположенных по указанному адресу, к которому приложены акт технологического присоединения от 28.12.2019 N 00-0099-ПМ-19, договор субаренды электросетевого оборудования от 05.11.2019 N 00-1095/2019АРХ, акт приема-передачи, перечень имущества.
Судом также установлено, что решение по заявлению о переоформлении документов (в том числе запрос дополнительных документов) принято Обществом с нарушением срока, установленного пунктом 69 Правил N 861. Проект акта технического присоединения получен АО "ЛОЭСК" лишь 03.12.2020.
При этом, как установлено судами, ранее Общество было привлечено к административной ответственности за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения).
Повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Общество в материалы дела не представлено. ПАО "Россети Ленэнерго" имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Правил N 861.
Довод Общества о том, что АО "ЛОЭСК" приобрело право владения только частью энергоустановки, не имеет правового значения, поскольку АО "ЛОЭСК" не подавало заявления о переоформлении документов о технологическом присоединении в отношении энергопринимающих устройств потребителя.
Ссылки подателя жалобы на решения Федеральной антимонопольной службы от 20.11.2020 N 09/101836/20, N 09/101831/20, от 23.11.2020 N 09/102040/20 отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку указанные решения приняты Федеральной антимонопольной службой по делам об административных правонарушениях в отношении иного лица и не носят преюдициального либо обязательного характера для рассмотрения настоящего спора.
Ссылка Общества на то, что Правила не предусматривают возможность переоформления документов в отношении части присоединенного объекта, также не принимается апелляционной коллегией, поскольку противоречит выданному Обществом проекту акта технического присоединения.
Общество также ссылается на пункт 58 Правил N 861, утверждая, что при обращении о переоформлении документов смежной сетевой организации порядок переоформления документов устанавливается соглашением сторон.
Апелляционная коллегия не может признать данный довод обоснованным в силу следующего.
Действительно, согласно пункту 58 Правил N 861 в случае когда в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов обращается смежная сетевая организация или собственник (иной законный владелец) объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, права и обязанности сторон, возникающие в связи с восстановлением (переоформлением) документов таких сетевых организаций, собственников (иных законных владельцев), а также порядок определения максимальной мощности присоединенных объектов электросетевого хозяйства или установленной генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии устанавливаются соглашением сторон.
Действуя добросовестно, при получении заявления о переоформлении документов, Общество, полагая необходимым заключения такого соглашения, должно было направить сетевой организации проект соглашения о переоформлении документов, однако из материалов дела следует, что в ответ на заявление АО "ЛОЭСК", поступившее 17.01.2020, Общество письмами от 23.01.2020 и 19.02.2020 указывало лишь на непредставление необходимых документов, а именно договора аренды между ООО "Ренессанс" и ООО "МАГ" с отметкой о государственной регистрации. Также Общество в своих ответах не ссылалось на невозможность переоформления документов только на часть объектов электросетевого хозяйства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, апелляционным судом не установлено.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, суд первой инстанции посчитал, что штраф в размере 800 000 руб. будет являться чрезмерным, не соответствующим тяжести совершенного правонарушения и носит неоправданно карательный характер, в связи с чем суд посчитал возможным с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, снизить размер назначенного Обществу оспариваемым постановлением наказания до 400 000 руб. (1/2 размера санкции).
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное судом первой инстанции наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 февраля 2021 года по делу N А56-102237/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-102237/2020
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области