г. Челябинск |
|
17 мая 2021 г. |
Дело N А47-17649/2020 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Плаксиной Н.Г., рассмотрел в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18 марта 2021 г. по делу N А47-17649/2020.
Общество с ограниченной ответственностью "Природа" (далее - заявитель, общество, ООО "Природа") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, ГЖИ по Оренбургской области) о признании незаконным и отмене постановления N 40/01-147-2020 от 30.11.2020 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощённого производства в соответствии со статьёй 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.03.2021 в удовлетворении требований отказано.
ООО "Природа" (далее также - апеллянт) с принятым судебным актом не согласилось, обратившись с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, в действиях регионального оператора по обращению с ТКО отсутствуют нарушения обязательных требований, установленных пунктом 17 Приложения N 1 к Правилами N354.
Так как специальная площадка складирования крупногабаритных отходов (далее также - КГО) отделена ограждением от контейнерной площадки, на которой расположены контейнеры, она не может считаться контейнерной площадкой, т.е. местом (площадкой) накопления КГО по смыслу Правил N 1156.
Следовательно, при определении периодичности вывоза КГО со специальной площадки складирования КГО, региональный оператор не обязан руководствоваться Правилами N 354, так как данные правила устанавливают периодичность вывоза ТКО именно с места (площадки) накопления ТКО, которое является контейнерной площадкой с расположенными на ней контейнерами и бункерами.
В связи с тем, что Правила N 354 не устанавливают периодичность вывоза КГО со специальной площадки складирования КГО, региональный оператор руководствуется пунктом 3 Правил N 1156 и осуществляет вывоз с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласно которому вывоз КГО необходимо производить не реже 1 раза в 7 календарных дней.
Региональный оператор считает, что проверка жилищной инспекции была проведена с нарушением пункта 148 (49) Правил N 354.
В адрес регионального оператора уведомлении о предоставлении коммунальной услуги с перерывами, превышающими установленную продолжительность от потребителей не поступало, следовательно, потребителем не соблюден порядок, утвержденный разделом X Правил N 354, а именно акт потребителем о нарушении региональным оператором обязательств по договору (типовому) не составлен, оператору не вручен, что позволяет сделать вывод о неполной проведенной проверке.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии со статьей 272Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без проведения судебного заседания после истечения срока для предоставления отзыва на апелляционную жалобу - 19.04.2021.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Природа" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1175658009053 и с 01.01.2019 на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Оренбургской области от 28.04.2018 является региональным оператором, оказывающим коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в Оренбургской области.
В ГЖИ по Оренбургской области 08.04.2020 поступили материалы (акты осмотра контейнерной площадки), содержащие информацию о ненадлежащем предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а именно: несвоевременный вывоз крупногабаритных отходов с контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Оренбург, ул. Салмышская, д. 4.
По данному факту 08.05.2020 должностным лицом административного органа вынесено определение N 19 о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ и проведении административного расследования в отношении ООО "Природа", копия которого 08.05.2020 вручена обществу.
В рамках расследования административный орган направил в адрес общества, а также иные организации запросы о предоставлении необходимой информации. 20.05.2020 общество представило в административный орган ответ на запрос, в котором указало на то, что вывоз отходов с данной контейнерной площадки за период с 30.03.2020 по 07.04.2020 осуществлялся в соответствии с СанПиН 2.1.7.3550-19, в том числе крупногабаритных отходов - не реже 1 раза в 7 дней, также приложило обосновывающие документы - отчет по посещению геозон, в соответствии с которым вывоз твердых коммунальных отходов осуществлялся обществом ежедневно, а вывоз крупногабаритных отходов за указанный период осуществлялся 30.03.2020 и 04.04.2020, что не превышает установленной СанПиН 2.1.7.3550-19 периодичности (л.д. 54-55).
В рамках административного расследования 26.05.2020 административным органом произведен опрос представителя общества, которая пояснила, что все пояснения содержатся в письменных объяснениях от 20.05.2020.
По результату проведенного расследования административным органом установлено, что в период с 31.03.2020 по 03.04.2020 коммунальная услуга по вывозу крупногабаритных отходов обществом не предоставлялась, что является нарушением режима обеспечения предоставления гражданам коммунальной услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами.
По данному факту 04.08.2020 административным органом в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени составления протокола (уведомление от 23.07.2020, полученное 24.07.2020, л.д. 32), в отношении ООО "Природа" составлен протокол об административном правонарушении N ПЛ-19, из которого следует, что общество не обеспечило в период с 31.03.2020 по 03.04.2020 гражданам, проживающим в жилых домах N 2,4,6 по ул. Салмышская, доме N 36/3 по ул. Волгоградская г. Оренбурга, предоставление коммунальной услуги по вывозу крупногабаритных отходов (л.д. 30,31).
Определением административного органа N 147/4 от 12.11.2020 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 26.11.2020. Копия определения получена обществом 19.11.2020.
По результату рассмотрения дела об административном правонарушении 30.11.2020 (резолютивная часть объявлена 26.11.2020) административным органом в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 40/01-147-2020, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ. За выявленное правонарушение обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб. Постановление направлено в адрес ООО "Природа" посредством почтовой связи и получено им 22.12.2020.
Считая указанное постановление незаконным, заявитель 31.12.2020 обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, а также об отсутствии со стороны административного органа процедурных нарушений при привлечении общества к административной ответственности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно Правилам N 354, исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2); одним из видов коммунальных услуг является обращение с твердыми коммунальными отходами (то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах) (подпункт "ж" пункта 4).
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1156 крупногабаритными отходами являются твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Таким образом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, Правилами N 1156 прямо предусмотрено, что крупногабаритные отходы входят в состав твердых коммунальных отходов.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, этими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт "а" пункта 148 (22) Правил N 354).
Пунктом 17 Приложения N 1 Правил N 354 определено, что обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления осуществляется в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °С и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °С.
Общество "Природа", являясь региональным оператором по обращению с ТКО на территории Оренбургской области, обязано соблюдать указанные нормативные требования и является субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Из оспариваемого постановления следует, что обществу вменено непредоставление надлежащим образом в период с 31.03.2020 по 03.04.2020 коммунальной услуги по обращению с ТКО в виде крупногабаритных отходов для потребителей, проживающих в жилых домах N 2,4,6 по ул. Салмышская, доме N 36/3 по ул. Волгоградская г. Оренбурга, что является нарушением пункта 17 Приложения N 1 к Правилам N 354.
При этом как верно отмечено судом первой инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 одним из требований к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО является обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления, а Правилами N 1156 прямо предусмотрено, что крупногабаритные отходы входят в состав твердых коммунальных отходов, следовательно, в рассматриваемом случае общество "Природа" как лицо, оказывающее потребителям коммунальную услугу при исполнении типового договора, заключенного в порядке абзаца 4 пункта 8.17 Правил N 1156 с потребителями, проживающими в жилых домах N2,4,6 по ул. Салмышская, в доме N36/3 по ул. Волгоградская г. Оренбурга, в части периодичности оказания коммунальной услуги должно руководствоваться, прежде всего, правилами предоставления таких услуг, а именно Правилами N 354, которые устанавливают строгое требование к периодичности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, в том числе, в виде крупногабаритных отходов.
Однако доказательств, подтверждающих, что коммунальная услуга по обращению с ТКО в виде крупногабаритных отходов в период с 31.03.2020 по 03.04.2020 предоставлялась потребителям заявителем не представлено.
Факт необеспечения в течение длительного времени коммунальной услуги по вывозу ТКО в виде крупногабаритных отходов гражданам, проживающим в жилых домах N 2,4,6 по ул. Салмышская, доме N 36/3 по ул. Волгоградская г. Оренбурга, подтверждается актом осмотра контейнерной площадки от 03.04.2020 с приложенными к фотоматериалами, показаниями свидетеля Герасименко Т.В. от 03.06.2020, согласно которым вывоз КГО производится нерегулярно, а также представленными в административный орган объяснениями заявителя, согласно которым вывоз крупногабаритных отходов с контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Оренбург, МКД N 2,4,6 по ул. Салмышская, в доме N 36/3 по ул. Волгоградская, в период с 30.03.2020 по 07.04.2020 осуществлялся 30.03.2020 и 04.04.2020.
Таким образом, установив, суд первой инстанции пришел к верному выводу о предоставлении обществом потребителям, проживающим в доме N 2,4,6 по ул. Салмышская, в доме N 36/3 по ул. Волгоградская г. Оренбурга, коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества.
Доводы общества со ссылкой на нормы СанПиН 2.1.7.3550-19 и СанПиН 42-128-4690-88 правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку в данном случае речь идет не о нарушении санитарных норм, а о нарушении нормативного уровня или режима обеспечения потребителей коммунальной услугой по обращению с ТКО, при этом отношения по предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями данной коммунальной услуги регулируется специальным нормативным правовым актом - Правилами N 354, которые устанавливают строгое требование к периодичности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, в том числе в виде крупногабаритных отходов.
На основании изложенного апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) общества события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения административным органом исследован, при производстве по делу об административном правонарушении вина общества в совершении административного правонарушения установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех необходимых мер, направленных на выполнение установленного порядка накопления ТКО на территории Оренбургской области, не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Доводы апеллянта о проведении инспекцией проверки с нарушением требований, установленных пунктом 148 (49) Правил N 354, подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В рассматриваемом случае поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении общества явились поступившие в ГЖИ по Оренбургской области из Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (захламление твердыми коммунальными отходами контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Оренбург, по ул. Салмышская, д.4).
Таким образом, довод Общества о проведении инспекцией проверки с нарушением требований пункта 148 (49) Правил N 354 несостоятелен, поскольку проверка в данном случае инспекцией не проводилась. Протокол об административном правонарушении в отношении общества "Природа" составлен не по результатам проверки, а по результатам административного расследования, возбужденного на основании материалов, поступивших в инспекцию из Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Более того, согласно информации контакт-центра, за период с 01.03.2020 по 12.04.2020 на телефонные номера ООО "Природа" поступали обращения граждан по теме невывоза отходов с контейнерной площадки.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание назначено в минимальном размере санкции статьи 7.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности административного правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18 марта 2021 г. по делу N А47-17649/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-17649/2020
Истец: ООО "Природа"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области